Для меня важно внести свой вклад в становление развивающихся стран
Поддержать

Для меня важно внести свой вклад в становление развивающихся стран


Интервью с заместителем Генерального секретаря ООН и исполнительным секретарем ЭСКАТО г-ном Ким Хак-Су


 


– Г-н Ким, в своих интервью Вы приводите примеры достижения успеха такими странами Азии, как Япония, Корея и другие. Насколько нам известно, ЭСКАТО сейчас разрабатывает универсальные модели повышения уровня жизни населения, основанные на опыте наиболее развитых азиатских стран. Расскажите, пожалуйста, об этой работе. Удалось ли Вам уже выработать такие модели? Как Вы считаете, насколько большую роль играет менталитет нации, исторические бытовые устои народа в вопросах современного экономического развития?
– Азия в географическом и культурном смысле является многообразным регионом, где присутствуют страны с различной степенью развитости. У нас есть высокоразвитые страны, как Япония и Корейская Республика, среднеразвитые страны, как Малайзия и Таиланд, а также 14 слаборазвитых стран, 19 маленьких островных экономик и дюжина стран в переходном периоде экономики. Каждая из этих групп имеет свои сложности. Тем не менее я верю, что страны могут научиться чему-то на примерах успехов и ошибок других стран. ЭСКАТО, являясь региональной организацией и объединяя в себе страны региона, может способствовать такому обмену опытом. Определенные уроки можно получить не только от развитых, но и развивающихся стран. Очевидно, что специфические социально-экономические и политические обстоятельства сильно влияют на развитие каждой страны. Поэтому недостаточно просто скопировать успешно применяемый подход другого государства. В связи с этим, на мой взгляд, очень важна аналитическая роль ЭСКАТО, к примеру, в борьбе с бедностью; она включает в себя определение того, применим ли конкретный успешный подход в других странах. В этом смысле ЭСКАТО анализирует опыт и определяет ключевые характеристики подхода и условия, при которых он был успешным. Это можно назвать «нормативной моделью» борьбы с бедностью. ЭСКАТО предлагает такие модели странам региона, которые хотят использовать чужой опыт. Такая модель не может быть просто применена в новых условиях. Ее необходимо адаптировать к местным обстоятельствам. Лучший способ сделать это – тестировать модель при помощи пилотного проекта. Результаты пилотного проекта покажут применимость, а также подготовят государственный персонал. После того как пилотный проект покажет применимость адаптированной модели и правительство убедится в его пользе, его необходимо расширять. Для этого необходима подходящая окружающая среда, например, штат чиновников, которые смогут осуществить проект, законы, поддерживающие этот проект, и программы, продвигающие и спонсирующие его.


 


– Ваша организация оказывает поддержку социально-экономическому развитию Азиатско-Тихоокеанского региона в целом. Но страны региона являются друг для друга не только сотрудничающими сторонами, но и конкурирующими. Например, в вопросах проведения по их территории международных транспортных коридоров, экспортных трубопроводов и т. д. Как удается ЭСКАТО находить справедливый баланс между интересами разных стран-участниц? Как происходит выбор проектов, которым организация оказывает не только финансовую, но и правовую поддержку? Какое участие она принимает в их разработке и реализации?
– Во-первых, я хотел бы уточнить, что, будучи региональной организацией в составе системы ООН, ЭСКАТО в основном работает над региональным сотрудничеством, а не над вопросами двусторонних отношений. Главная роль ЭСКАТО заключается в продвижении процесса, обеспечивающего конценсус среди стран-участниц в рамках обширного многостороннего сотрудничества, который, в свою очередь, может служить основой для двусторонних переговоров и соглашений. В большинстве случаев результаты диалогов и переговоров создают обоюдовыигрышные ситуации, удовлетворяющие интерес участников. Эти проекты содействуют работам по развитию страны, проводимым на национальном уровне. В вопросах транспорта ЭСКАТО действует как координирующий и продвигающий орган, при этом автомобильные и железнодорожные коридоры разрабатываются, основываясь на приоритетах внутри территорий стран-участниц. В целом коридоры входят в Азиатскую систему магистралей и Трансазиатскую железнодорожную систему. Межправительственные соглашения в рамках этих двух систем предоставляют механизм для обсуждений и одобрений путей при участии всех стран-участниц. Транспортные коридоры разработаны так, чтобы получить максимум выгоды от существующей инфраструктуры. ЭСКАТО ООН работает в партнерстве с Азиатским банком развития, Исламским банком развития и Транспортным институтом Кореи над созданием ряда инвестиционных проектов. В сфере энергетического сотрудничества ЭСКАТО содействовало созданию в 2005 году Межправительственного механизма энергетического сотрудничества Северо-Восточной Азии. Правительства-участники теперь подготавливают свои стратегии, включая определение направлений сотрудничества, таких как строительство трубопроводов или систем электропередач. ЭСКАТО попросили выступить в роли временного секретариата данного механизма. Также ЭСКАТО в рамках Специальной программы ООН для экономик центральноазиатских стран (СПЕКА) подготовила концепции по энергетическому сотрудничеству для стран СПЕКА. Этими концепциями стали Бакинская инициатива по сохранению и эффективному использованию энергии и Координация энергетической системы стран СПЕКА. В дальнейшем они приведут к энергетическому сотрудничеству посредством обмена/торговли в нефтяных, газовых и электрических системах.


 


– В своем программном заявлении Вы сказали, что «развивающиеся страны в результате процессов глобализации, либерализации и быстрого развития информационных технологий все в большей степени оказываются изолированными». Можно ли считать, что «изолированность» разных стран региона имеет разную степень? Насколько, на Ваш взгляд, Казахстан глубоко интегрирован в глобальный процесс социально-экономического развития или, напротив, изолирован от него?
– В большой степени глобализация подталкивается крупными корпорациями и развитыми экономиками, которые владеют крупными капиталами и способствуют технологическому прогрессу. В результате этого небольшие и малоразвитые страны, страны, не имеющие выхода к морю, или небольшие островные экономики рискуют остаться позади, если не будут активно учавствовать в процессе глобализации и получать от него выгоду. Выгоды ясно видны в виде увеличения торговли, повышения тепмов роста и снижения уровня бедности в странах, полностью вливающихся в данный процесс. Тем не менее глобализация стала спорным вопросом из-за неравного распределения ее выгоды, а также из-за ее негативной стороны в странах, где она привела к потере занятости, увеличению разницы в доходах и сложностям в плане окружающей среды. Степень интеграции в мировую экономику зависит от ситуации в отдельной стране. В нашем регионе есть различные типы государств — от открытых до стран, испытывающих проблемы с интеграцией. Казахстан добился определенного успеха в своей внешней политике, об этом говорит продвинутая степень в процессе вхождения в ВТО и членство в различных региональных и двусторонних торговых соглашениях и организациях, таких как СНГ, ЕврАзЭС и ШОС. Вхождение в ВТО поможет стране создать правовые рамки и рыночные институты, содействующие развитию международной торговли, и расширит доступ к внешним рынкам и инвестициям посредством предоставления безусловного статуса наиболее благоприятствуемой нации. В то же время Казахстан может рассмотреть возможность присоединения к торговому соглашению Азии и Тихоокеанского региона (ТСАО), что соединит его с Восточной и Южной Азией, которые включают в себя самые динамично развивающиеся экономики ТСАО. Этот документ – преемник Банкогского соглашения, является самым старым региональным торговым договором в Азии и Тихоокеанском регионе, а также крупнейшим по входящему в него населению. Его членами являются: Бангладеш, Китай, Индия, Лаос, Корейская Республика и Шри-Ланка; это делает данное торговое соглашение по-настоящему всеазиатским. В дополнение к Казахстану такие страны Средней Азии, как Кыргызстан и Азербайджан, также проявили интерес.


 


– Какие направления сотрудничества Казахстана с ЭСКАТО Вы считаете наиболее важными: а) для Казахстана; б) для ЭСКАТО? Что Вы могли бы назвать достижением в сфере этого сотрудничества и какие вопросы пока остаются нерешенными?
– Основная часть помощи ЭСКАТО Казахстану была предоставлена через программу ООН СПЕКА, которую с 1998 года совместно поддерживают и реализуют ЭСКАТО и ЕЭК (Европейская экономическая комиссия). Целью программы является содействие странам-участницам в совершенствовании их сотрудничества и создание стимулов для экономического развития и интеграции в глобальную экономику. Странами-участницами СПЕКА являются Афганистан, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Казахстан получает выгоды от программ в таких приоритетных направлениях, как торговля, транспорт, энергетические и водные ресурсы, а также статистика и информационно-коммуникационные технологии. Казахстан работал над восстановлением СПЕКА, и в этом отношении проведенная в Астане в мае 2005 года Международная конференция по усилению суб-регионального экономического сотрудничества в Средней Азии и будущей роли СПЕКА привела к нескольким инициативам по поводу будущего функционирования и ориентации этой программы. Будучи координатором СПЕКА в 2006 году, ЭСКАТО сформулировала План реализации, основанный на консультации с ЕЭК ООН. Проектные рабочие группы (ПРГ) работали над следующими ключевыми сферами: взаимоотношения между полами в экономике, информационно-коммуникационные технологии в развитии страны, статистика, торговля, транспорт и пересечение границ, водные и энергетические ресурсы. Казахстан активно участвует во всех делах СПЕКА. Казахстан возглавляет ПРГ по транспорту и пересечению границ и является одним из координаторов ПРГ по взаимоотношениям полов в экономике. В течение последних двух лет при конструктивной помощи НИИТК (НИИ транспорта и коммуникаций Алматы) и участии министерства транспорта и коммуникаций РК СПЕКА начала разработку форматов пяти баз данных по транспорту, включая базы данных по международным магистралям, международным железнодорожным сообщениям, транспортным инфраструктурам и пересечению границ, а также инициировала публикацию путеводителя по придорожным услугам в регионе СПЕКА. Это создаст хорошую основу для улучшения торговли и перевозок в будущем. Многие проблемы в регионе, такие как вопросы использования водных ресурсов, сохранения окружающей среды, включая проблемы Аральского моря, а также проблемы обеспечения торговли и транспортировки, могут быть разрешены только при большем взаимном доверии и гибкости в региональном сотрудничестве. Обладая богатыми ресурсами и активно участвуя в международном сотрудничестве, Казахстан может сыграть значительную роль в обеспечении более глубокой и выгодной интеграции в Средней Азии.


 


– Г-н Ким, Вы были исполнительным директором Daewoo Corporation. Почему Вы решили изменить сферу своей деятельности, став сначала Послом по особым поручениям, а затем главой ЭСКАТО? Что сегодня Вам кажется наиболее ценным из Вашего опыта управления крупной компанией для Вашей сегодняшней работы?
– Я вижу себя в качестве экономиста и ученого, исследующего экономические тенденции и социальные вопросы. Будучи нацеленным на карьеру в банковской системе, я получил степень магистра экономики в университете Эдинбурга. Позднее, после получения докторской степени в университете Южной Каролины, я начал работать в частном секторе. Но тогда мне не нравились три вещи. Во-первых, я не мог использовать все, что я изучил, например, оценку денежной политики, международную экономику и экономику развивающихся стран. После двух с половиной лет работы в качестве исполнительного директора в головном офисе Daewoo, а затем в качестве президента в Нью-Йоркском офисе компании я почувствовал, что не использую знания, приобретенные за время учебы, и не был действительно счастлив. Во-вторых, целью частного сектора является прибыль, а не служение общественным интересам. Это было моей дилеммой. Я не чувствовал себя комфортно, пока помогал компании получать прибыль. Работа на более широкие общественные интересы дала мне возможность почувствовать себя комфортно. В-третьих, вносить свой вклад в становление развивающихся стран для меня более важно. Хотя я ценил свой опыт в управлении компанией и свою заработную плату, я должен был спросить себя, на кого в действительности я работаю? Не будет ли лучше работать на благо большего количества людей, бедных людей? Затем появилась такая возможность. ДТСР ООН (департамент технического сотрудничества для развития) предоставил мне возможность подготовить пятилетний план развития для новой страны в Тихоокеанском регионе, они хотели сотрудничать с человеком, имеющим опыт работы как в частном, так и государственном секторе, с докторской степенью в экономике и не являющегося европейцем. Когда я встретил премьер-министра Вануату, он сказал, что рад тому, что я разработал для них пятилетний план развития. Это стало значительным изменением в моей карьере. Но я не сожалею. Я очень горжусь, что мне была предоставлена эта возможность. В результате этого я оказался здесь. Это было моим началом работы в ООН.


 


– Взаимодействует ли ЭСКАТО напрямую с крупными корпорациями и в целом деловым сообществом стран-участниц для решения общерегиональных проблем? Или же организация работает только с правительствами и официальными органами? Если ЭСКАТО сотрудничает с бизнесом, то в чем заключается это сотрудничество? Работает ли Ваша организация напрямую с крупным бизнесом в Казахстане, если да, то по каким проектам?
– Мы думаем, что бизнес можно приобщить к решению проблем глобализации, включая вопросы устойчивого развития. Глобальный пакт ООН, который объединяет компании, обязавшиеся содействовать в вопросах соблюдения прав человека, стандартов работы, охраны окружающей среды и борьбы с коррупцией, нацелен на то, что как частный сектор, так и общество извлекут пользу из экономического развития. Бизнес-форум Азии и Тихо-океанского региона ежегодно организуется ЭСКАТО начиная с 2004 года и проводится в различных странах региона. Целью форума является обсуждение способов создания благоприятной окружающей среды для устойчивого развития бизнеса в регионе и определение необходимых мероприятий, особенно на региональном уровне. Ежегодный форум (следующий будет в Алматы 18-19 мая 2007 г.) посещают 300 – 400 участников от государственных, деловых и общественных кругов. Признавая важность партнерства с частным сектором, ЭСКАТО в июне 2006 года подписала Меморандум о взаимопонимании с Microsoft на церемонии открытия их нового регионального Учебного центра по информационно-коммуникационным технологиям в Корейской Республике. В меморандуме описано взаимодействие между двумя организациями в сфере развития человеческих ресурсов в информационно-коммуникационных технологиях.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.