Путешествия по краям Ойкумены
Поддержать

Жомарт Ахметов, специально для Eclusive, фото автора

В этой статье я хочу завершить начатое в номере 5-м описание одного из самых интересных путешествий в своей жизни. Путешествие по краям  ОЙКУМЕНЫ (греч. Oikumene — обитаемая часть суши),  состоявшееся благодаря одноименному турагентству.
В прошлом номере мы рассказали, как проходил тур по Галапагосским островам. Далее мы перелетели в Кито, столицу Эквадора, посмотрели ее и на следующий день перелетели в Перу. Изучение страны начали со столицы страны – города Лимы.
(Начало, пожалуйста в №6 (75) 2008)

В аэропорту нас встретили приветливые перуанцы из принимающей турфирмы, отвезли в отель, находящийся в районе MIRAFLORES, а на вечер посоветовали сходить поужинать в ресторан «LA DAMA JUANA». Ресторан нам понравился, он находится прямо на берегу океана,  среди большого торгового центра, и кроме шведского стола за ужином мы посмотрели фольклорный спектакль.  На следующее утро у нас большая обзорная экскурсия по Лиме. Лима была основана в 1535 году испанским конкистадором  Ф.Писсаро, который за два года до этого с двумястами солдат сумел завоевать многомиллионное государство инков. Лима затем быстро превратилась в столицу  испанских колониальных владений на западном побережье Тихого океана.  Сейчас это современный 12-миллионный город.  Турфирма предоставила нам русскоязычного гида и микроавтобус, и мы целый день посвятили осмотру достопримечательностей этого города. В центре города на площади Пласа де Армас  расположен кафедральный собор, президентский дворец и  мэрия. Собор был построен в середине XVI века, но через двести лет сильно пострадал от  землетрясения и затем заново был отстроен. В этом соборе находится могила Ф. Писарро.  Недалеко от  площади Пласа де Армас находится комплекс построек колониальных времен монастыря Сан Франциско (на снимках – собор желтого цвета). Продолжением экскурсии была поездка в пригород Лимы на руины Пачакамак, находящийся в 60 км на юге от Лимы. Это огромный церемониальный комплекс инков, построенный из необожженной глины в XIII-XIV вв. на высоком холме. Затем мы пару часов посвятили осмотру Музея золота, в котором выставлены золотые изделия инкской и доинковских культур, а также Музея оружия, где хранятся образцы оружия XVI-XIX  веков. День завершили в превосходном морском ресторане на берегу океана.
Еще впечатления по Лиме. Как и везде в мире, уровень жизни у людей разный. Кроме благополучных районов мы проезжали и беднейшие трущобы, как правило, расположенные на песчаных склонах гор и без всякой растительности. И еще в столице удивило, а затем при поездке по стране откровенно удручало отсутствие крыш на многих домах. То есть стоит одно-, двухэтажный дом, в котором живут люди, а вместо крыши торчат куски арматуры с кусками бетона. Как нам объяснил гид,  многие перуанцы берут ипотечные кредиты, начинают строить дом, и проценты по недостроенному дому значительно меньше, чем завершенному. Кроме того, на законченное строение сразу начинает начисляться повышенный налог. Так хитрые перуанцы и живут годами и десятилетиями в якобы недостроенном доме. Но выглядит со стороны, повторюсь, печально. Я думаю, четверть домов в столице и половины домов в провинциях находятся в таком полузавершенном виде.
На следующий день мы перелетали в Куско. Вообще в Перу у нас цель была посмотреть четыре района: Лима, Куско (Мачу-Пикчу), озеро Титикака и фигуры в пустыне Наска. Если посмотреть по карте, то получается хороший маршрут овального типа. Но все турфирмы, к которым мы ранее обращались, настаивали, чтобы после о. Титикака мы перелетели обратно в Лиму и оттуда поехали бы в Наску. Мы нашли только одну московскую компанию, которая предложила нам организовать машину от Титикака до Лимы за 1500 usd. Но это в свою очередь нам показалось дороговато за 2,5 дня пути. В который раз нас выручило турагентство «Ойкумена», организовавшее микроавтобус в полтора раза дешевле.
Итак, мы в Куско. Город расположен на высоте 3400 метров над уровнем моря, и по сравнению с Лимой здесь заметно свежее, в шортах никто не ходит. Куско основан в XI веке легендарным  инкой Манко Капаком и был в те времена столицей государства инков.
Экскурсовод начинает тур с доминиканской церкви и монастыря Санто Доминго,  построенных испанцами на месте инкского храма Солнца Кориканча. Испанские постройки особого восторга не вызывают (повидали уже), а каменные залы инков — да! Инки строили  здания из твердого камня, обработанного и подогнанного друг к другу настолько точно, что между ними нельзя просунуть даже иголку.  Причем, чем обрабатывались камни, до сих пор неизвестно, так как железа инки не знали. Далее мы осмотрели центральную площадь города с расположенной на ней кафедральным собором и продолжили тур по пригородам, где осмотрели знаменитые руины Саксаиуаман. Это, по-видимому, было церемониальное место, оно расположено на высоком холме на  трех уровнях, каждая их террас простирается на несколько сот метров. Нижние террасы выложены огромными подогнанными друг к другу каменными блоками. Завершается экскурсия осмотром развалин других построек времен инков  Кенко, Пука Пукара и Тамбомачаи.  Уже вечер, и налетевший ветер с гор пронизывает насквозь, а тут местные индейцы услужливо предлагают купить пончо из шерсти альпаки, как не купить? Это пончо, надо сказать, еще несколько раз выручало меня в поездке.  Вечер завершаем в местном ресторане с национальными блюдами и фольклорным ансамблем. Здесь я впервые в жизни пробую мясо ламы и мясо куи (это такая морская свинка – местный деликатес), приготовленное на гриле. Вкус специфический, но вполне съедобно, с пивом пойдет. Пиво, кстати, здесь хорошее, а вот вин производится очень мало, в основном импортируют из Чили и Аргентины.
На следующее утро у нас экскурсия в Мачу-Пикчу. Нужно заметить, что летом 2007 г.
в Португалии был завершен интернет-опрос населения Земли, в котором более 100 млн. человек проголосовали за самые выдающиеся  постройки человечества. Из них большинством голосов были выбрали новые 7 чудес света, и Мачу-Пикчу попал в это число.
Мачу Пикчу – это древний заброшенный город инков, расположенный в 112 км от Куско на высоте 2400 метров. Его не нашли в свое время испанцы, и современный мир узнал о нем только в 1911 году. Мы добирались к  Мачу Пикчу по железной дороге, путь проходит по склонам высоких гор и  горных плато. Последние километры проезжаем на автобусе.  Город открывается сразу и весь, очень знакомый сверху по фотографиям, кажущийся небольшим, пока проходишь его сверху донизу. Здесь же впервые вблизи мы увидели лам, которые паслись на верхней террасе на радость туристам. Вход в город защищает сторожевые сооружения, за которыми  следуют храмы, дома, церемониальные платформы. В городе могло проживать до 10 000 человек, по всему городу была налажена подача воды из высокогорных родников, действующая до сих пор. С обеих сторон город спускается вниз террасами, на которых выращивали сельхозпродукты и содержали домашних животных. К протекающей внизу реке была проложена тропа, и оттуда в город поступала рыба. Современные исследователи сходятся к мнению, что Мачу Пикчу был центром поклонения Солнцу и здесь в основном проживали жрецы и жрицы («солнечные девы»), причем женское население в несколько раз превосходило мужское. Город был построен незадолго до прихода испанцев, и, возможно,  жрецы жили там еще некоторое время уже во время испанского владычества. Затем город был покинут, куда ушли его обитатели остается до сих пор неразгаданной тайной.
Вечером мы вернулись в Куско, прогулялись по вечернему городу и пошли собираться. Наутро у нас предстоял переезд на озеро Титикака.  Между Куско и Пуно, городом на побережье Титикака, еще во времена инков была проложена хорошая дорога, где каждые 30-40 км располагались селенья и сторожевые посты. Сейчас это популярный у туристов автобусный тур длительностью 10 часов, но не утомительный, так как каждые 1,5-2 часа автобус останавливается у очередных руин для осмотра их туристами.  Дорога проходит по высокогорной долине на высоте 3-4 тысячи метров, пейзажи временами  напоминают дорогу на Иссык-Куль за Боомским ущельем, только вместо баранов здесь пасутся стада лам и альпаки.
На автовокзале нас встречает представительница очередной перуанской турфирмы (нас так и передавали из рук в руки по всему пути, всего нами занималось пять турфирм, и все прошло без единого сбоя). Мы думали разместиться в отеле в центре города Пуно и вечером пойти прогуляться по городу, но выяснилось, что в городе  смотреть особо нечего и по вечерам ходить здесь небезопасно. Пуно стоит недалеко от границы с Боливией, откуда в Перу идет большой поток контрабандного товара. Народ живет не богато, вот и промышляют,  кто чем придется. В общем, отвезли нас за 20 км от города в приличный отель на берегу Титикака. В отеле были огромные номера с каминами и очень достойный ресторан.  Наутро я по иссык-кульской привычке побежал купаться на озеро. Но не тут-то было. Озеро Титикака, как выяснилось,  не имеет пляжей, на четверть заросло камышом, и вода здесь около 8 градусов. На озере перед отелем была небольшая полынь среди травы, где плавали утки и  местные рыбаки (в тяжелых осенних куртках) разворачивали сеть. И те и другие смотрели на меня (в плавках) с любопытством. Пришлось уйти не искупавшись. А еще через полчаса за завтраком мы наблюдали за окном град, засыпавший  за  пять минут  землю на пару сантиметров. Температура воздуха на улице опускается градусов до 10. Но нас это не пугает, так как мы запаслись пончо!
Мы выписываемся из отеля и садимся в микроавтобус, впереди у нас насыщенный день. Тур начинается с экскурсии по озеру Титикака на плавучие острова Урос. Озеро Титикака имеет длину 194 км, ширину — 65 км и  площадь зеркала — 8560 кв. км (для сравнения Иссык-Куль соответственно 189 км, 56 км и 6236 кв. км) и находится на высоте 3810 метров над уровнем моря.  По берегам озера издавна жили индейцы племени аймара, и когда-то давно часть их, видимо, спасаясь от врагов, стала жить прямо на озере. Они срезали в озере камыш, плотно укладывали его в маты и связывали их между собой. Получалась плавающая платформа площадью 600-1000 кв. метров, на которой могло жить несколько семей и которая могла передвигаться по озеру. Дома строили тоже из камыша, рядом строили загончики для выращивания куи (морских свинок), в озере ловили рыбу и добывали уток, в общем, жили как-то. Сейчас это основной туристический аттракцион на озере. Туристы подплывают к одному из 50 плавучих островков, здесь их встречают разодетые в национальные одежды индейцы и показывают свой необычный быт. Можно прокатиться по озеру на камышовой лодке под названием «Кон-Тики». На прощание индейцы поют популярные песни, знают даже «калинка-малинка-моя». Экскурсия нам очень понравилась, как впрочем, и все остальное, что мы видели в этой стране. Далее мы с часок прогулялись по г. Пуно, это небольшой провинциальный перуанский городок без особых примет, и двинулись дальше смотреть руины Чульпас де Сильюстани, которые находятся в 60 км на западе от Пуно  и представляют собой  древние захоронения инков в виде закругленных каменных башен высотой до 12 м. Этим осмотром мы завершили  знакомство с древней культурой инков, далее предстоял путь к еще более древней культуре Наски. Запасшись провиантом, мы двинулись на г. Арекипу. Дорога проходила на высоте 3-4 тысячи метров, красивейшие горные пейзажи, кругом большие стада лам и альпаки, несколько раз останавливались для фотографий. Видели редкую даже здесь викунью, а в одном из озер кормилась стая розовых фламинго. В Арекипу приехали уже в сумерках, в отеле нас уже ждали и уютные номера и представители местного турагентства. Договорившись о программе на завтра, мы прогулялись по центру этого симпатичного города, который местные жители называют «белый город», так как большинство построек здесь из местного камня светлых тонов.
На следующее утро у нас выезд в 4 часа утра, за городом автобус выезжает на Панамериканское шоссе, которое проходит через все страны Латинской Америки. Слева от дороги — океан, справа – безжизненная пустыня. За семь часов пути проехали всего 3-4 речки, в долине которых растут деревья и живут люди, в остальном за окном был унылый пейзаж.  И вот наконец мы у последней цели нашего путешествия – г. Наска. Сразу разместились в отеле и поехали на аэродром, где нас уже ждал маленький самолетик для полета над пустыней Наска.  Цель полета – осмотр загадочных линий, прочертанных в пустыне.  Пустыня Наска находится в 400 км к югу от Лимы и в 50 км от океана и является одним из самых засушливых пустынь в мире – здесь выпадает 2,5 см
осадков в год. В 1927 году один перуанский летчик, пролетая над этим местом, случайно обнаружил с воздуха несколько геометрических фигур и рисунки животных, прочертанных прямо в пустыне. После этого было организовано несколько экспедиций, линии были тщательно измерены и описаны. Они представляют собой бороздки глубиной 30-40 см и шириной 30-35 см, при этом на темной каменистой поверхности бороздки выделяются более светлым цветом. Кроме того, как нам разъяснил экскурсовод, светлые бороздки нагреваются меньше, чем темный фон, поэтому там образуется разница в давлении, и бороздки не засыпает по время песчаных бурь. Бороздки эти образуют прямые линии, треугольники, спирали, а также изображения человека, животных птиц и насекомых. Причем хорошо видны они только сверху, с высоты от 500 до 1000 метров. Идя по земле, можно просто их переступить, не заметив ничего интересного. Прямые линии тянутся на несколько сот метров, изображение птицы кондора – на 120 м, а паука – на 46 м. Все линии выведены одним способом, как если бы человек рисовал картинку, не отрывая карандаша от бумаги.  И были созданы примерно в  IV-II веках до нашей эры. Исследователи выдвигают множество версий о происхождении и назначении линий Наски, от астрономического календаря до взлетно-посадочных полос иноземных кораблей. Наиболее правдоподобной нам показалась теория, что линии и геометрические фигуры являются отражением на поверхности карты подземных вод. Фигурки людей и животных в это объяснение не вписываются, может быть, древние перуанцы таким способом хотели привлечь внимание своих богов.
Наш полет продолжался около часа, но впечатлений мы получили массу. Вечером прогулялись по городку,  закупили последние сувениры   и стали готовиться в обратную дорогу. Утром, пожалуй,  впервые за 17 дней выспавшись, т.е. встав не в 5-6 часов утра, а в 8.30, спокойно позавтракали и выехали в Лиму. Отъехали километров 30, заехали еще сфотографировать фигуры человечков по склонам холмов в пустыне Пальпа. Далее дорога продолжалась по пустыни, но через 200 км местность стала повеселее, а ближе к Лиме и вовсе все вокруг зазеленело. Последняя остановка, чтобы купить ингредиенты для популярного здесь коктейля – водку «Писко» и плоды маракуйи – друзей угостить, и мы приезжаем в аэропорт г. Лимы. Еще сутки перелета — и мы дома.
Программа выполнена полностью. Это было одно из самых интересных путешествий в моей жизни, и я искренне рекомендую этот маршрут всем любителям путешествий.