Битва столов
Поддержать

Битва столов

Акжол Садешов  


Во всем мире, в том числе и в Казахстане, развитие рынка мебели служит одним из показателей развития бизнеса и роста благосостояния граждан. Однако сегодня эту роль «индикатора» пока что берут на себя преимущественно иностранные мебельные компании.


Отечественные производители мебели оказались не готовы к сильному давлению импорта и постепенно начинают сдавать ранее завоеванные позиции на внутреннем рынке.
А рынок мебели между тем, по оценкам Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК (АПМДП), является достаточно привлекательным. Так ежегодный его рост равен порядка 35%, и в прошлом году общий объем рынка составил 590 млн. долларов США. Доля мебели собственного производства колеблется в пределах 30%, это чуть более 170 млн. долларов.
При этом, по словам президента АПМДП Михаила Глухова, «в стране растет доля теневого производства мебели. Так, согласно данным официальной статистики, темпы производства мебели в Казахстане за последние три года постоянно снижаются: в 2003 г. рост составил 41%, в 2004 г. — 28%, в 2005 г. — 14%. Несмотря на то, что импорт сырья и комплектующих в эти годы рос в среднем на 50% в год».
Ввоз мебели в 2005 году увеличился на 35%. Динамика импорта мебели в прошедшем году характеризовалась сохранением высоких темпов роста поставок особенно из Китая (в 3,4 раза) и стран СНГ (РФ — на 61,3%, Беларуси – на 78,5%, Украины — на 33%). Но одновременно снизились поставки из Польши (на 21%) и Италии (на 19,25). При этом 50% мебели мы импортируем из стран Содружества. Причиной этому служит отсутствие импортных пошлин и то, что производители стран СНГ, особенно Россия и Беларусь, за время независимости успели наладить современное производство, выпускающее конкурентоспособную мебель.
Заметно усилилась тенденция роста импорта из Поднебесной. В прошлом году в структуре импорта китайские производители вышли на второе место после России, потеснив польских и итальянских мебельщиков.


Стол заказов
Рынок отечественной мебели в основном представлен компаниями малого и среднего бизнеса. При этом на долю южной столицы в силу наиболее быстро растущего спроса приходится половина всего производства в стране и 37% общего объема импорта. Соответственно наиболее значимые субъекты рынка сосредоточены именно в Алматы. В их числе такие производители, как ZETA, USKO, Алматинская мебельная фабрика, Folding Space, Heaven House (представляющий здесь продукцию завода из Павлодарской области) и многие другие.
Большинство игроков отрасли ориентированы на производство продукции для офисов, но параллельно занимаются и бытовой мебелью. В системе продаж превалирует такой метод, как выполнение индивидуальных заказов клиентов, хотя серийный выпуск также имеет место.
Многие крупные компании существуют на рынке уже около 10 лет. Большая часть из них начинала свой путь с импорта продукции, но затем постепенно стала развивать и собственное производство. Так, в эту группу входят ТД «Жанна», ZETA, USKO International и др.
По словам специалиста по маркетингу мебельного департамента «USKO International» Марияш Оралбаевой, «одним из каналов распространения мебели является открытие собственных салонов и привлечение для сотрудничества других региональных торговых компаний. Сегодня наиболее привлекательными рынками для сбыта мебели, особенно офисной, представляются такие быстро развивающиеся города, как Астана, Актау, Атырау. Многие производители, в том числе и мы, уже присутствуют на рынках этих и других городов».
Проведя исследование регионального рынка, директор ТОО «Фирма Фининсайт» С. Задорожный считает, что «если в «трех столицах» предложение отвечает спросу, то потребности 10 млн. жителей регионов пока остаются неудовлетворенными». С учетом этого мнения можно предположить, что по мере удовлетворения спроса в крупных городах страны сбыт будет уходить в регионы, что уже произошло с рынками товаров первой необходимости.


Что на рынке всех милее?
Условно в 2005 году объем потребления мебели (включая офисную и специальную) на одного казахстанца в среднем составил 39 долларов — далеко до европейского показателя. В среднем граждане ЕС на мебель тратят до 300 евро ежегодно.
Итак, что же представляет собой отечественный рынок мебели? В принципе по структуре он не сильно разнится от соседних рынков. Так, специалисты российского аналитического агентства РБК условно разделяют его на три вида: бытовую, офисную и специальную мебель. Бытовую мебель подразделяют в свою очередь на следующие направления: мягкая мебель, столы и стулья, детская и молодежная, мебель для спальни, корпусная, для кухни и прихожей. Как известно, возможность приобретения бытовой мебели является одним из показателей роста благосостояния населения. Сегодня на рынке широко представлены потребительские кредиты на покупку новой мебели. В последние годы наблюдается тенденция приобретения мебели не только взамен физически устаревшей, но и на смену морально устаревших, немодных предметов интерьера.
По цене мебель различают элитную, эконом-класса и дешевую. Дорогую мебель выделяет ее эксклюзивность, что непосредственно влияет на цену. Объем продаж такой мебели в количественном эквиваленте обычно небольшой. Здесь присутствуют известные бренды, а также авторская мебель. Применяется натуральное сырье. Отличие: высокое качество и известность торговой марки. В основном элитная мебель распространяется через мебельные салоны. Рынок дорогой мебели заполняется продукцией из европейских стран.
Большинство отечественных компаний, выпускающих как бытовую, так и офисную мебель, работает в сегменте эконом-класса и дешевой мебели. Здесь приемлемая цена создает быстрый оборот продукции. Мебель этого класса является наиболее востребованной.
Самым интересным и перспективным является рынок офисной мебели. Он представлен в следующих категориях: зона ожидания, переговорная комната, кабинет руководства, место работы рядовых сотрудников, комната отдыха и т.д.
Компании растут, открываются новые, расширяются старые офисы, что в свою очередь вызывает огромный спрос на мебель этого вида. Каждой организации необходимо обеспечить сотрудников офисной «меблировкой». Кстати, некоторые эксперты отмечают такую закономерность — цена рабочего места сотрудника примерно равна его среднемесячной зарплате. Опыт западных компаний доказал, что мебельное решение — не просто средство для достижения целей, а возможность сделать бизнес успешнее. По данным отраслевого обзора РосБизнесКонсалтинга, «сотрудники компании, не имеющей удобной, эргономичной мебели, тратят на поиски документов в среднем 6 недель в году. Это значит, что в течение 6 недель компания несет арендные, эксплуатационные расходы, платит деньги сотрудникам только за то, чтобы они имели возможность найти нужные бумаги. Гораздо экономнее должным образом обустроить рабочее пространство, чтобы дать возможность сотруднику работать эффективно, не уставая и не утомляясь».
Главными ориентирами покупателей на рынке мебели помимо соотношения цены и качества служат такие характеристики, как мода, дизайн, цвет и эргомичность, имидж и надежность производителя и материала, сервисные услуги (консультации, доставка, сборка), гарантия (отечественные производители дают до двух-пяти лет). В то же время покупатель ориентируется и на мнение знакомых относительно выбора той или иной компании.


Буратино против Пиноккио
Эксперты с сожалением отмечают, что более 80% импортируемой мебели приходится на среднюю ценовую категорию, и вполне может производиться в Казахстане. По мнению Михаила Глухова, «сегодня отечественным мебельщикам не представляется возможным конкурировать с производителями дорогой элитной мебели. Но казахстанская мебель вполне может побороться с российской и китайской продукцией в среднем и дешевом ценовом сегменте, который является наиболее распространенным».
С чем же связано неравное положение отечественных производителей?
Вся мебельная промышленность РК полностью работает на импортном сырье и комплектующих, на существенную часть из которых продолжают действовать таможенные пошлины. Как отмечают эксперты — уровень специализации и внутриотраслевой кооперации остается низким. Одной из преград для развития отрасли, по словам президента АПМДП, является недоступность производственной инфраструктуры. В первую очередь это дороговизна земли и сложности с подключением к коммуникациям (электроэнергия, тепло, вода, канализация и т.д.). Но главной причиной слабого развития отрасли, по его мнению, является малое число компаний и предпринимателей, способных осуществлять инвестиционные проекты в отрасли. Сегодня проще и выгоднее в рамках льгот и преференций для ИП,ЧП, специальных упрощенных налоговых режимов для малых ТОО, заниматься импортом мебели из стран СНГ и Китая, а не собственным производством.
В этом вопросе с ним соглашается его коллега, вице-президент АПМДП Олег Чернышев. Как он отмечает в своем интервью изданию «Лесные ресурсы», «основная проблема роста импорта – неравные таможенные условия для наших производителей и импортеров. Очень многие поставщики готовой мебели, в основном из Китая, хотя и должны оплачивать доставку, НДС и таможенные пошлины, фактически уходят от легальной «растаможки». Это позволяет им предлагать рынку более низкие цены».
При этом мебельная промышленность, входящая в состав лесопромышленного комплекса (ЛПК), имеет все шансы на свою реабилитацию. Как утверждают участники рынка, начинать надо с основных звеньев развития. По словам директора компании Folding Space Евгения Бессонова, «до сих пор существует миф о том, что у нас катастрофически мало леса. Леса занимают 4,2% территории нашей страны, или 12,4 млн. га. Казахстан является третьей страной по покрытию лесами в Европе и Центральной Азии, после России и Турции. В Казахстане лесов 0,77 га на человека – показатель на уровне США и Малайзии. Лесов у нас столько же, сколько у Белоруссии, а экономическая эффективность использования несравнима. Эстония имеет гораздо меньше древесины, но экспортирует мебели на 150 млн. долларов. Дело не в том, сколько леса, а в том, чтобы, развивая собственное лесное хозяйство и приграничное сотрудничество, рационально разместить производственные мощности и эффективно создавать продукцию с высокой добавленной стоимостью».
«Одной из главных предпосылок развития отрасли является географически выгодное положение», — считает директор департамента корпоративного развития Центра маркетингово-аналитических исследований (ЦМАИ) Газиз Мылтыкбаев. Это позволяет использовать лесные ресурсы России – крупнейшей лесной державы, в которой сосредоточено 25% мировых запасов древесины. Казахстан гораздо ближе к лесам России, чем страны Европы, соответственно расположение производств среди источников сырья экономически эффективно.
Сегодня при поддержке Инвестиционного фонда уже реализуются четыре крупных масштабных проекта в Караганде, Павлодаре, Санкт-Петербурге и Томской области (РФ), которые в целом направлены на развитие отечественного ЛПК. Однако участники рынка предлагают вернуться к вопросу разработки и принятия государственной программы развития ЛПК РК на 2007-2009 гг. По мнению г-на Глухова, «целью такой программы для мебельной промышленности могло бы стать увеличение доли мебели собственного производства на рынке РК до 50-60 % в течение ближайших 5 лет и выход со своей продукцией на рынки ближайших стран региона. Сердцевиной содержания такой программы должно стать создание региональных отраслевых индустриально- производственных зон. Мы предлагаем как пилотный проект создание индустриально-производственной зоны по выпуску мебели в Алматинском регионе».
Если же рассматривать рынок с учетом существующих реалий, то можно отметить, что динамика увеличения объемов рынка создает дополнительный резерв для отечественных производителей. Потенциальные возможности мебельного производства очень высоки, это подтверждают и исследования ЦМАИ, согласно которым мебельная отрасль заняла 11-е место из 150 по уровню конкурентоспособности. По словам господина Бессонова, «в 2006 году объем мебельного рынка составит около миллиарда долларов США и в два раза больше в 2008 году. За такой рынок стоит побороться!»




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.