Тернистый путь нового премьера
Поддержать

Тернистый путь нового премьера

Досым Сатпаев


Cейчас, конечно, еще трудно судить об амбициях Карима Масимова, но в энергичности ему не откажешь. По сути, его первые шаги на посту премьер-министра оправдали прогнозы о том, что в его задачу не входит рождение новых экономических идей. От него требуют только ускорение в реализации уже принятых социально-экономических программ. И его участие в заседаниях всех ключевых министерств об этом явно говорит. Здесь как нельзя лучше подходит афоризм о том, что очень часто решительный шаг вперед есть результат мощного пинка под зад. Так оно и происходит. Тот факт, что большинство министров сохранили свои места, скорее всего, будет иметь печальные последствия для последних, так как с них будут спрашивать вдвойне как за плохую работу в правительстве Даниала Ахметова, так и возможные проколы в дальнейшей деятельности.
Здесь стоит обратить внимание на то, как часто Карим Масимов во время встречи с министрами упоминает о «личной ответственности». Конечно, можно опять все это списать на то, что «новая метла по-новому метет». Но возникает такое ощущение, что Карим Масимов в рамках административной реформы действительно хочет распределить ответственность за реализацию социально-экономических программ равномерно между министерствами и ведомствами, тем самым отведя от себя возможную критику в очередных провалах. Вряд ли такая политика понравится остальным членам правительства, многие из которых страдали имитацией бурной деятельности. Это, кстати, касается и руководителей институтов развития, в адрес которых также полетел не меньший камень критики со стороны премьера, чей опыт работы в странах Юго-Восточной Азии позволяет более четко понимать, чего следует требовать от наших чересчур высокооплачиваемых менеджеров.
В то же самое время более интересными будут не тезисы о продолжении реализации индустриально-инновационной программы, а то, какой механизм внутреннего распределения ответственности между министерствами и ведомствами будет предложен. Ведь слова президента о том, что бюрократический аппарат вслед за крупным бизнесом должен внедрять у себя корпоративное управление, может быть понят Масимовым буквально. Хотя делать что-то в этом направлении все-таки надо. Ведь несмотря на то, что, по данным исследовательского центра «Heritage Foundation» и газеты «Wall Street Journal», опубликовавших традиционный рейтинг экономических свобод, Казахстан занял 75-ю позицию, что на фоне соседней России, занявшей 120-е место, смотрится неплохо, недостатки казахстанской экономики также впечатляют — начиная от высокой коррупции и заканчивая недостаточной защитой прав собственности. Проблема заключается в том, что при всех экономических достижениях, которые имеет Казахстан, а они достаточно неплохие только на фоне экономической обстановки в других постсоветских государствах, в республике нет того, что характеризует полноценную рыночную экономику. И еще не известно, сможет ли правительство Карима Масимова оставить такую экономику после себя.
Что касается новой программы правительства на 2007-2009 годы, то, как и ожидалось, ее презентация парламенту прошла как по маслу, так же как до этого прошло и само утверждение Карима Масимова. Ничего удивительного в этом нет, если принять во внимание тот факт, что до презентации премьер-министр встречался с главой государства, который дал добро на ее реализацию. И главным лозунгом очередной программы правительства является: «Контроль, контроль и еще раз контроль!».
Если внимательно проанализировать некоторые положения представленной программы, то в ней премьер-министр заранее обрекает себя на появление большого количества недругов из разных сфер. Например, тезис о «перегреве экономики» прежде всего является очередным камнем в огород банкиров, которых опять обвинили в росте объема внешнего заимствования, что оказывает инфляционное давление на экономику и создает угрозу для ее финансовой стабильности. Довольно стандартное обвинение со времен Даниала Ахметова, которое вряд ли прибавит популярности новому премьеру в глазах финансовой элиты. Возникает такое ощущение, что роль «козла отпущения» наши государственные структуры, в лице того же АФН, собираются приписать именно банковскому сектору страны. Судя по всему, и на этом фронте намечаются новые арьергардные бои, которые могут подпортить имидж Казахстана, как одной из экономических витрин постсоветского пространства.
Кроме того, новое правительство намерено совершенствовать администрирование законодательства по защите конкуренции и вроде собирается выявлять аффилированные связи. Последние два слова довольно интересные, если учитывать традиционную связь монополий с политической элитой, которая была до Масимова и останется после него. И любая попытка со стороны премьера копнуть глубже будет чревата для него большими неприятностями.
Достанется и иностранным инвесторам. Премьер считает завышенной цену за политические риски, которую страна платит нефтяным инвесторам, пришедшим сюда в начале переходного периода. Тогда власти предоставили им весьма льготное налогообложение и гарантировали неизменность условий контрактов. Премьер-министр Казахстана уже упомянул о том, что исполнение контрактных условий недропользователями в целом носит неудовлетворительный характер. Речь идет прежде всего о продлении сроков разведки, начала промышленной эксплуатации месторождений, завышения затрат. Здесь явный намек на деятельность крупных иностранных нефтегазовых компаний по разработке месторождений Карачаганак, Кашаган и Тенгиз. Это все не устраивает Казахстан, так как международный консорциум, осваивающий, например, газовое месторождение Карачаганак, заявляет о росте расходов на освоение проекта. Согласно контрактам по Кашагану и Карачаганаку правительство Казахстана начнет получать свою долю доходов только после того, как инвесторы возместят их затраты на разработку месторождений. А это уже слишком затягивается.
Именно поэтому с 2007 года власти Казахстана собираются усилить контроль над экспортно-импортной деятельностью крупнейших недропользователей страны. А с 1 марта начнут их выборочную налоговую проверку. По мнению ряда экспертов, все это говорит о том, что правительство Казахстана готовится к серьезной кампании в отношении инвесторов. Министерство энергетики и минеральных ресурсов начиная с текущего года совместно с министерством экономики и бюджетного планирования и специализированным отделом министерства должно наладить эффективный мониторинг выполнения контрактных обязательств. Усиление надзора, судя по всему, подразумевает сбор информации для начала переговоров. На них правительство постарается убедить недропользователей, что однократный пересмотр прежних условий контрактов будет для них лучшим выбором, чем повышенное и недружелюбное внимание властей к текущей деятельности операторов. Кстати, Казахстан уже принял поправку в законодательство о нефти, которая вводит запрет на передачу права недропользования в течение двух лет со дня заключения контракта. Власти объяснили изменения интересами национальной безопасности и тем, что действовавшая норма давала им недостаточно полномочий для контроля над национальными энергоресурсами. Скорее всего, в 2007 г. инвесторов ждет увеличение масштабов государственных претензий, исков и судебных разбирательств. В этом случае инвесторы могут оказаться участниками «инвестиционного кокпара», скорее всего, играя неблаговидную роль туши козла, а не лихого джигита.


В целом, судя по масштабности поставленных задач, Карим Масимов напоминает Геракла, который решил вычистить авгиевы конюшни казахстанской экономики. Как известно, работа эта изначально неприятная, опасная, неблагодарная, хотя и выполнимая, если взяться за нее серьезно, а не на словах. С другой стороны, зная специфику Казахстана, было бы глупо переоценивать возможности нового премьер-министра, который может столкнуться и с явной фрондой всего бюрократического аппарата, у которого любая динамика и тем более какая-то ответственность всегда вызывает аллергию. Так что премьера еще ждут большие испытания на прочность.
Обращает на себя внимание и то, что именно на 2007-2009 годы выпадает подготовка и проведение парламентских выборов, что, естественно, приведет к увеличению критики в адрес правительства даже со стороны пропрезидентских партий. Им предвыборные очки ведь тоже надо за счет кого-то набирать. С другой стороны, можно предположить, что предвыборный фактор заставит казахстанское правительство сопровождать свою деятельность популистскими заявлениями, касающимися социальной поддержки населения, какими были заявления правительства Даниала Ахметова в период проведения парламентских и президентских выборов.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.