Axapta для банкиров
Поддержать

Axapta для банкиров


Аношкин Николай Николаевич, Вице-президент АО «NAT»

Мода или насущная необходимость
В последнее время среди банков второго уровня в публикациях и на конференциях по банковской тематике упоминается аббревиатура ERP. Можно выделить несколько причин повышения интереса банков к системам ERP — Enterprise Resource Planning — и выбора их в качестве платформы автоматизации банковского бизнеса. Начнем с того, что большинство автоматизированных банковских систем предназначено для поддержки основной деятельности банка и в меньшей степени поддерживает функции, связанные с ним как с хозяйственным субъектом. Между тем операционные издержки, которые у банков и так значительны, имеют тенденцию к росту, особенно при развитии филиальной сети и интеграции бизнеса на международных рынках и рынках стран СНГ. Сократить же такие издержки возможно только при наличии системы их учета и распределения. Развитие информационных систем банков второго уровня идет по пути комплексных решений. Интегрированная система должна покрывать все сферы деятельности банка, объединяя все его подразделения и обеспечивая единые технологии и стандарты корпоративного управления. Эффективным ядром таких комплексных решений и могут служить ERP-системы. В таких системах модели учета (управленческого, бухгалтерского, налогового) настраиваются для проведения соответствующих операций согласно специфике объекта автоматизации и могут быть трансформированы при изменении бизнес-процессов. Поэтому в большинстве случаев учет по различным моделям выполняется автоматически в ходе реализации бизнес-процессов. Еще одна характерная особенность систем ERP-класса — инвестиционный характер их внедрения. Вложения в них — долговременные, и каждая новая функциональность достигается относительно меньшими финансовыми и трудовыми затратами. Наконец, на базе ERP создан большой пул отраслевых решений, которые могут быть использованы банками.

Внедрение
Модульность современных ERP-систем позволяет внедрять их поэтапно, постепенно расширяя круг решаемых задач. На первой стадии особое внимание нужно уделить разработке структуры аналитического учета системы, то есть обеспечению учета расходов по центрам ответственности и статьям затрат. Формируются основные справочники для ведения управленческого учета (объекты бюджетирования, бюджетные статьи, направления деятельности, банковские продукты и пр.). Проработка этих вопросов может приводить к пересмотру существующих регламентов и бизнес-процессов в таких областях, как ведение финансово¬хозяйственных договоров, порядок расчетов с поставщиками и так далее. Отдельная задача — интеграция ERP-системы и автоматизированной банковской системы. Для этого необходимо определить требования к форматам документов и проводкам, которыми обмениваются системы. Например, лицевые счета по хозяйственным операциям могут вестись в ERP-системе, а проводки (или суточные обороты) по синтетическим счетам — импортироваться в автоматизированную банковскую систему для формирования сводной отчетности. Для лицевых счетов, создаваемых в автоматизированных банковских системах, также необходим их экспорт в ERP-систему с последующим импортом оборотов по ним. В качестве «программы минимум» для первой стадии внедрения системы можно рекомендовать следующий набор реализуемых функций:
• ведение справочников поставщиков, номенклатуры, складов и т.д.;
• учет договорной деятельности (по хозяйственным договорам);
• расчеты с контрагентами, учет дебиторской и кредиторской задолженности;
• аналитический учет по центрам ответственности, статьям затрат в разрезе договоров;
• учет капитальных вложений, включая вложения в арендованное имущество;
• учет ОС и НМА, включая покупку, ввод в эксплуатацию, амортизацию, переоценку, консервацию, перемещение, продажу, аренду, лизинг;
• складской учет материалов, МБП;
• учет операций по подотчетным лицам;
• отражение операций перечисленных бизнес-процессов в учете. Результаты первой стадии можно использовать на следующих этапах — для решения более широкого комплекса стоящих перед банком задач. Каждая задача может рассматриваться как самостоятельная, а ее решение в системе осуществляется независимо. Среди таких задач можно выделить:
• автоматизацию процессов бюджетного управления;
• стратегическое управление на основе системы сбалансированных показателей деятельности (balanced scorecard);
• трансфертное управление ресурсами (оптимизация внутрибанковских расчетов);
• CRM — управление взаимоотношениями с партнерами и контрагентами, планирование и управление маркетинговыми компаниями;
• управленческий учет (планирование и расчет себестоимости банковских продуктов, оценка эффективности работы подразделений и др.);
• управление персоналом;
• управление проектной деятельностью.

Выбор системы
Известно, что серьезные ERP-системы стоят недешево. Принимая решение о внедрении, необходимо учитывать прежде всего следующие обстоятельства:
• проект должен рассматриваться как долговременная инвестиция в развитие бизнеса банка, а не как решение текущих проблем в области информационных технологий;
• ИТ-бюджет банка должен превышать бюджет проекта внедрения как минимум в несколько раз. Понятно, что эти ограничения существенно сужают круг банков, решающихся на подобные внедрения. С другой стороны, именно они и определяют сегодня повышенный интерес к ERP-системам среднего рынка. Одним из лидеров в этом сегменте является решение Microsoft® Business Solutions–Axapta® — масштабируемая система, где реализованы современные западные технологии управления.



10 плюсов в пользу Microsoft Axapta
Достижение функциональности.
Решение должно позволять постепенно наращивать функциональность и давать относительно быстрый результат. При внедрении Microsoft Axapta большая часть требуемой функциональности достигается настройками системы. Для учета специфических требований разрабатываются отдельные функциональные решения.


Модернизации.
Система должна быть исходно ориентирована на развитие в соответствии с изменением порядка ведения бизнеса. Развивать ее можно силами специалистов самого банка, компании-внедренца (исполнителя) или третьей компании. Microsoft Axapta имеет развитую среду и инструментарий для проведения модернизаций, а производитель — компания Microsoft — не ограничивает партнеров в доработке системы и не требует согласовывать модернизации.


Интеграция с другими системами.
При интеграции Microsoft Axapta с внешними системами можно использовать все технологические механизмы и стандарты, предлагаемые компанией Microsoft. Это позволяет интегрировать систему с другими системами, работающими в банке, для достижения как тактических, так и стратегических целей.

Методология внедрения.
Компания Microsoft рекомендует своим партнерам типовую методологию ведения проекта, однако не требует следовать ей в точности. По согласованию с исполнителем заказчик может предложить свою методологию, включая корректировку этапов работ и шаблонов проектных документов. Этот подход позволяет оптимизировать стоимость внедрения.


Отчеты.
Система изначально ориентирована на формирование отчетов силами заказчика, без дополнительного программирования. В системе заложено большое число стандартных отчетов (в том числе практически все отчетные формы по стандартам МСФО).


Прозрачность.
При принятии решения банками второго уровня о выходе на локальные, а особенно международные фондовые рынки внедрение Microsoft Axapta позволяет решить основную задачу – обеспечение необходимой прозрачности и для инвесторов.


Ресурсы заказчика.
При внедрении Microsoft Axapta с полной загрузкой работает относительно небольшое число специалистов заказчика (руководитель проекта и несколько ИТ-специалистов). Владельцы бизнес-процессов и бизнес-эксперты привлекаются по мере необходимости.


График инвестирования.
Методология внедрения системы позволяет оптимизировать инвестирование средств банка в проект внедрения и управлять рисками.


Совокупная стоимость владения.
Этот фактор также стоит учитывать, уже выбирая систему, для администрирования и сопровождения Microsoft Axapta со стороны заказчика достаточно трех-четырех специалистов в области ИТ. Чтобы развивать систему своими силами, ему хватит одного аналитика-методолога и по одному разработчику на каждый крупный функциональный блок. Исполнитель в рамках проекта внедрения системы может подготовить команду развития заказчика.


Развитие системы.
У производителя решения должен существовать план развития и поддержки системы. Компания Microsoft такой план разработала, по крайней мере, до 2013 года. Подразделение Microsoft Business Solutions и партнеры компании обеспечивают информационную поддержку выполненных модернизаций системы. Успешный выбор информационной системы для автоматизации любой компании определяется искусством маневра между необходимым и возможным. Необходимость систем для автоматизации общехозяйственной деятельности существовала всегда, сейчас выросла лишь потребность в их применении. А появление полнофункциональных ERP-систем среднего класса сделало реализацию этой задачи не просто возможной, но и доступной.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.