Реформы, которых не было
Поддержать

Реформы, которых не было

Арыстан Есентугелов  


…После того, как были исчерпаны все возможности вывода советской экономики из глобального кризиса методами, характерными для социалистической плановой экономической системы, правительство Рыжкова приняло в  марте 1990 года решение об умеренном переходе к рынку.


Этот факт развеял миф о бескризисном развитии плановой экономики, признав системный экономический кризис СССР, выход из которого возможен только на почве радикального изменения всей общественной системы – перехода из социалистической системы в капиталистическую, из плановой экономики – в рыночную.
В стране начался свое-образный программный бум – разрабатывались правительственные программы в СССР и союзных республиках, каждая из которых предлагала свой путь безболезненного перехода к рынку. Но камнем преткновения всех программ был вопрос о том, как вывести из-под государственного контроля цены. Главную проблему создавали имеющиеся в экономике «горячие» деньги, необеспеченные товарами и выплаченные населению за последние несколько лет. Их объем оценивался тогда в сумме от 200 млрд. до 300-350 млрд. рублей, которые оказывали мощное инфляционное давление на экономику. Очевидно, что если бы цены были в одночасье отпущены на свободу, то они сразу же взлетели бы вверх (по оценкам экспертов в 3-3,5 раза), катастрофически  снизив уровень жизни и без того небогатых советских людей.
В мае 1990 года был опубликован проект официальной правительственной программы, условно названной программой Рыжкова — Абалкина. Это была программа умеренного перехода к рынку. В ней предусматривалось государственное регулирование объемов производства, медленное поэтапное освобождение цен от госконтроля, сохранение сложившихся структур, а значит, и методов управления экономикой и восстановление прерванных хозяйственных связей. Все это должно было осуществляться преимущественно административными методами. Программа рассматривала СССР как обновленное федеративное государство.
Одновременно группой ученых во главе с С.Шаталиным и Г.Явлинским была разработана так называемая программа «500 дней».  Суть ее состояла в том, чтобы в течение шести месяцев, продавая различные виды государственной собственности, изъять с рынка избыточные горячие деньги, а затем безболезненно освободить цены от госконтроля. Все процессы проведения различных реформ, формирования необходимых для функционирования полнокровного рынка институтов и т.д. были разложены по дням, предлагалось создание экономического союза, что значило —  спасение СССР как политического союза невозможно.
Обе программы не были приняты в Верховном Совете СССР. Первая – из излишней  консервативности, а вторая – излишней радикальности.
Президент СССР М.С.Горбачев решил сделать из двух программ одну, создав рабочую комиссию во главе с академиком Аганбегяном. Результаты ее работы под названием «Основные направления по  стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике» были одобрены на третьей сессии Верховного Совета СССР. В своей монографии, написанной в 1995 году, я оценил ее так: «Венцом всех работ стала  бездарная некомпетентно составленная компиляция из двух программ, находящихся на двух непримиримых позициях, которая тут же всеми была забыта». Е.Ясин в своей монографии, изданной в 2003 году, дал ей следующую оценку: «Это была пустая бумага, отписка, ее никто не собирался выполнять».
Эти программы, не успев выйти в свет, привели к развалу потребительского рынка, резкому росту цен на черном рынке. Таким образом, если в стране и была возможность проведения мягкой реформы и перехода к рынку умеренными темпами, то она была упущена в конце 80-х и в 90-х годах. Теперь в арсенале оставались только болезненные и непопулярные в народе меры.
К концу лета 1990 года не только социально-экономическое, но и политическое  положение в стране стало настолько катастрофическим, что на повестке дня выдвинулась наряду с переходом к рынку и выводом страны из экономического кризиса задача сохранения Союза ССР как единого федерального государства. Именно тогда был  опубликован проект Союзного договора. Тем временем в СССР произошла смена правительства Рыжкова правительством В.С.Павлова.
В такой обстановке проблема стабилизации народного хозяйства и перехода к рынку рассматривалась как на концептуальном, так и на программном уровнях и в Казахстане.
В июле только что созданная государственная комиссия по экономической реформе Совета Министров Казахской ССР во главе с заместителем председателя Совета Министров Казахской ССР К.Т.Турысовым создала правительственную рабочую группу для разработки концепции перехода КазССР к рынку на базе Института экономики АН КазССР.  В ходе ее обсуждения было решено подготовить  альтернативную концепцию перехода Казахстана к рынку.
В ней мы четко отстаивали необходимость либерализации цен без промедления, многообразия форм собственности с преобладанием частной приватизации госсобственности и прямой продажи предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания, так называемых малых и средних промышленных предприятий, акционирования крупных и т.д. А также необходимость перестройки организационной структуры управления национальным хозяйством, формирования рыночной инфраструктуры, принятия мер по финансовой стабилизации экономики и т.п.
В концепции отмечалось, что переход республики на рыночную экономику возможен только через переходный период. Причем он будет чрезвычайно сложным и достаточно длительным – 7-10 лет. Мы предупреждали, что, несмотря на все трудности, промедление с переходом к рынку способно только осложнить наше положение и привести к непредсказуемым социально-экономическим и политическим последствиям. Дальнейший ход событий и переход к рынку в 1992 году подтвердил правильность нашей прогнозной оценки.
После обсуждения обеих концепций К.Т.Турысов принял нашу концепцию за основу правительственной концепции перехода экономики КазССР к рынку.
В августе новая рабочая группа, состоявшая в основном из ученых, работников некоторых правительственных органов под председательством К.Т.Турысова – зам.председателя Совета Министров КазССР была разработана «Программа стабилизации экономики КазССР и перехода к рынку». В проект наряду с рекомендацией о поэтапной либерализации цен по моему настоянию был включен и другой вариант рекомендации по ценам – единовременной либерализации цен на все товары и услуги, кроме 10-11 видов товаров первой необходимости.
Однако в ходе обсуждения проекта в окончательный вариант программы, который был принят Верховным Советом 6 декабря, была включена рекомендация только по поэтапной либерализации цен. Но, как мы знаем, в 1992 году реформа началась с единовременной либерализации цен. Что касается остальной части программы, в ней не было ничего интересного с точки зрения перехода к рынку и реальных шагов по стабилизации экономики республики. Все излагалось с позиции административно-командной экономики в привычных выражениях, предлагалось создать систему социальных гарантий, построить социально ориентированную рыночную экономику, не допускать в переходном периоде спада производства, временно замораживать цены при чрезмерном их росте и т.д.
Трудно было ждать другого от ученых и работников правительственных учреждений, представителей марксистско-ленинской политэкономической школы, которым до крайности чужда суть рыночной экономики.
Пока утверждался проект данной программы, новое правительство СССР во главе с Павловым повысило в сентябре 1990 году закупочные цены на сельхозпродукты, в основном на зерно в три раза, объявило о повышении  с 1 января 1991 года оптовых цен на промышленную продукцию в 2 раза, а с 1 апреля розничных цен в три раза. Разработало и приняло бездефицитный бюджет, который трудно назвать иначе как популистским. 
Я высказал свое негативное отношение к этой программе на совещании государственной комиссии экономических реформ Совета Министров КазССР. По поручению Турысова я написал свой вариант проекта выступления председателя Совета Министров КазССР У.К.Караманова, который должен был выступить в июне на совещании в правительстве СССР, но она была отклонена. На следующей день в газете «Правда» в информации об этом совещании сообщалось, что критика программы наиболее концептуально была высказана в выступлении председателя Совета Министров  КазССР У.К.Караманова.
На этом эпопея  экономических программ стабилизации экономики и перехода к рыночной экономике в СССР бесславно закончилась.  Впереди нас ждало крупное неприятное событие, поставившее точку в истории советской экономики, – августовский путч,  который в полной мере убедил всех в том, что все попытки спасти советскую экономику оказались тщетными, как и неизбежность краха плановой экономики, а вместе с ними и распад самого СССР.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.