Высшее образование: Казнить или помиловать?
Поддержать

Высшее образование: Казнить или помиловать?

Ядвига Ядова  


Между тем уже несколько лет наша страна доверяет судьбу тысяч молодых казахстанцев ежегодно машине. Я о Едином национальном тестировании, которое по совместительству является и вступительным экзаменом в высшее учебное заведение. Конечно, ЕНТ – это не приговор, но по сути довольно близкая штука. Ведь не только на ближайшие 4-6 лет решается судьба молодых людей, но и определяется их будущая карьера, кошелек, психика, если приглядеться. Ведь в результате учебы в вузе молодой человек или получит знания, умения, воспитание и друзей всей жизни (коими, по мнению многих, являются студенческие друзья), или разочаруется в образовании и людях. Согласитесь, понять, что твой преподаватель – не просто жадный до денег, но еще и «тупой валенок» – не лучшее «открытие» в 19 лет.
Понимаю, что за несколько последних лет тема ЕНТ стала банальной и избитой, но не менее проблематичной. Не знаю, как у физиков, химиков и ботаников, а для гуманитариев по-прежнему актуальным является не только знание дат и фактов, но и умение их сопоставить, проанализировать и сделать выводы. Причем часто субъективные. Понимает ли компьютерный тест, что такое «субъективное мнение»?
Самое смешное, что претензии к тестовой системе оценки знаний предъявляют не только журналисты и родители. Один из министров экономического блока как-то с сожалением заметил: «Попробуйте спросить что-нибудь у сегодняшних первокурсников, в ответ услышите: «А какие варианты ответов есть?»
Впрочем, тестирование – это только одна проблема казахстанского образования. Гораздо более сложной для решения является, пожалуй, задача повышения качества высшего образования. О какой конкурентоспособности страны можно говорить, если ее граждане безграмотны или необразованны? Конечно, такой крайности в Казахстане пока не наблюдается. И формально вроде бы даже наоборот: ежегодно число казахстанцев с дипломом высшего учебного заведения только растет примерно на 150-200 тысяч в год. Около 80 процентов выпускников школ ежегодно стремятся поступить в вузы. И поступают. Только вот в какие? В последнее время в докладах чиновников министерства образования стало часто мелькать определение «карликовый вуз». Это о тех «учебных заведениях», где ректор и завхоз – одно лицо, преподавателей – четыре человека, включая ректора, само заведение располагается на одном из 5 этажей общежития какого-либо более крупного «собрата», а в названии, как правило, содержатся слова «международная», «академия» и «бизнес». Ах, да, и сам этот вуз находится где-нибудь в районном центре. Много знаний получают студенты таких «академий»?
Министерство образования пообещало «оптимизировать» такие заведения. Впрочем, совсем они, по-видимому, не исчезнут. В частности, по информации вице-министра образования и науки А.Абдымомунова, прозвучавшей на республиканском совещании «Содействие решению проблем кадрового обеспечения отраслей экономики» (20 мая, Астана), «сеть местных учреждений технического и профессионального образования будет создана путем реорганизации существующих профессионально-технических школ и колледжей, эволюции «карликовых вузов» в результате оптимизации системы высшего образования…». (К слову, тема профтехобразования – это отдельный большой разговор.)
Но и размер вуза, и даже его «физическое долголетие» еще не гарант хорошего образования. Самым ценным «активом» высшего учебного заведения, безусловно, являются преподаватели. И что важно – преподаватели, уважаемые своими студентами, авторитетные для них. Подозреваю, что педагог, про которого известно, сколько в денежном выражении стоят его оценки, — однозначно не авторитет. Как неинтересен молодым умам и безразличный лектор, просто «отчитывающий» положенные часы. Молодость требует мудрости, хоть порой и облекает это свое требование в форму протеста, агрессии или споров с преподом.
Случай из собственного опыта. Вступительный экзамен по русскому языку и литературе. Принимают профессора Сагалович и Морозова (выпускники КазГУ понимают, о чем я). После почти 40-минутного (с моей точки зрения на тот момент: полного) ответа на все экзаменационные вопросы, слышу: «Коллега, думаю, вы согласитесь со мной, что девушка заслуживает «отлично» по школьной программе… Но я предлагаю поставить «хорошо». Думаю, со временем она поймет, в чем мы были правы, и будет нам благодарна за это решение»…
Та оценка чуть не стоила мне будущей карьеры, если бы не малый конкурс, вряд ли я писала бы сейчас эту статью. Но профессор оказалась права – я действительно надолго запомнила этот урок, и он не раз помогал мне при столкновении с внезапными проблемами. И почтительное отношение к человеку за академической кафедрой, зародившееся в тот день, сохранилось до сих пор. Уверена, у каждого, кто считает, что получил хорошее образование, в запасе есть подобная поучительная история. Хотелось бы, чтобы и у нынешнего поколения казахстанских студентов такие истории были.
На сайте министерства образования есть интересная информация – список «ведущих ученых и преподавателей высших учебных заведений Республики Казахстан». Таких в списке 253. Из них только четверо представляют профессорско-преподавательский состав Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева, и только один –старейший вуз Казахстана – Казахский государственный национальный университет им.Аль-Фараби. Десять преподавателей из алматинского Политеха, семеро – бывшего ЖенПИ и восемь преподавателей алматинского Иняза также в списках «лучших». А сколько всего преподавателей в этих некогда ведущих вузах?
А вот еще одна статистика – от министерства труда. В последние годы в Казахстан ежегодно привлекаются от 11 до 25 тысяч иностранных работников. В прошлом году таких было 24 760 специалистов. Если кто думает, что речь идет о чернорабочих из сопредельных стран, – ошибается. Из привлеченных иностранных специалистов 27% — руководители, 32% — квалифицированные специалисты. Квалифицированных рабочих – 33%, а «сезонников» всего 8%. То есть более половины – это люди с высшим образованием.
Как пояснил представивший эту информацию на совещании по проблемам кадрового обеспечения экономики представитель министерства труда Алим Байсакалов, ввоз иностранных специалистов проводился «для внедрения передовых инновационных технологий». Между тем всего 15 лет назад советские «мозги» активно «утекали» за рубеж, как наиболее способные к инновационному мышлению.
А сегодня иностранные инвесторы, работающие в Казахстане, указывают на недостатки отечественных специалистов, подготовленных отечественными же вузами для собственной экономики: «Как правило, выпускники различных университетов успешно сдают техническое тестирование, но при этом не всегда успешно проходят интервью с менеджерами. Наиболее остро эта проблема ощущается с техническими переводчиками (выпускниками университетов), что означает, что студенты данной категории не получают достаточных знаний, особенно по техническому английскому…» (из аналитической информации «Карачаганак Петролиум Оперейтинг», представленной на совещании «Содействие решению проблем кадрового обеспечения отраслей экономики»).
По мнению выступавшего на том же совещании члена Ассоциации совета иностранных инвесторов при президенте РК Дэнниса Прайса, причинами невысокого уровня казахстанского технического образования являются: «Отсутствие правильных современных методов профессионального обучения. Во многих, если не во всех случаях, вузы продолжают использовать материалы, сохранившиеся со времен СССР… Мир изменяется технологически. Методики, используемые сегодня, не такие же, какими они были 15 лет назад. Во многих случаях обучающие заведения медленно реагируют на такие изменения, возможно, потому что, что они еще не переобучились сами».
Министерство образования обещает усилить требования к материально-техническому оснащению вузов. Но приведет ли это усиление требований к реальному усилению возможностей вузов давать своим студентам действительно современные и полезные знания? Иностранные инвесторы, работающие в Казахстане, предлагают государству поддержать все-таки саму учебную базу, а не просто усилить требования к ней. Господин Прайс замечает: «Правительство Республики Казахстан должно обеспечить поддержку учебным заведениям из бюджета. В конце концов это будущее Казахстана и экономики казахстанских граждан, которые получат только пользу от этих мер».
…Знаете, какие специалисты нужнее всего сегодня казахстанской экономике? «Инженеры и аграрии» — это все лишь половина ответа. Нужнее всего, если проанализировать документы всевозможных министерств и ведомств, преподаватели. Для тех же самых инженеров, зоотехников, да и журналистов тоже. Тот самый — самый ценный актив образования.


Из «ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»:
ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БАКАЛАВРИАТ


Основные положения


ГОСО РК 3.001 — 2004


Издание официальное
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Астана — 2004


12. Требования к уровню подготовки выпускников.
 
12.1. Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников вузов, задаются на двух уровнях требований.
12.2. Первый уровень — уровень возможности. Он фиксирует возможности в усвоении конкретных дисциплин и в целом вузовской программы, которые вуз обязан предоставить обучающимся. Достижение этого уровня должно быть обеспечено содержанием учебников, учебных пособий, соответствующим качеством преподавания и соответствующей учебно-лабораторной базой.
12.3. Второй уровень – уровень обязательной подготовки. Он определяет минимум знаний, умений, навыков и компетенций, который должны достичь обучающиеся по завершении обучения, то есть нижнюю допустимую границу результатов высшего образования как по содержанию, так и по минимальному объему.
12.4. Уровень обязательной подготовки определяется положениями разделов 10-11 настоящего стандарта и стандартами специальностей и подтверждается возможностью решения выпускниками типовых задач.
Данное требование способствует однозначному пониманию участниками учебного процесса минимального уровня образованности обучающихся и обеспечивает возможность контроля его достижения.
12.5. В стандартах специальностей уровень образованности выпускников должен отражать требования к:
общей образованности;
социально-личностным компетенциям;
экономическим и организационно-управленческим компетенциям;
профессиональным компетенциям;
специальным компетенциям;
готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, географической и социальной мобильности в условиях нарастающего динамизма перемен и неопределенности;
образованности по основным циклам дисциплин и отдельным учебным дисциплинам.
12.6. Требования к профессиональной компетенции излагаются в формате глобализации, интернационализации, регионализации профессий, а также способности решения системно-проблемных задач в многообразных социально-экономических, культурных и профессиональных контекстах.
12.7. Требования к специальным компетенциям должны быть изложены в виде способности решать основные задачи деятельности (например, проектная, конструкторская, технологическая, экспериментально-исследовательская, эксплутационная и другие виды деятельности), а также определенного объема знаний, умений, навыков и компетенций, способности ставить и решать задачи конкретного уровня в избранной сфере деятельности.
12.8. Уровень полученных знаний в рамках обязательного минимума и предлагаемого вузом объема учебной нагрузки должен быть обеспечен контролем.
12.9. Контроль учебных достижений обучающихся и оценка их знаний по циклам дисциплин или по отдельным дисциплинам осуществляются специальной службой «Офис регистратора» на рубежных этапах учебного процесса (по завершении каждого семестра и учебного года) и должны быть ориентированы на итоговые результаты обучения.
Контроль знаний, умений, навыков и компетенций выпускников осуществляется при проведении их итоговой государственной аттестации.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.