Герои капсоревнования
Поддержать

Герои капсоревнования


Елена Дудка


В конце 2005 года, делая рейтинг первой десятки банков, мы писали, что впервые за много лет борьба за первое место в списке крупнейших финансовых институтов может привести к рокировке двух лидеров – Казкоммерцбанка и БанкаТуранАлем. Последний уступал Казкому всего ничего, и было похоже, что при такой скорости наращивания активов он скоро поднимется на верхнюю ступеньку пьедестала. Однако бессменному «номеру один» удалось сохранить свои позиции, в частности, за счет одного из крупнейших в истории отечественной финансовой системы займов в конце того же 2005 года и размещения акций на Лондонской фондовой бирже в середине 2006-го. По итогам прошлого года Казкоммерцбанк в очередной раз занял привычное первое место по размеру активов среди банков второго уровня. На втором с относительно небольшим отрывом — БТА. Дальнейшая очередность претерпела существенные изменения. Впервые из первой тройки выбыл Народный банк, уступив место АТФБ, который в 2006 году показал самые высокие темпы роста – почти в три раза по сравнению с предыдущими годовыми показателями. Альянс и БЦК остались на своих пятом и шестом соответственно, хотя темпы роста у Альянса были значительно выше. Оставшиеся четыре позиции заняли те же банки, что и в прошлом году, но уже в другой расстановке (см. таблицу 1). Примечательно, что Темирбанк, который переместился с десятого места на девятое, показал третий результат по темпам роста после того, как официально вошел в группу ТуранАлема. По размеру капитала двойка лидеров также остается неизменной. Причем Казком за год увеличил свой капитал почти вдвое. А вот АФТБ, хоть и обогнал Народный по размеру активов, значительно (более чем в два раза) уступает ему по уровню собственного капитала, что позволяет сделать не самые лестные выводы о качестве его роста. В рейтинге капиталов он только пятый. Помнится, недостаток капитализации долго был больным местом Народного банка. Но сегодня он в этом плане выглядит вполне презентабельно, хотя темпы роста собственного капитала у него заметно ниже, чем у ближайших конкурентов. В целом по первой десятке банков можно сказать, что в прошлом году у большинства из них темпы прироста капитала превышали темпы роста активов. Шокирующим выглядит процент роста прибыли Альянс Банка. За год его чистый доход увеличился на 777%, то есть почти в 9 раз. Но такая волшебная доходность, судя по ее динамике за два последних года, объясняется просто. В 2005 году Альянс занимал в десятке ведущих банков последнее место по уровню прибыли. Тогда, стремясь в короткие сроки захватить наибольшую долю рынка, он предлагал потребителям беспрецедентно низкие цены на банковские услуги. Жертвуя доходностью, он получил широкую клиентскую базу и теперь зарабатывает прибыль, которая в среднем соответствует другим показателям его деятельности. Похоже, той же стратегии придерживается сейчас АТФБ, который находится на седьмом месте по уровню доходности и даже спустился на одну позицию вниз по сравнению с 2005 годом. Примечательно также, что по уровню прибыли Казком впервые уступил первую строчку рейтинга Банку ТуранАлем. Причем БТА лидирует с большим отрывом. А третье место уверенно занимает Народный. Единственным банком, у которого размер прибыли за последний год снизился, является Нурбанк, минимальный рост доходности – у Евразийского. Последние два банка изначально создавались не как клиентоориентированные и не как ориентированные на получение прибыли. Потому данный показатель не является для них критически важным. На что еще хотелось бы обратить внимание – это показатели ROA (отношение чистой прибыли к активам) и ROE (отношение чистой прибыли к собственному капиталу). Они показывают, какую отдачу получают банки от каждого тенге, вложенного в дело. Так вот, например, у того же Евразийского, несмотря на невысокую в абсолютных цифрах прибыль, один из самых высоких показателей доходности относительно капитала и активов. А Народный – единственный из крупных банков занимает высокое, второе место как по ROA, так и по ROE (известно, что крупным банкам, как правило, сложнее добиваться высокой отдачи на активы и капитал, поскольку сверхприбыльных проектов на всю массу управляемых ими денег не хватает и их портфель более диверсифицирован по уровню доходности). Таблицы 2 и 3 не так много говорят о состоянии дел в банках, но в некоторой степени тоже дают представление об их характере и корпоративной культуре. В таблице 3 показаны некоторые категории собственности банков (в денежном выражении). Например, у АТФБ самый «крутой» автопарк и самые обширные земельные владения. А БТА, наоборот, сильно экономит на транспорте и вообще предпочитает не «светиться» собственностью – почти все его скромные основные средства в отчетности фигурируют как загадочные «прочие». Таблица 3 – о расходах банков. Здесь видно, что самые большие бюджеты на рекламу закладывают БТА и Альянс (это можно заметить и невооруженным глазом по телевизору, в печатных изданиях, везде). По расходам на охрану традиционно уже несколько лет лидирует БТА. В БЦК любят себя показать и на людей посмотреть, что выражается в самых высоких по банковской системе представительских расходах. А Народный много тратит на зарплату сотрудников в своих многочисленных филиалах. Конкурентная борьба банков за место под солнцем продолжается. И по итогам первого квартала 2006 года некоторые банки уже изменили свои позиции на рынке. Но в целом суть их стратегий развития пока остается неизменной.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.