Прорывные проекты «Самрука»
Поддержать

Прорывные проекты «Самрука»

Государственный холдинг наращивает свой инвестиционный портфель

Идею создания государственного холдинга по управлению государственными активами «Самрук» предложил президент Назарбаев после визита в Сингапур в 2003 году. В ходе визита президент ознакомился с деятельностью сингапурского холдинга Temasec – одного из наиболее известных в мире госхолдингов, основанного в 1974 году правительством Сингапура, для управления всеми государственными инвестициями. Сегодня Temasec управляет портфелем стоимостью $60 млрд. В ходе реализации президентского проекта был изучен международный опыт. К разработке плана по созданию холдинга была привлечена авторитетная независимая консалтинговая компания McKinsey, имеющая опыт в создании подобных структур. Главная цель холдинга «Самрук» – создание стратегии развития реального сектора экономики, отвечающей интересам государства в краткосрочной и долгосрочной перспективах, максимизация долгосрочной ценности компаний. Это первое образование подобного рода на пространстве СНГ. Его уникальность состоит в том, что он сочетает в себе стабильность государственной экономики с динамичностью бизнес-ориентированной компании. Холдинг «Самрук», призванный решать задачи совершенствования системы корпоративного управления, повышения прозрачности бюджетов компаний, действуя как «активный акционер», управляет деятельностью компаний через советы директоров, не вмешиваясь в оперативную деятельность компаний. Через утверждение инвестиционных бюджетов нацкомпаний, входящих в холдинг, «Самрук» осуществляет мониторинг их крупных инвестиционных проектов. Более того, он имеет право самостоятельно реализовывать инвестиционные проекты за счет собственных финансовых ресурсов. И такие проекты уже есть.


Прорывные проекты

Энергетика
Балхашская ТЭЦ
АО «КазНИПИИ ТЭС Энергия» по заказу АО «Холдинг «Самрук» проводит технико-экономические исследования вариантов покрытия перспективных электрических нагрузок в Казахстане. Работу планируется завершить в конце мая. Однако уже сегодня есть промежуточные результаты исследований, обосновывающие необходимость строительства в районе озера Балхаш крупной тепловой угольной электрической станции для покрытия энергодефицита возникшего в Южном регионе Казахстана. Ввод в эксплуатацию двух энергоблоков общей мощностью 1000-1300 МВт (первая очередь) планируется в 2012-2015 годах.

Север – Юг (вторая линия)
АО KEGOC реализует проект по строительству второй линии электропередачи транзита «Север-Юг Казахстана». Его цели – обеспечение электроэнергией дефицитных южных областей Казахстана за счет увеличения пропускной способности передачи электроэнергии в направлении север-юг до 7-7,5 млрд. кВт.ч в год при существующих 3,5 млрд. кВт.ч; повышение надежности и обеспечение безопасности функционирования Национальной электрической сети (НЭС) Казахстана и параллельной работы энергообъединений России, Казахстана и Центральной Азии. Протяженность транзита – 1115 км. Предусматривается параллельное строительство трех участков линии электропередачи. Строительство новой электрической подстанции 500 кВ «Шу» и расширение действующих подстанций «Экибастуз» и «Агадырь». Реализация проекта осуществляется за счет займов Международного банка реконструкции и развития ($100 млн.), Европейского банка реконструкции и развития (синдицированные займы на сумму $147,8 млн.), Банка Развития Казахстана ($21 млн. и 6970 млн. тенге), а также собственных средств компании. Завершить строительство всех трех участков линии электропередачи планируется до конца 2009 года.

Мойнакская ГЭС
Проект по строительству Мойнакской ГЭС на реке Чарын Алматинской области реализуется АО «КазКуат», 100% акций которого принадлежат холдингу «Самрук». Сметная стоимость строительства составляет порядка $250 млн. Холдингом ведется работа по организации финансирования проекта.

ЛЭП «Северный Казахстан — Актюбинская область»
Актюбинская область уже в 2005 году испытывала дефицит электрической мощности в размере 157 МВт. Покрытие дефицита осуществлялось за счет импорта из России. В перспективе до 2020 года прогнозируется рост дефицита электрической мощности до 450 МВт. Проект по строительству межрегиональной линии электропередачи «Северный Казахстан — Актюбинская область» позволит включить электрические сети области в состав ЕЭС Казахстана и обеспечить ее независимость от поставок российской электроэнергии. Реализация проекта осуществляется на основе государственно-частного партнерства путем заключения концессионного соглашения между АО «Батыс транзит» (20% акций принадлежат Обществу) и министерством энергетики и минеральных ресурсов. Общая стоимость проекта составляет порядка 18,9 млрд.тенге. Планируемый срок реализации – 2008 год.

Модернизация национальной электрической сети Казахстана
Проект предусматривает замену морально и физически устаревшего высоковольтного оборудования более чем на половине подстанций, находящихся на балансе АО KEGOC. Также будут модернизированы подстанции, средства коммуникаций, системы управления национальной электрической сетью. Стоимость проекта составляет порядка $374 млн. Реализация проекта осуществляется за счет займов МБРР ($140 млн.), ЕБРР ($ 45 млн.), а также собственных средств общества. Планируемый срок окончания реализации проекта – 2010 год.


Телекоммуникации
Сельская связь Ведется работа по приобретению компании, обладающей лицензией на стандарт CDMA-450. Приобретение частоты и лицензии резко расширит возможности АО «Казахтелеком» на селе. Параллельно инициирован вопрос о внесении изменений в Налоговый кодекс и Закон «О связи» для установления минимальной рентабельности для операторов, предоставляющих универсальные услуги на селе. В этом случае вопрос телефонизации села будет решен полностью в течение двух лет.

Национальный центр обмена интернеттрафиком
Разработан проект по запуску Национального центра обмена интернет-трафиком как составного элемента IT-инфраструктуры республики. Завершена подготовка технической документации. Проводятся мероприятия по регистрации центра в качестве самостоятельного некоммерческого юридического лица, независимого от всех операторов. Полноценно функционировать центр начнет до конца текущего года.

Транспорт
Инвестиционный проект по строительству локомотивосборочного завода в Астане
Более 70% локомотивного парка РК имеет значительную степень износа. Дефицит в магистральных тепловозах возникнет с 2007 года и к 2030 году составит 1154 единицы. Советом директоров АО «НК «КТЖ», входящего в холдинг «Самрук», принято решение о начале строительства завода по сборке локомотивов в Казахстане. Реализация проекта позволит обеспечить потребность в качественных современных тепловозах. Сборка первых 100 тепловозов на новом заводе планируется с 18%-ным привлечением казахстанских производителей. В последующем планируется нарастающее увеличение составляющих казахстанских производителей. К 2020 году локомотивы планируется реализовать в Прибалтику, Азербайджан, Таджикистан, Узбекистан, Армению, другие страны.

Проект строительства металлургического завода по производству железнодорожных колесных пар и осей
В соответствии со Стратегией индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы ТОО Каzsteel предлагает проект строительства металлургического завода по производству железнодорожных колесных пар и осей с полным производственным циклом мощностью 100 000 колес и 40 000 штук осей в год. Традиционно АО «НК «КТЖ» производит закуп данной продукции на предприятиях России и Украины. Ежегодный объем таких покупок составляет до 15% общих затрат национального перевозчика. Более того, в связи с высоким спросом предприятия, выпускающие колесные пары, откладывают заявки АО «НК «КТЖ», что в конечном итоге приводит к дефициту, уменьшению скоростей движения поездов, пропускной и провозной способности железных дорог, увеличению себестоимости перевозок и капитальных вложений. В Казахстане назрела необходимость в налаживании оте-чественного производства продукции точного машиностроения. К началу 2008 года потребность Национальной компании составит 464 000 шт. колесных пар. Строительство завода предполагается провести на территории Павлодарской области. Общая стоимость проекта – 40 000 млн. тенге. Мощность производства – 100 000 колес; 40 000 осей; 233 000 тонн трубной заготовки. Источники финансирования – гарантия банка поставщику оборудования; вклады учредителей (учредители ТОО Каzsteel — ТОО «АТК-2005» (50% доли), компания Sharman Overseas (50% доли); кредитные средства. Срок окончания строительства – 2 года.

Нефтехимия
Первый газохимический комплекс в Атырауской области
Проект реализуется в рамках программы АО НК «КазМунайГаз» по развитию нефтехимических производств в Казахстане. На сегодня выбраны финансовый и юридический консультанты. Проведен тендер по выбору компании по управлению проектом (PMC-contractor). Подписанное долгосрочное соглашение с ТШО на поставку газа в объеме 5,0 млрд.м3/год на 13 лет в настоящее время пересматривается. Определена площадка размещения нефтехимического комплекса в 40 км от г. Атырау. Завершена работа по предварительной оценке воздействия на окружающую среду. Проведено обновление ТЭО проекта, что связано с изменением места строительства и увеличением стоимости отдельных установок.

Проект по созданию комплекса производства ароматических углеводородов на АНПЗ
Необходимые условия для реализации проекта: мощность завода по переработке нефти — 5 млн. тонн нефти, в том, числе 1,5 млн. тонн легкой нефти (Тенгиз, Карачаганак). При реализации проекта будет произведена модернизация установок первичной перегонки нефти, коксования, прокалки кокса, колонны сепарации бензинов, риформинга. Кроме того, будет построена новая установка риформинга.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.