Бизнес на одиноких сердцах
Поддержать

Бизнес на одиноких сердцах

Как зарабатывают брачные агентства


Акжол Садешов  


При высоких показателях доходности международного брачного бизнеса современное развитие этого рынка в Казахстане находится в зачаточном состоянии.


По данным российских интернет-сайтов, мировой оборот брачных агентств в 2004 году достиг $2 млрд., при этом около 70% оборота приносят девушки из стран СНГ и Прибалтики. К сожалению, по нашей стране подобных открытых данных нет. Это обусловлено низкой рентабельностью самого бизнеса здесь, что непосредственно сказывается и на инвестиционной привлекательности. Хотя многие благоприятные условия для его успешного развития в Казахстане существуют. В первую очередь самый главный фактор — человеческая потребность в институте семьи. К этому можно причислить огромную армию одиноких людей, общий экономический рост, повышение благосостояния граждан и т.д. Казалось бы, существуют все условия для развития брачных услуг, однако что-то все-таки мешает этому.
Говоря об особенностях брачного бизнеса, можно отметить специфичность, конфиденциальность и длительность процесса. Количество реально действующих брачных агентств подсчитать сложно. Как уже было отмечено, серьезных доступных результатов исследований по этой теме в Казахстане нет. Как нам удалось выяснить, в Алматы действует не более одного десятка брачных организаций. Здесь необходимо пояснить, что в данной статье из обзора исключены интернет-сайты, а рассмотрены брачные конторы и агентства знакомств, работающие с клиентами не виртуально, а вживую.
Как известно, в советское время искать вторые половинки помогали различного рода клубы знакомств, но получалось это у них плохо, здесь сразу же вспоминается фильм «Москва слезам не верит». Сегодня человеку, желающему с серьезными намерениями вступить в брак, готовы прийти на помощь брачные агентства. В основном здесь представлены, а точнее, зарегистрированы индивидуальные предприниматели. Причем у многих брачное агентство или агентство знакомств функционирует как дополнительный источник дохода и даже как своего рода хобби.
По словам хозяек агентств, кстати, руководителями большинства контор являются женщины, это обусловлено слишком низкой доходностью. С чем это связано? Ответить на этот вопрос можно, если подробнее рассмотреть схему работы. Условно она выглядит следующим образом – человек созванивается с агентством по телефону, затем следует визит в офис, собеседование, сдача фото и заполнение анкеты. Далее наступает период знакомств. К примеру, если клиенту X при рассмотрении каталога анкет с фотографиями понравился клиент Y, то X в агентстве оставляет заявку на свидание с Y. В свою очередь сотрудники агентства переадресовывают эту информацию Y. Если же Y, просмотрев анкету и фото X, он понравился, то через агентство идет обмен номерами телефонов, и в дальнейшем самостоятельно назначается свидание. Как выяснилось, агентства настоятельно рекомендуют прилагать к анкете фото, так как оно является одним из главных факторов успеха клиента. Чтобы обезопасить своих клиентов, обязательным условием заключения договора является предоставление удостоверения личности. Кстати, в период становления брачного бизнеса в некоторых агентствах дело доходило также до предоставления справок о психическом состоянии, венерических заболеваниях и т.д. Правда, в силу того, что любую справку можно купить, в дальнейшем от этой практики отказались.
В результате основной доход агентства образуется за счет приема анкет, стоимость которых в среднем составляет 3000 тенге. Как видно, в отличие от зарубежных и российских коллег наши брачные агентства работают по достаточно простой схеме, соответственно получается низкая прибыль. В России дополнительно предоставляются услуги фотографа, психолога, юриста, косметолога, проводится видеосъемка, организуются вечера встреч и т.д. У нас же всему этому только предстоит появиться. Правда, конечно, есть исключения. Например, в брачных агентствах, работающих в Интернете (для мужчин из стран Северной Америки и Западной Европы), в силу большой роли фотографии предоставляются услуги фотографов, один час работы которых в среднем стоит 2000 тенге. За это время клиента сфотографируют 100 раз, и отберут для него три самых лучших снимка. Размещение анкеты в сети обойдется 5000 тенге. Дополнительно клиентам оказывают услуги по отправке (100 тенге), получению (50 тенге) и переводу писем (10 тенге лист).


Другой пример. Благодаря тому, что руководитель одного брачного агентства является практикующим психологом, он проводит дополнительные психологические тренинги, посвященные взаимоотношениям мужчин и женщин. Стоимость таких занятий составляет 13 тыс. тенге за неделю. Дополнительно клиентам предоставляется бесплатное психологическое консультирование на весь срок действия анкеты. Во многих агентствах договоры заключаются либо на один год, либо на определенный период. Менее распространено оказание так называемых VIP-услуг. Это когда клиент имеет доступ к анкетам, в основном мужским, которые делятся на такие характеристики, как «состоятельный», средняя зарплата до $1000 и выше (5000 тенге), и «несостоятельный», зарплата около $500 (3000 тенге). Существует и вознаграждение за услуги в случае, когда клиент агентства при его помощи вступил в брак (если хотя бы один из молодоженов входит в категорию «обеспеченных», то с пары взимается 10 000 тенге, с «необеспеченных» — 5000 тенге).
В среднем клиентская база брачных контор составляет от 150 до 1500 человек. Здесь можно выявить несколько характерных качеств. Как известно, основной контингент составляют женщины. «Поэтому можно понять, — рассказывает руководитель одного из алматинских брачных агентств, — что когда впервые к нам обращаются, то самый популярный вопрос – а у вас мужчин или женщин больше?».
В среднем соотношение мужских и женских анкет составляет 40/60 соответственно. Если это соотношение начинает меняться, причем чаще всего в сторону преобладания женских анкет, то, дабы соблюсти баланс спроса и предложения, агентства начинают отказывать дамам в приеме анкет. Средний возраст женщин, обращающихся в агентства, — от 25 до 45 лет. Причем, как отмечают сотрудники агентств, чем моложе девушка, тем больше требований она предъявляет к мужчинам, но с возрастом происходит изменение предпочтений.
Мужчины в свою очередь в брачных агентствах находятся в несколько привилегированном положении, так как обращаются к подобным услугам реже, и то не всегда проходят собеседование. Между тем именно на стадии собеседования происходит основной «отсев» мужчин по таким причинам, как злоупотребление алкоголем, психические заболевания и т.д. По словам руководителя проекта бюро знакомств «Лира» Ярославы Кодоловой, «в принципе мужчин у нас много, но, к сожалению, мало востребованных, иначе говоря, конкурентоспособных на «рынке потенциальных мужей». В итоге происходит усиление спроса на представителей относительно «сильной» половины человечества. С целью расширить базу данных о мужчинах некоторые агентства даже бесплатно принимают от них анкеты, так как понимают, что они основное сырье брачного производства. Ведь анкеты рождают клиентов, а клиенты рождают деньги.
Возраст большинства мужчин, обращающихся к услугам брачных агентств, составляет от 30 до 50 лет. Исследуя предпочтения мужчин, можно отметить, что на первом месте стоят внешние данные. «К нам нередко приходят мужчины, решительно заявляющие, что внешность для них не играет серьезной роли, главное для них — характер человека, но при этом с очень большим вниманием относятся к фотографиям», — отмечает Ярослава Кодолова. При этом если у женщин с возрастом смягчаются требования к брачному партнеру, то у мужчин к 40 годам они наоборот повышаются (нужны «помоложе», «покрасивее» и т.д.).
Кстати, если раньше в Казахстане многие девушки мечтали выйти замуж за иностранцев, то сегодня ситуация значительно изменилась. По словам директора брачного агентства «Ханум» Гулистан Аюповой, «сейчас можно констатировать, что отечественные мужчины становятся более конкурентоспособными по сравнению с западными. Возможно, это связано с такими причинами, как улучшение благосостояния граждан, а также имевшие место частые криминальные случаи по трафику людей». Как пояснила координатор проекта по противодействию торговле людьми в Казахстане Международной организации по миграции Карима Джамбулатова, «для женщин, желающих выйти замуж за иностранца посредством брачных интернет-агентств, риск попасть в рабство не уменьшается. При этом утверждать о спаде или росте подобного вида трафика женщин однозначно нельзя, так как это явление носит скрытый характер. Информация от жертв в соответствующие органы в большинстве случаев не поступает. Но, по имеющимся у нас данным, менее 1% от общего числа женщин, попавших в рабство за рубежом, выехали туда через брачные агентства».
Однако, как утверждают руководители брачных служб, главным фактором, тормозящим развитие этого бизнеса в Казахстане, является менталитет людей, сложившиеся негативные стереотипы о подобных организациях и т.д. Как отмечают представители брачных агентств, люди очень стесняются обращаться к ним, не доверяют, особенно мужчины. При этом у многих сложилось мнение, что платить «хорошие деньги» за эти услуги вовсе не обязательно. «Мнение о том, что брачные агентства только для неудачников, ошибочно, на практике я работаю с симпатичными и образованными людьми, которые хотят познакомиться цивилизованно, так как в силу ряда причин не могут это сделать самостоятельно», — рассказывает руководитель одного из алматинских брачных агентств.
Ну и, наверное, главный вопрос, который напрашивается в этой статье, – насколько эффективно работают «устроители судеб»? Ни одно агентство не дает гарантии достижения желаемого результата. Брачный бизнес предлагает на рынок штучные, сугубо индивидуальные услуги, связанные с личными особенностями каждого клиента. Работа с каждым из них проводится строго индивидуально, с учетом его личных, субъективных характеристик. Поэтому здесь все зависит непосредственно и от самого клиента, серьезности отношения к процессу поиска брачного партнера, целеустремленности. Но все-таки мы попытались хотя бы условно вывести некоторые данные. Так, в некоторых агентствах у клиента в среднем за год бывает 5-6 новых знакомств. И только от 10 до 25% людей от общего числа клиентов создают брак.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.