Цены сошли с ума
Поддержать

Цены сошли с ума

Абу Алиев


Не проходит и дня, чтобы из высоких правительственных кабинетов, с оперативных совещаний в акиматах не спускались ЦУ, призванные обуздать галопирующие цены на продовольствие, ТНП и основные виды услуг. Устанавливаются так называемые ценовые пороги, подписываются меморандумы, организуются сезонные ярмарки или конвоирование продовольственных караванов с севера на юг или наоборот. Увы, кавалерийские наскоки пока не переломили тенденцию на общем фронте.


Результат обескураживает. Сегодня казахстанцы переплачивают за продовольствие в разы, причем по официальным данным (см. табл. 1). К примеру, после таможенной очистки килограмм импортного картофеля стоит 30 тенге, хотя уже на рынках нашей республики этот товар продается не дешевле 70 тенге за килограмм. Примерно такое же различие и в ценах на другие виды овощей и фруктов. Больше всего перекупщики зарабатывают на перепродаже помидоров, бананов и апельсинов, увеличивая цены почти втрое. Меньше всего «накручивают» стоимость моркови — без малого на 100 процентов.
Возникают вопросы: откуда такие заоблачные цены? как так получилось, что отечественные производители продовольствия не в состоянии конкурировать с иностранцами, хотя, как принято считать, опираются на государственную поддержку, не платят за таможню, да и транспортные расходы несут сравнительно мизерные?
Как считает глава государства, нынешний кризис заставляет вновь задуматься о роли государства в экономике, поднять требования к качеству государственного управления. «Внутреннюю систему цено-образования должны регулировать местные органы власти, но иногда мы видим другую картину — в этой цепочке, в этих «серых» схемах сидят оптовики, базаркомы, акиматы, контролирующие правоохранительные органы, подразделения Министерства индустрии и торговли, какие-то другие инспектирующие органы, которые по сути своей как раз и должны отслеживать и не допускать повышения цен». Кроме того, на стоимость продовольствия напрямую влияет политика крупных торговых сетей, которые диктуют поставщикам кабальные условия реализации.
Возьмем для примера ситуацию с мясо-молочными продуктами. В настоящее время сельские подворья страны дают на внутренний рынок 90% молока, 83% мяса. В то же время закупочные цены на молоко ниже розничных в 8 раз, на мясо в 3 раза, а расходы на их производство зачастую выше выручки от реализации. Как известно, конечные цены на молоко и мясо полностью зависят от стоимости кормов и услуг по содержанию хозяйства. Зерновые компании, забрав у крестьян земли в свое распоряжение, не несут никакой ответственности перед страной за снабжение населения продуктами животноводства, именно поэтому сено, фуражное зерно, услуги по содержанию сельского подворья предоставляются жителям села в 3–4 раза выше себестоимости. Схожая картина вырисовывается в случае с сахаром. Цены на него составляют почти 200 тенге, хотя за килограмм товарной сахарной свеклы заводы оплачивают всего лишь 4 тенге. Томаты на юге страны остаются не собранными, гибнут на корню из-за низкой закупочной стоимости. Вместе с тем на рынке северных областей полно помидоров из России. Такое положение деформирует принципы ценообразования, сдерживает развитие подворий.
Здесь одной из базовых проблем, кочующих из года в год, выступают слабые мощности по хранению сельхозпродукции и ее переработке. В советское время имеющаяся инфраструктура позволяла Казахстану не только покрывать свои потребности в продовольствии, но и снабжать другие республики. Это притом что официально установленная потребительская корзина в СССР был почти вдвое увесистее, чем сейчас. В начале 1990-х всё это добро в одночасье перешло в частные руки и… в основной массе стало использоваться не по прямому назначению, а то и просто развалено.
Всё дело в том, что, сведя реформы на селе к либерализации цен и производства, реорганизации и приватизации сельскохозяйственных предприятий, широкой фермеризации и отстранению от функции экономического регулирования, государство практически свернуло инвестиционную и финансовую поддержку АПК, его материальное и техническое обеспечение. В результате оказалась разрушена и без того недостаточно развитая производственная база, деградируют земли, прекратили производственную деятельность большинство животноводческих комплексов, птицефабрик, резко уменьшили объемы производства племенные заводы, селекционные центры и т.д. За это время принималось немало программ по поддержке села, улучшению условий кредитования, но в ряде случаев их претворение в жизнь оставляло желать лучшего.
Проблема не ограничивается социально-экономической стороной. По нормативам Всемирной продовольственной организации государство считается «самодостаточным» в плане обеспечения продуктами питания, если доля импортируемого им продовольствия не превышает 15% от общей потребности населения. Казахстан, судя по этим оценкам, уже давно потерял свою продовольственную безопасность. Сегодня республика завозит до 20% потребляемой говядины и свинины, 60% рыбы, до 30% молочных продуктов, 80% сыра, 50% подсолнечного масла, до 50% овощей и фруктов, 40% картофеля.
Да, кое-какие товарные позиции Казахстан производит с избытком, и, казалось бы, внутренние цены должны быть щадящими. Например, 95% нашего сельскохозяйственного экспорта состоит из зерна и муки. Но если на внешнем рынке тонна пшеницы обходится в 120–130 американских долларов, то пшеница на хлеб уже внутри страны отпускается в два раза дороже. Или же нефть. Государство, производящее по 5 тонн нефти на жителя, испытывает хронический дефицит ГСМ. Жители страны-поставщика тратят из семейного бюджета на бензин 12–13%, а в странах–потребителях нефтепродуктов — только 2–3%. Из-за разрушения системы переработки шерсти на экспорт идет 85% хлопка-сырца и лишь оставшаяся часть осваивается либо вовсе гибнет. Как итог, на одного жителя в год выпускается 2 квадратных метра ткани, а на 32 жителя — только одна пара обуви.
Но почему уже который год попытки навести порядок на рынке продовольствия не приносят успеха? Это может говорить либо о недостатке профессионализма, либо о преобладании определенных корпоративных интересов над государственными. Впрочем, возможны и вовсе экзотичные объяснения. Запомнился один коммент с Зоны.кз (стилистика сохранена):
«А вот я знаю, почему повышение на все, это забота партии и правительства о гражданах. Повышение цен на подсолнечное масло до 700 тг и сравнивание его с ценой оливкового — это забота о здоровье граждан, ибо в подсолнечном много холестерина, но из-за большой цены оливковое не покупали, а теперь все казахстанцы будут брать только качественное оливковое масло, что значительно сократит сердечно-сосудистые заболевания. Поднятие цен на хлеб связано с ожирением и отолстением казахстанцев — ну много хлеба жрут, нигде в мире столько не жрут, что скажется положительно на внешнем виде, экономии материалов на верхнюю одежду на 20–30%. Дальнейшее повышение цен на электроэнергию приведет не только к ее экономии, но и к повышению рождаемости, потому еще можно предложить в зимнее время отключать электроэнергию с 21 до 01 часа, этим мы увеличим население к 2030 году до 30–40 млн здоровых казахстанцев. При всем вышеизложенном для подкрепления здорового образа жизни предлагается снизить заработную плату на 30–40%, поднять цены на бензин на 80–90% (сделать бензин внутри страны дороже, чем в Антарктиде, в 2 раза и Арктике — в 3), что приведет к повышению здоровья граждан (хождение пешком).
Таким образом, к 2030 году у нас потребление продуктов питания, электро-энергии, лекарств снизится практически на 85–95%. Исходя из такого снижения масса (живой вес казахстанца) приблизится в среднем к 8–10 кг. Такой вес очень выгоден для государства, ибо отпадет надобность в средствах передвижения (поездах, самолетах, автомобилях), передвижение будет очень простым. Государство выделит всем по белой простыне (все бесплатно, за счет резервного фонда будущих поколений, будет закуплено 35–40 млн кв. м в Таджикистане), на которых все и будут передвигаться в пространстве по ветру (с ветром у нас в республике проблем нет). При этом никаких последствий для организма не будет, ибо при весе 8 кг будет очень сложно разбиться насмерть. Единственное, что пока не продумано в данной программе развития, — это якоря для наших жителей. Ибо в неблагоприятную ветреную погоду все 30–40 млн жителей может унести в Россию или Китай. Но над этим сейчас работают наши ученые».
Ну а если серьезно, то основная проблема отечественной экономики в целом и процесса ценообразования в частности — это отсутствие транспарентности. Ценообразование на сырье и товары для продажи как внутри страны, так и на экспорт абсолютно непрозрачно. Цены разные, однако что, почем и куда отгружается — фактически неизвестно. Это знают лишь участники сделки и, пользуясь привилегией не разглашать условия контракта, большей частью стараются скрывать подробности. Что, в свою очередь, провоцирует попрание всех законов конкурентного рынка.
Здесь в качестве одного из апробированных в мире успешных способов выступают товарные биржи. Если хотя бы половина сырья и товаров будет проходить через централизованную биржу, то ситуация на товарном рынке значительно оздоровится. Выиграют все, кроме спекулянтов, трейдеры получат возможность выбирать, а это — главное условие для успешного ведения бизнеса. На сегодняшний день в Казахстане существует 12 товарных бирж, но пока ни одна из них эффективно не работает.
Другой механизм — введение налога на сверхприбыль, полученную за счет роста экспортных цен, по аналогии с налогом на сверхприбыль при экспорте нефти. Этот налог в сочетании с гибкой системой экспортных пошлин может сдержать рост внутренних цен на то же зерно или муку. Введение лицензирования экспорта зерна и дополнительных требований к экспортерам не даст реальных результатов, поскольку создает почву для коррупции. Кроме того, лицензирование экспорта зерна дает преимущества нашим зерновым магнатам, которые, располагая значительными объемами товарного зерна, могут подождать, пока не стабилизируется ситуация на рынке внутри страны.
Понятно, что регулировать процесс ценообразования только на уровне посредников и торговых сетей либо путем замораживания цен невозможно в долгосрочной перспективе. Чтобы решить вопрос системно, необходимо создать условия, при которых производство в сфере АПК станет выгодно. Если в мире 50% от общей стоимости продовольствия достается производителю, то в Казахстане — не более 20%. При этом постоянно растут цены на удобрения, ГСМ, корма и всё, что составляет себестоимость продукции. Важно понимать, что если мы откажемся от собственного АПК, то дождемся часа, когда будем покупать продовольствие по цене нефти. И на другие «покупки» денег не хватит, потому что тогда цены нам будут диктовать импортеры.





Акылбек Куришбаев, министр сельского хозяйства:
«Действительно, по данным АО «Казагромаркетинг», по состоянию на 12 января 2010 года цена одного килограмма свежих огурцов в среднем по Казахстану составляла 360 тенге, в частности в Караганде — 349 тенге. Но разница в стоимости огурцов и бананов не является поддержкой отечественного производителя овощей».


Владимир Цейко, аналитик:
«Рынок ретейла в Казахстане развит не во всех его сегментах. Есть отдельные упущения. И эти упущения создают львиную долю проблем. Например, китайская лапша, будучи уже с налогом, торгуется с наценкой в 15–20 процентов. Однако всё отечественное, как правило, имеет реальную наценку на все 50 процентов. Объясню: под реальной наценкой понимают многоступенчатую систему налогов, посредников и личные самих ретейлеров наценки на всё местное. В их интересах поддерживать импорт. Там они зарабатывают больше. Имеют место и контрабанда, и уход от налогов. А посему реальная наценка может достигать даже 100 процентов. С местным намного тяжелей. Как правило, отечественные производители ориентируются на розничную цену того или иного товара. Замечу — импортного товара. Никто даже не задумывается об опте. В итоге получается слишком дорого для рентабельности. Потом те и другие жалуются: одни — что, мол, на рынок не пускают, другие — на дороговизну. Получается замкнутый круг».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.