Дискотека по-Германский
Поддержать

Дискотека по-Германский

Елена Джетпыспаева


Германия – страна-экстрим. Политически сильная в одно время и политически слабая в другое. Объединенная и разделенная. С зарекомендовавшими себя университетами, чья история исчисляется веками. С пивоваренными традициями и законом о чистоте пива, поспорившим с европейским законодательством. Крупными автомобильными концернами – признанными лидерами автомобильного бизнеса. Единственным национальным видом спорта – футболом. И людьми, довольно странными.


Прожив практически год в Германии (учась в магистратуре по стипендии ДААД), я поняла, почему социологи называют Германию страной-экстримом. Здесь все делается чересчур: слишком пунктуальные немцы работают чересчур много, немецкие студенты учатся чересчур долго (порой до 29-30 лет), чересчур сильно обожают шоппинг и могут проводить в магазинах все свое свободное время. Ровно столько же любят отрываться на дискотеках, выпивая не хуже русских, а потом затягивая застольные песни.
Дискотечный бизнес в Германии – отдельная история в главе об индустрии развлечений. На крупные города, такие как Берлин, Гамбург, Мюнхен, Кельн, Франкфурт-на-Майне с миллионным населением, приходится в среднем 5 крупных дискотек на город. Не считая уже многочисленных диско-баров, где в нормальный пятничный вечер народу будет не протолкнуться.
Города поменьше, скажем, Бремен или Ганновер, с численностью населения от 500 тысяч человек (таких отмечено больше 70 на обычной географической карте) располагают 3-4 крупными дискотеками и также не страдают от недостатка клиентуры.
Дискотеки каждый день открываются тут и там. Так же быстро «прогорают» и закрываются. Слишком много тонкостей и специфичных деталей, которые необходимо учитывать любому новичку этого бизнеса, чтобы удержаться на плаву. Ведь на кону – немалая прибыль, если учитывать дискотечные пристрастия немцев, но и немалые расходы на содержание клуба, а также риск «непопулярности». Обо всех нюансах нелегкого дискотечного бизнеса в интервью журналу «Эксклюзив.кз» рассказал Макс Литау, 29-летний владелец русской дискотеки «Импульс» в Ганновере.
Для Макса — это первая дискотека. Надо сказать, довольно крупного масштаба: 1000 квадратных метров, два танцевальных зала, небольшой кабачок. Для его партнера – уже вторая. Тем не менее Макс в теме, легко и с уверенностью может говорить о клиентских предпочтениях и конъюнктуре рынка развлечений, бюджете и самых последних веяниях технического прогресса. Он прошел долгий путь в своей дискотечной карьере от подработки простым охранником до владельца собственного клуба, чтобы твердо сказать, что «Дискотечный бизнес – это бизнес, к которому нужен душевный подход».


КЛУБНЫЙ БАЛАНС
На старт. По словам Макса Литау, клубный бизнес начать совсем просто. Гораздо сложнее удержаться на плаву и сделать этот бизнес прибыльным. В Германии каждый день открываются и закрываются дискотеки, конкуренты не дремлют, а клиент становится привередливым.
Чтобы поднять на ноги клуб, нужно не просто открыть фирму (регистрация стоит всего 30 евро), но и вложить стартовые 25-30 тысяч евро в том случае, если помещение арендуется и ремонтируется по минимуму. Начиная собственное дело с нуля, в бюджет нужно заложить как минимум стартовые 50-70 тысяч с той же арендой помещения, но полной сменой интерьера и концепции клуба.
Расходы. Ведение бизнеса в Германии четко регламентировано правилами и статьями расходов/доходов. Успех в большой мере зависит от добросовестности и серьезности делового подхода.
Что входит в статьи расходов в клубном бизнесе Макса Литау? Интерьер и содержание клуба, персонал, оплата услуг секьюрити, а также дополнительные расходы на ведение отчетности. Документы – это то, без чего бизнес в Германии делать просто нельзя. Налоговая служба честна и благожелательна, если тебе нечего скрывать. Но каждый отчет досконально и кропотливо будет проверен работниками налоговой службы, сверен с отчетом поставщиков клуба, а также, если понадобится, перепроверен на месте.
 Если дошло до этого, тебе придется трудно, говорит Макс. Работники налоговой могут пару дней сидеть в гражданском в баре и незаметно вести учет каждой рюмки, налитой из бутылки. После же нагрянуть в дискотеку и заставить все пересчитать при них. И не дай бог укрыть что-то от их зорких глаз, такой проступок может грозить закрытием дискотеки полностью.
Staff. Персонал клуба состоит в большинстве своем из студентов, которые не прочь подзаработать. На интернет-странице любого клуба можно всегда найти форму для устройства на работу. В основном принимают девушек и парней на вакансию официантов, гардеробщиков и ди-джеев. Текучесть кадров зависит от менеджмента в клубе. Есть клубы с чисто русским отношением «боссов», где люди меняются чуть ли не каждый месяц. А есть и русские клубы с западным менеджментом и проверенной слаженной командой. «Так и работать легче, — говорит Максим, — потому что есть доверие».
Основные расходы по статье «персонал» уходят на оплату услуг ди-джея и секьюрити. Первое стоит примерно 150-250 евро за вечер. В пятничный вечер вполне справляется один ди-джей, в субботу работает пара. Услуги официантов обходятся примерно 100 евро каждому за вечер.
Для охраны же лучше и выгоднее воспользоваться услугами специализированного охранного бюро, ведь вместе с предоставлением услуг они берут на себя ответственность, в том числе и материальную, за свою работу. К примеру, в Германии очень строгий возрастной контроль. В клуб запрещено пускать лиц до 18 лет. За невыполнение клубу грозит штраф в размере 700-800 евро. Если ошибку на входе допустила нанятая фирма, штраф выплачивает она, а не клуб. Такие услуги обходятся примерно в 1500 за выходные (клуб работает по пятницам и субботам) при наличии 3 охранников в пятницу и 6 в субботу.
Реклама. Расходы на рекламу солидные, однако при умелом менеджменте и заботливом отношении к клиентам они очень скоро окупятся. Объявление по радио обойдется клубу приблизительно 2-2,5 тысячи евро за 10 повторов. Однако Макс Литау предпочитает печатную рекламу: флаеры и плакаты. На это уходит чуть меньше, 1-1,5 тысячи в месяц. Такие флаеры и плакаты легко расходятся по почтовым ящикам, русским магазинам, на заправках, в кафе, в учебных заведениях. Как правило, реклама дается на двух языках или же на немецком. «Мы концентрируемся не только на русскую публику, — говорит Макс Литау. — Отделяться нельзя. К тому же немцы и русские могут очень дружно отдыхать вместе».
Доходы. В структуре доходов все менее четко. Ведь на прибыльность клуба влияет очень много социальных факторов, которые не так-то просто спрогнозировать. К примеру, прибыль клуба очень сильно зависит от его месторасположения. Подходят ли к нему линии общественного транспорта (автобусы, трамваи, троллейбусы)? Имеется ли вблизи клуба достаточно парковочных лотов? Находится ли клуб в центре или за городом?
«Пару лет назад в Бремене прогорела одна русская дискотека по большей части из-за того, что до нее было неудобно добираться. Все было нормально, пока не открылся клуб «Мираж», который и составил ей жесткую конкуренцию. «Мираж» находился в центре, рядом с вокзалом и остановками всего общественного транспорта, который ходит в Бремене. Естественно, люди выбрали его», — рассказывает Максим.
Проверено опытом, что дискотекам, до которых долго и некомфортно добираться, как правило, не продержаться в бизнесе долго. На продолжительность жизненного цикла таких клубов может положительно влиять отсутствие конкурентов или же расположение этих конкурентов в стороне от удобных транспортных площадок. Такие клубы привлекают клиентов исключительно атмосферой, стилем, музыкой, обслуживанием. Но если по соседству открывается заведение, до которого легче добираться, никакой сверхмодный интерьер не удержит привередливого немецкого клиента.
Услуги такси в Германии стоят недешево (для сравнения, проехать расстояние как в Алматы от ул. Сатпаева до ул. Маметовой с немецкими долгими светофорами можно примерно за 10 евро), поэтому основным видом транспорта был и остается общественный. Кроме того, транспорт играет немаловажную роль в привлечении потенциальных клиентов из соседних городов. Это специфика страны. Города расположены в 30 минутах езды друг от друга в среднем, и, как правило, у студентов – завсегдатаев клубов, множество друзей в соседних городах, с которыми они не прочь вместе развлечься. Поэтому выигрывают клубы, расположенные у вокзалов, т.е. в центре города. Ведь студенческий билет действителен только для проезда на общественном транспорте в городе обучения и на поездах между городами, а вот внутри соседнего города этот билет уже никак не облегчит проезд, и студентам придется заплатить минимум 1,25 евро за короткое расстояние. Поэтому клубам у вокзалов легче привлечь иногородних клиентов.
Плата за вход. Как правило, плата за вход колеблется в пределах от 3 до 5 евро. Однако часто клубы устраивают вечеринки по принципу «вход для девушек бесплатный». Или по специальной цене. В этом и заключается своеобразное ценовое позиционирование и получение некоего конкурентного преимущества перед другими клубами, однако слишком уж сильно играть на разнице цен тоже нельзя. Клиентов можно и отпугнуть, если они не будут уверены в сумме, которую им придется потратить из-за частого изменения стоимости входа в клуб.
Сопутствующие развлечения. К сопутствующим развлечениям можно отнести популярные здесь боулинг и бильярд. Хотя, по меркам Германии, такие занятия считаются недешевыми. Игра в боулинг измеряется не ценой за дорожку, а за игру одного человека. В среднем такая игра стоит 1,50 евро при минимальных 6 играх. За час игры в бильярд можно отдать около 7 евро.
Частные вечеринки. Аренда клуба на ночь — занятие дорогое и практикуется нечасто. В основном заказывают столики на большую компанию, чтобы быть уверенными, что будет «сидячее» место. Ведь, как правило, популярные клубы забиты до предела. Однако иногда клубы все же снимают для проведения вечеринок, торжеств, свадеб и так далее. В основном греки или поляки. Договариваются об определенной сумме с владельцем, платят сверху за аренду и гуляют сами, без посторонних. Зачастую арендовать клуб на такой случай можно во все дни недели, за исключением обычных рабочих дней для самого клуба.
Поставщики. По словам Максима, искать поставщиков алкогольной или табачной продукции клубу нет нужды. Они всегда приходят сами. В чем их плюс: цены у них не намного дешевле, чем в магазине, однако скорость доставки играет большую роль. Имея поставщика на контракте, ты можешь получить спиртное в субботу, если оно закончилось в пятницу. Быстро и оперативно. Кроме этого поставщики всегда снабжают сопутствующей продукцией: пепельницами, стаканами, рюмками, одеждой для барменов и так далее. Поставщики ищут исключительно материальную прибыль.
Бывают случаи, когда приходит и сам производитель спиртного. Для этого клубу нужно постараться стать очень популярным. Тогда любой производитель будет стремиться заключить с клубом эксклюзивный контракт на продажу своей продукции. В таком случае производитель стремится получить выгоду от имиджа клуба и продвинуть свой продукт. Часто производители помогают с переделкой интерьера и делают солидные финансовые вливания в клуб, если видят перспективу для себя. К примеру, часто так делает компания Smirnoff, сотрудники которой могут пару дней просто находиться в клубе и наблюдать за происходящим, а после предложить партнерство. Конечно, в итоге все решает клуб, продавать ли ему только определенную водку или удовлетворять все желания клиента.
Оборот. Оборотный капитал среднего клуба в 1000 квадратных метров площади, открытого два раза в неделю, в среднем городе с населением в 500 тысяч человек и чуть больше, при удачном географическом расположении и соответствующей конъюнктуре рынка – до 100 тысяч евро в год. Соответственно чем больше клуб, тем больше средств крутится в деле.


КЛУБНАЯ ОБСТАНОВКА
Интерьер. То, как клуб выглядит изнутри и снаружи, – очень важно для его имиджа, а также для стимулирования желания клиента посетить клуб. По словам Максима Литау, смена интерьера делается по желанию публики, по ее поведению и настроению. Нельзя давать ей скучать, ведь публика клуба – это капитал. В среднем интерьер может прослужить полтора-два года. Потом он меняется. Кроме того, менять интерьер нужно при смене поколений клиентов. Бывает, что клубы меняют не только интерьер, но и не запускают больше старых посетителей, но это уже большая крайность.
Популярность. Клуб может быть популярным очень долго. Это зависит в первую очередь от владельца клуба и его политики, менеджмента и уровня сервиса. Большую роль играет безопасность, но об этом отдельно. Также необходимо учитывать вкусовые предпочтения постоянных посетителей. «Нужна все время новая программа. Каждый месяц. Людям очень быстро становится скучно, и они начинают искать что-нибудь другое, а предложений много. Даже если нет другой по уровню близкой русской дискотеки, посетители уходят в немецкие клубы», — говорит Максим.
В плане музыки клубы играют то, что популярно, что крутится по радио и выходит на дисках, в чартах, а также обязательно блэк (черную музыку). На нее имеется очень большой спрос. Если есть возможность сделать два отдельных зала с разной музыкальной программой, это будет неизменным плюсом. Люди дольше будут оставаться в клубе, чередовать музыкальную программу, меньше скучать и больше тратить.
«Обязательно нужно, чтобы стояли столики, чтобы была приватная атмосфера, чтобы компания могла удалиться, выпить, поговорить, посидеть вдали от танцпола и отдохнуть», — также советует Максим. Идей много, просто нужно желание их внедрять и заботиться о клиентах. Сайт в Интернете дискотеки «Импульс» имеет гостевую книгу, где регулярно команда клуба опрашивает посетителей, какую бы вечеринку им бы хотелось посетить, есть ли у них идеи, а так же, как они смотрят на новую программу клуба, которая находится в разработке. Такая интерактивность помогает избежать или минимизировать риски с возможным провалом той или иной программы, а также дать людям ощущение заботы и чувство «их родного клуба». В основном, по словам Макса Литау, пользуется спросом русская программа с артистами (от 500 до 2 тысяч евро за вечер), а также стриптиз. Однако практически каждый вечер в клубе проходит под каким-нибудь девизом или связан с каким-нибудь событием.
Проблемы безопасности. В Германии часто можно услышать шутки на тему русских и турецких дискотек, например, как эта.
На дискотеке в Германии тусуется русский в майке с надписью: «У турок три проблемы». К нему тут же подходит турок и спрашивает:
— Ты чего? Проблем ищешь? Ты наехать хочешь?
— Это ваша первая проблема. Агрессивность. Вы всегда пытаетесь создавать проблемы на пустом месте. Когда дискотека заканчивается, то русского уже подкарауливает группа турок.
— Сейчас ты ответишь за свои слова! — говорят они.
— Это ваша вторая проблема. Вы не можете решать свои проблемы сами и сразу собираете своих по любому поводу.
— Да как ты смеешь с нами так говорить?! — турки повыхватывали ножи…
— Это ваша третья проблема, — продолжает русский. — Вы всегда приходите с ножами на перестрелку.
Однако в каждой шутке есть только доля шутки, а остальное все правда. Почти месяц назад я сама стала невольной свидетельницей инцидента, о котором потом писали в газетах.
Из газетной хроники. «Прошедшей ночью в одной из дискотек немецкого Бремена в ходе перестрелки ранено шесть человек. Полиция задержала нескольких подозреваемых — в основном выходцев из Албании и Ливана. По предварительным данным, перестрелка «между ливанцами и албанцами» началась вскоре после полуночи. Как показали свидетели, несколько человек, выходивших из дискотеки, расположенной неподалеку от вокзала, избили стоявшего в дверях и мешавшего проходу неизвестного. Пострадавший вернулся назад некоторое время спустя с группой друзей, которых привел из соседней дискотеки, и без предупреждения открыл огонь. Началась паника, давка, перестрелка продолжилась уже на улице. Прибывшие на место происшествия полицейские окружили здание и прилегавшую к нему подземную парковку, куда скрылись участники перестрелки. Все подозреваемые были задержаны, в настоящее время идет выяснение роли каждого в инциденте».
В Германии огромное количество турок — несколько миллионов. Берлин является вторым (после Стамбула) городом Земли по количеству лиц турецкой национальности, а в большинстве городов Германии на каждый «МакДональдс» приходится 3-5 турецких закусочных. Точно так же много русских. Много и студентов из Латинской Америки и стран Азии. Много африканцев. Все они люди с разным темпераментом, складом ума и воспитаны в разных культурных традициях. Стараться угодить всем и собирать всех в одном помещении, тем более, когда дело идет о танцах и выпивке, — значит идти на большой риск.
«Устраивать общую дискотеку – нельзя. Твердо в этом уверен. У меня только плохой опыт, связанный с такой практикой, — говорит Макс. — Многие дискотеки, которые пускают разную публику, к примеру, русскую и турецкую, с разными менталитетами, потом имеют множество проблем. Случается очень много драк и прочих неприятностей. В конце концов перестают ходить либо русские в эту дискотеку, либо турки».
Кроме драк есть проблема наркотиков. Макс считает, что это проблема клуба и его безопасности. Каждое заведение должно заботиться о своих посетителях и их безопасности в первую очередь, именно поэтому секьюрити пристально следят за такими «левыми» движениями. Если в твоем клубе случилось что-то нехорошее, репутацию восстановить будет очень тяжело и дорого. Возможно, тебе даже придется закрыть клуб.


КЛУБНЫЕ ЛЮДИ
Клиенты. Клубы в Германии бывают разные. Есть клубы для состоятельных. Там одни только цены за вход доступны далеко не каждому, а публика подвергается жесткому face-контролю. Как правило, такие клубы маленькие, по 250-300 квадратных метров. Есть клубы, где люди могут вкусно поесть. В основном туда ходят те, кому за 30. На дискотеки же, подобные «Импульсу», приходят люди от 18 до 30, чтобы потанцевать, повеселиться и отдохнуть с друзьями. Это студенты, молодые служащие, только что закончившие университет, с месячным доходом от 700 до 1500 евро на человека. Как правило, они пропадают в клубах практически каждые выходные, тратя в месяц порядка 300 евро.
Владельцы. Владельцы же клуба – люди разные. Есть молодые, как Макс, есть постарше. Не только иностранцы: русские ли турки. Очень много немцев владеют крупными дискотеками. Но вот чего не встречается, так это крупных компаний, делающих большой дискотечный бизнес. В основном это частные предприниматели, у которых помимо клуба есть еще доход.
«Открыть клуб – дело нехитрое, — считает Максим. – Все зависит от того, кто это делает и как относится к публике, уважает ли ее. Тогда клуб может стать долгосрочным проектом и приносить солидную прибыль. Если же владельцам откровенно все равно, клуб долго не продержится. Публика поймет, что она не нужна, и уйдет туда, где ей окажут должное внимание. Ведь публика – это король. И для него, и в честь него устраивается дискотека».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.