"Финразведка будет положительно влиять на банковский сектор"
Поддержать

"Финразведка будет положительно влиять на банковский сектор"


Елена Дудка


На вопросы «Эксклюзива» отвечает руководитель аппарата генерального прокурора РК Серик Темирбулатов


— О том, что в Казахстане создается финансовая разведка, было объявлено еще весной. Это сообщение всколыхнуло все банковское сообщество. Когда же разведчики приступят к работе?
— Однозначно ответить на этот вопрос достаточно сложно. Для того чтобы орган финансового мониторинга начал свою работу, должны быть, во-первых, приняты законы «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма». Во-вторых, необходимо издание соответствующего Указа главы государства о создании уполномоченного государственного органа финансового мониторинга, который будет реализовывать положения названных законов. Так что сроки создания финансовой разведки напрямую зависят от принятия всех этих нормативных правовых актов.


— Какими будут основные функции и полномочия финансовой разведки? Чем они отличаются от того, что уже делают другие правоохранительные органы, занимающиеся финансовыми правонарушениями, в частности, финансовая полиция?
— Основное предназначение создаваемого Комитета финансового мониторинга — это сбор и анализ информации об операциях с деньгами либо имуществом на предмет причастности сделки к легализации незаконных доходов и финансированию терроризма. То есть комитет будет выполнять аналитическую функцию. У него не будет права осуществлять прокурорские надзорные функции. И он не будет заниматься расследованием преступлений, проводить оперативно-розыскную деятельность и осуществлять функции уголовного преследования. Создаваемая система против отмывания грязных денег и финансирования терроризма предполагает осуществление органом финансового мониторинга абсолютно новых функций, которые пока не реализуются ни одним из государственных органов. Поэтому ее появление никоим образом не отразится на полномочиях уже существующих правоохранительных структур. К примеру, Агентство по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), безусловно, будет принимать участие в борьбе с легализацией незаконных доходов. Но лишь после получения от органа финансового мониторинга информации и документов о подозрительной операции, возможно, связанной с отмыванием незаконных доходов. Агентство должно будет проверить эту информацию. И уже после этого будет приниматься процессуальное решение в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РК. Однако передача информации от органа финансового мониторинга правоохранительным органам – это только заключительный этап работы разведки. Основная же ее задача заключается в сборе, обработке и анализе информации о совершаемых юридическими и физическими лицами операциях с деньгами или имуществом. При этом необходимо иметь в виду, что информация будет поступать от различных субъектов в орган финансового мониторинга непрерывным потоком. Так что еще предстоит обеспечить надлежащий анализ и хранение поступающих сведений. Анализ будет заключаться в сборе дополнительной информации, относящейся к проверяемой операции, выявлении признаков, которые бы характеризовали операцию с деньгами или иным имуществом, как связанную с легализацией незаконных доходов либо финансированием терроризма. Результатом этой работы должно быть принятие решения о направлении информации и материалов в правоохранительный орган. Либо об отсутствии оснований для подозрения в причастности проверяемой операции к легализации незаконных доходов. Таким образом, деятельность органа финансового мониторинга и правоохранительных органов, призванных также бороться с легализацией незаконных доходов и финансированием терроризма, будет представлять собой различные стадии или этапы деятельности, имеющей общие задачи и цели.


— Легализация незаконных доходов и финансирование терроризма – звучит как-то очень общо. Не могли бы более подробно рассказать, какие именно правонарушения будет расследовать финансовая разведка?
— Как я уже говорил, орган финансового мониторинга вообще ничего расследовать не будет – это прерогатива органов уголовного преследования. Основная задача Комитета финансового мониторинга — это исключение возможности использования финансовой системы республики для легализации незаконных доходов и финансирования терроризма. Для пресечения, выявления и предупреждения именно этих и связанных с ними преступных деяний в Казахстане. Думаю, все согласятся, если я скажу, что преступления, связанные с отмыванием незаконных доходов и финансированием терроризма, направлены в целом против всего общества и государства. Отмытые доходы предоставляют торговцам наркотиками, оружием и другим преступникам необходимые средства для обеспечения и развития их преступной деятельности. Зачастую легализация незаконно полученных доходов является неизбежным продолжением деятельности организованных преступных групп, которые вкладывают свои доходы в инвестиционные проекты. Таким образом, преступники входят в легальную финансово-хозяйственную сферу. Это способствует криминализации экономических отношений, усилению влияния преступных групп и сращиванию правомерной предпринимательской деятельности с незаконным, а порой и преступным бизнесом. Таким образом, можно сказать, что отсутствие эффективной системы борьбы с легализацией незаконных доходов косвенно способствует росту преступности и коррупции, негативно сказывается на развитии международных отношений и инвестиционном климате государства, «удобного» для отмывания грязного дохода, а также приводит к ослаблению финансовых учреждений.


— Почему новый орган создается именно при прокуратуре?
— Необходимо отметить, что вопрос о месте органа финансового мониторинга изучался с учетом всех факторов и обстоятельств, которые могут повлиять на эффективность национальной системы борьбы с легализацией незаконных доходов и финансированием терроризма, в том числе и положительных аспектов международного опыта, наработанного в этой сфере. В мире выделяют четыре основных типа подразделений финансового мониторинга – административный, правоохранительный, судебно-прокурорский и смешанный. У каждого из этих типов имеются свои недостатки и преимущества. При этом никакие международные документы, стандарты и рекомендации не отдают предпочтения какому-либо определенному типу органа финансового мониторинга, то есть на данный момент отсутствует модель уполномоченного органа, пользующаяся мировым признанием, что обусловлено различиями устройства государственной власти в разных странах и особенностями национального законодательства. Опыт таких государств, как Дания, Латвия, Кипр и Люксембург, где подразделения финмониторинга созданы при прокуратуре, свидетельствует об успешном функционировании финразведки прокурорского типа. К тому же при создании такого органа должна быть обеспечена должная степень его независимости от политического вмешательства. Прокуратура же, не входящая в состав правительства и подотчетная только президенту республики, наиболее всего подходит по этому критерию. Если же орган финансового мониторинга создать при административном ведомстве, то правоохранительные структуры будут беспрепятственно получать имеющуюся в финразведке информацию, прикрываясь при этом тайной следствия. Тогда как прокуратура имеет реальную возможность противостоять необоснованным запросам правоохранительных органов. Прокуратура осуществляет надзор за законностью в деятельности органов уголовного преследования, соответственно наделена правом изучения материалов уголовного дела, доследственных проверок, а также дел оперативно-розыскного производства, что позволит проверить обоснованность истребования из органа финансового мониторинга запрашиваемых сведений. Создание же Комитета финансового мониторинга при органе, наделенном правом проведения предварительного следствия, может создать условия для злоупотребления полномочиями, так как большое внимание в данном случае будет уделяться расследованиям преступлений, а не их предупреждению и пресечению. Прокуратура, в соответствии со 84 статьей Конституции РК, отделена от предварительного следствия и дознания. Соответственно для Комитета финансового мониторинга при Генеральной прокуратуре не будут характерны недостатки, присущие подразделениям финмониторинга правоохранительного типа. Но здесь следует отметить, что окончательное решение по вопросу о месте органа финансового мониторинга будет принимать президент республики.


— Будут ли внесены изменения в закон о банковской тайне в связи с созданием финансовой разведки? Как в целом изменится ситуация с банковской тайной и как эти изменения могут повлиять на банковский рынок?
— Безусловно, внедрение системы финансового мониторинга потребует внесения поправок в Закон «О банках и банковской деятельности». Кроме названного закона корректировке также будут подлежать еще 21 закон и 1 Указ президента, имеющий силу закона. Все необходимые изменения и дополнения предусмотрены проектом закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», который, как уже отмечалось, находится в настоящее время на рассмотрении мажилиса парламента. Эти изменения могут лишь положительно повлиять на банковский сектор. Об этом свидетельствует опыт более 100 государств, которые уже внедрили у себя систему финансового мониторинга, в числе которых Швейцария, США, Бельгия, Италия, Франция, Россия, Германия, Великобритания, Греция, Япония и многие другие страны. Внедрение предлагаемого механизма может оттолкнуть от банковской и в целом финансовой системы только недобросовестных клиентов, которые совершают операции с деньгами либо имуществом, полученными незаконным путем. Что касается граждан или организаций, совершающих финансовые операции с легально заработанными доходами, то им бояться нечего. Финансовая система с введением мониторинга операций с деньгами и имуществом будет только оздоравливаться. Замечу, что представители казахстанских коммерческих банков, с которыми мы неоднократно проводили встречи и семинары, с пониманием восприняли идею введения мониторинга денежных операций. Полностью поддерживает эту инициативу и Ассоциация финансистов Казахстана. Более того, в ряде коммерческих банков, работающих в нашей стране, уже действуют основные требования, предлагаемые в законопроектах по борьбе с отмыванием денег.


— Какие меры предусматриваются для того, чтобы не допустить злоупотребления служебным положением со стороны сотрудников финансовой разведки? Какие предполагается использовать механизмы защиты информации о банковских счетах, которая станет доступна представителям нового органа?
— Многое, конечно же, зависит от правильного подбора кадров. Немаловажное значение здесь имеет также обеспечение должного уровня заработной платы и создание для сотрудников органа финмониторинга необходимых условий для работы. На стадии образования и становления любого ведомства его сотрудникам предстоит выполнить значительный объем работы, исследовать новые сферы и вопросы, так как ни сложившейся практики, ни опыта по функционированию создаваемых систем и институтов, как правило, не имеется. Поэтому профессионализм работников органа финансового мониторинга – это главный залог качества работы создаваемой национальной системы противодействия легализации незаконных доходов и финансированию терроризма, а также гарантия недопущения ими злоупотреблений своими служебными полномочиями. Должен отметить, что в органе финансового мониторинга будут работать специалисты из различных отраслей. В основном это, конечно, финансисты, экономисты, специалисты, имеющие опыт работы в банковской системе. Безусловно, будут работать и юристы, которые необходимы для дачи правовой оценки результатам проведенного анализа относительно наличия оснований для передачи информации и материалов в правоохранительные органы, также юридической службе предстоит работать над проектами подзаконных актов, направленных на более детальную регламентацию отношений между субъектами финансового мониторинга и уполномоченным органом. Немаловажной задачей для органа финансового мониторинга будет обеспечение надлежащего режима хранения и защиты полученных сведений, составляющих банковскую, служебную, налоговую, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. Предполагается, что выполнение данной функции будет обеспечиваться специальным подразделением органа финансового мониторинга, которое будет укомплектовано специалистами-программистами. Можно сказать, что создаваемый орган финансового мониторинга должен объединить опыт и квалификацию специалистов различных отраслей, поэтому состав его работников будет весьма разнообразен.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.