Особенности национального ретейла
Поддержать

Особенности национального ретейла

Так уж сложилось, что в кризисный период 1990-х народу Казахстана удалось выжить только за счет торговли, впрочем, как и всему бывшему СССР. Спустя 20 лет многие страны сумели-таки направить русла своей экономики во многие другие сферы и вышли на иные рубежи, что позволило в разы повысить качество ретейла. Однако в нашей стране торговля до сих пор основной и чуть ли не единственный источник дохода как населения, так и страны в целом. Для того чтобы узнать, какова реальная ситуация с ретейлом в Казахстане, Exclusive обратился к экспертам в данной области.

1. Как вы понимаете значение термина «ретейл», каковы критерии данного явления и, возможно, какие-то национальные особенности?
2. На каком уровне развития находится сегодня отечественный ретейл? Что или кто мешает этому процессу и что нужно сделать для устранения барьеров?
3. Как вы оцениваете степень конкурентоспособности нашего ретейла в региональном и глобальном масштабе? Можете назвать конкретные компании и сети?

Тимур Назханов, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Казахстана
1. Ретейл в переводе с английского означает «розничная торговля», «продажа товаров частному лицу». Существует набор характеристик розничного магазина: площадь торгового зала, технология размещения товара, количество товарных позиций.
Есть различные форматы ретейла — супермаркеты, гипермаркеты, универсамы, дискаунтеры, в том числе и так называемые «магазины у дома».
По общим оценкам, уровень прибыли ретейла разнится от 3% в продовольственной сети до 20–50% в непродовольственной.
К национальным особенностям ретейла в Казахстане можно отнести то, что большинство сетей располагается в бывших универмагах и универсамах, и зачастую эти торговые центры напоминают барахолку, только чуть более цивилизованную. В целом розничный рынок у нас по объему еще маленький, но в последние годы достаточно динамично развивающийся. К специфике нашего ретейла можно отнести его «непрозрачность», наличие всевозможных неформальных договоренностей между хозяевами и арендаторами. Например, для того, чтобы товар продавался в сети, необходимо заплатить специальный бонус за вход в сеть.

2. Казахстанский ретейл начал развиваться недавно и похвастать сегодня какими-либо значительными достижениями не может. Хотя динамика неплохая. Мешает развитию этого направления торговли прежде всего огромное количество разрешительных документов, подготовка которых занимает много времени, что ведет к большим затратам, многие из которых, по сути, неофициальные. Огромная армия проверяющих, от которых пользы никакой, а времени, нервов и денег они отнимают много. Для устранения этих барьеров надо оставить два-три госоргана, наделенных полномочиями контроля, например, санэпиднадзор, налоговую, возможно, экологическую службу, и все. Остальные ни к чему.

3. По конкурентоспособности отечественный ретейл не дотягивает, например, до российского, розничный рынок которого по объему еще до кризиса занимал 12-е место в мире. В последние годы были попытки российских компаний зайти на наш рынок, но у них это не получилось в силу различных причин: и наше законодательство, не стимулирующее развитие организованных форм торговли, и низкая покупательская способность большинства населения, и большие расстояния, что приводит к удорожанию логистики. В стране только два-три города, где могут развиваться ретейл-сети. Этого недостаточно.
Из тех компаний, которые, на мой взгляд, достаточно уверенно чувствуют себя на казахстанском рынке, — это «Метро» и «МЕГА».

Олжас Худайбергенов, директор Центра макроэкономических исследований
1. Я лично понимаю ретейл в рамках его стандартного определения, то есть как розничную торговлю. Это обязательно продажа товаров народного потребления не через контракты, а через розничные точки, с выдачей чека или без него, если речь идет о теневом ретейле.

2. У отечественного ретейла состояние отличное, маржа выше, чем в других странах. Однако у него есть следующие проблемы: это дефицит оборотных средств, дефицит кадров, постоянные проверки, проблемы со своевременной доставкой грузов, с автоматизацией бизнеса.

3. Если не смотреть на дефицит оборотных средств и кадров и не ссылаться на проверки, то мы серьезно отстаем в умении правильно выстроить внешнюю и внутреннюю логистику товаров, а также в автоматизации бизнес-процессов. Все это требует больших затрат времени и денег.

Дмитрий Телюк, начальник отдела маркетинга Aport Mall
1. Под словом «ретейл» в первую очередь подразумевается розница. Он может быть продуктовым, спортивным, вещевым. Ретейл — это розничная точка, которой оперирует то или иное юридическое или физическое лицо. Бабушка, которая купила оптом семечки и жевательные резинки, оформила точку продажи и начала торговать, также ретейлер. То есть ретейл — это розничное представление товаров в торговой точке на продажу.
К национальным особенностям нашего ретейла я бы отнес те, которые передались нам в моральное наследство от Советского Союза. Многие обыватели считают, что если товар качественный, то он будет продаваться сам, без использования правил, обязательных в ретейле, таких как оформление торговой точки, мерчандайзинг и прочих, помогающих качественно продавать товар. Недаром грамотные ретейлеры размещают товар таким образом, чтобы человек, вошедший в магазин, в первую очередь увидел те товары, которые не очень привлекательны сами по себе.

2. На мой взгляд, 2010 и 2011 годы стали прорывными в ретейле и ознаменовали открытие нескольких новых брендов, ранее не присутствовавших в нашей стране. В частности, я говорю о развитии ретейла в Астане и Алматы. Это и вещевые (LC Waikiki, Terranova, Peacocks, OVS Industry, Zara, New Yorker и др.), и продуктовые (Metro) бренды. Мы видим усиленное развитие тех брендов, которые уже присутствовали на нашем рынке («Рамстор», «Магнум»). При этом считаю, что у ретейла в нашей стране очень большие перспективы развития, которым, на мой взгляд, ничто не мешает. У нас до сих пор множество открытых рынков, которые успешно функционируют. Это происходит в силу того, что наш менталитет пока еще не перестроился и многие потребители не понимают, что, придя в современный торговый центр, можно потратить те же деньги, что и на рынке, но купить более качественные товары в более комфортных условиях.

3. Развитие ретейла в нашей стране еще не достигло пика. Наш рынок пока еще не заполнен, хотя уже происходит его передел между ретейлерами. Каждый сегмент ретейла борется за своего потребителя. Думаю, что в ближайшие два года эта борьба еще более обострится, так как в 2012–2013 годах мы ожидаем выхода на рынок еще нескольких крупных мировых брендов, каждый из которых будет завоевывать наших потребителей. Пока что я не вижу среди местных ретейлеров тех, кто мог бы осуществить экспансию в соседние страны. Поэтому, к моему глубокому сожалению, говорить о том, что мы можем кому-то составить конкуренцию в глобальном масштабе, в ближайшие годы я бы не стал.

Зарина Самигуллина, заместитель генерального директора ТОО MEGA Center Management
1. У термина «ретейл» есть довольно четкое значение — продажа товаров конечному потребителю. В это понятие входит и система взаимоотношений между продавцом (ретейлером) и покупателем, регулируемая Законом «О защите прав потребителей». Особенностью национального ретейла является то, что доля представленных на рынке казахстанских брендов относительно невысока.

2. Отечественный ретейл находится на стадии активного развития. Если еще пять лет назад в Казахстане было очень мало компаний, работающих по франчайзингу, то сейчас появились компании, которые представляют не один, а сразу несколько крупных мировых брендов.
Несмотря на положительную динамику роста ретейла в Казахстане, конечно, существуют и свои проблемы. Одна из них — дефицит качественных торговых площадей, соответствующих международному уровню. В то же время есть реальный интерес со стороны мировых брендов, которые, видя высокую покупательскую способность, хотят зайти в Казахстан и быть достойно представленными. Нехватка площадей объясняется тем, что во время кризиса 2008 года была заморожена большая часть проектов по строительству торговых площадок (и не только) такого уровня. Несмотря на то что потенциал рынка огромен и войти в Казахстан уже изъявили желание серьезные международные бренды, торговых площадей по-прежнему не хватает. Например, в сети ТРЦ MEGA во всех четырех городах — Алматы, Астана, Шымкент и Актобе — заняты все места. Мы имеем большой лист ожидания по каждому из городов, только в Алматы он составляет более 200 тыс. квадратных метров.
Но имеется и потенциал решения этой проблемы — приостановленные в кризис проекты вступили в стадию возрождения. Однако думаю, что чтобы удовлетворить имеющийся спрос и приблизиться к мировому уровню ретейла, Казахстану потребуется еще около пяти-десяти лет.

3. Если говорить о ретейлерах, представляющих мировые бренды по франшизе, то они очень конкурентоспособны, поскольку действуют согласно критериям, которые представляет франчайзер (выдающий лицензию). Поэтому наши ретейлеры работают по аналогичным правилам, действующим во всем мире.
Среди крупнейших и успешных казахстанских ретейлеров для примера можно назвать fashion retail Аlmeo group с брендами Springfield, Cortefiel, Rue de fleur, Etam, Oodji и др. Очень успешно выступает компания UNION SPACE с брендами Bestseller, Mexx, Motivi, NewYorker, Salomon.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.