Казахстан - День независимости и День памяти
Поддержать

Казахстан — День независимости и День памяти

Сегодня жители Казахстана отмечают День независимости. Вместе с тем в разных городах страны проходит годовщина кровопролитных событий в Жанаозене, а так же жертв Декабрьских событий 1986 года в Алматы.

В Алматы провели ас – поминальный обед — в память о погибших во время кровавой бойни прошлого года в Жанаозене и Шетпе.

Поминальный обед провели движение «Улы Дала» и фонд имени Болатхана Тайжана. На поминки пришли оппозиционно настроенные политики, некоторые писатели и активисты гражданских НПО.

В этот же день алматинские власти посадили под административный арест на 15 суток гражданскую активистку Бахытжан Торегожину. По меньшей мере двое гражданских активистов получили прокурорское предупреждение о том, что если 16 декабря в Алматы состоится митинг, то они будут привлечены к ответственности.

Габиден Жакей, лидер организации «Улы Дала», и Мухтар Тайжан, руководитель фонда имени Болатхана Тайжана, говорили о необходимости объединения патриотических и оппозиционных сил в казахском обществе, несмотря на существующие разногласия. Они говорят, что есть общее, существенное между двумя декабрьскими событиями – в Алматы в 1986 году и в Жанаозене и Шетпе в 2011 году – что должно объединять их участников, а также близко к сердцу воспринявших трагедию Жанаозена.

Многие выступившие отметили, что казахское общество не является монолитным, что оно разделено по разным основаниям. Генеральный секретарь Общенациональной социал-демократической партии Амиржан Косанов говорит о делении казахского общества надвое, но не пополам:

«Мы разделились на две части. Одна часть говорит про Жанаозен. Другая часть про Жанаозен не говорит. Президент Нурсултан Назарбаев вчера, во время своего очередного послания народу Казахстана, ни слова не сказал о Жанаозенской трагедии. Конечно, теперь после него ни один государственный чиновник, ни один провластный бизнесмен не будут говорить о Жанаозене».

Амиржан Косанов сравнивает, что в ряде европейских стран в эти дни проходят многотысячные акции протеста и там дело доходит даже до поджогов зданий, жестких конфликтов с полицией: — «Но нигде в этих развитых и цивилизованных странах, в число которых Казахстан стремится попасть, власть не стреляла в свой народ. Если бы там такое случилось, то их президенты, премьеры были бы объявлены преступниками».

Рысбек Сарсенбай, главный редактор газеты «Жас Алаш», говорит, что даже гражданские активисты делятся на две части: —

«Одни любят поговорить во время поминальных мероприятий, посочувствовать жертвам Жанаозена, иногда побить себя в грудь, другие оказывают семьям погибших и пострадавшим посильную помощь. Молодого парня Рахата Кушерова во время событий в Жанаозене убили выстрелом прямо в голову, когда он сидел в своей машине. Его мать с тех пор никак не может поправиться. Его семья терпит страшную нужду. Однажды я, когда был в последний раз в Жанаозене, спросил у одного из участников прошлогодних событий, как у него дела. Он ответил: «Зачем спрашивать о жизни? Лучше помоги!», — и заплакал. У меня самого на глаза навернулись слезы. Если бы он не был в таком отчаянном положении, никогда не произнес бы таких слов… Вот о чем думаю в свои бессонные ночи».

Участник Декабрьских событий 1986 года Курмангазы Рахметов говорит, что в декабре 1986 года алматинская полиция тоже делилась надвое: —

«Тогда одна часть алматинской милиции к нам относилась безжалостно. Другая часть нас жалела и сочувствовала. Но в прошлом году в Жанаозене среди полиции не было никого, кто жалел бы, сочувствовал бы своему же казахскому народу».

Рысбек Сарсенбай пригласил присутствующих, (а это несколько десятков человек) – во Дворец спорта имена балуана Шолака на 17 декабря:

«Лозунг о необходимости объединяться мы должны поддержать делом. Нужно нам собраться в этот день, мероприятие разрешено акиматом. Дворец спорта вмещает до пяти тысяч человек. И мы должны заполнить его. И этому не должно помешать то, что власти через тех же ректоров вузов уговаривают студентов, чтобы те не ходили на это мероприятие».

По его словам, будет правильно, если каждый присутствующий на этих поминках приведет с собой во Дворец спорта еще 50 человек.

Пока шел поминальный обед, поступило сообщение, что силовики задерживают гражданского активиста Ермека Нарымбаева, когда тот вышел в фойе кафе, где шел поминальный обед. Однако Ермек Нарымбаев вскоре появился сам, и пояснил журналистам, что его вызывал из кафе прокурор Бостандыкского района.

«Он сидел в машине, но через своего помощника передал, что нам надо поехать в прокуратуру Бостандыкского района. Я отказался. Тогда он предложил мне сесть в машину. Я также отказался. Так мы «перетягивали канаты» примерно в течение получаса. В конце концов он сделал предупреждение о моей ответственности, если завтра, 16 декабря, состоится митинг на Площади Республики. Я ему сказал, что никакого митинга мы там не планируем, а собираемся лишь возложить цветы к Монументу Независимости, — говорит Ермек Нарымбаев.

В этот день гражданская активистка Бахытжан Торегожина была признана виновной в распространении листовок с приглашением на митинг протеста в центре Алматы в связи с годовщиной событий в Жанаозене и посажена на 15 суток административного ареста. Бахытжан Торегожина также заявила на суде, что речи об акции протеста нет, что активисты просто намереваются 16 декабря возложить цветы к Монументу Независимости в памятный день событий в Жанаозене.

По словам независимого блогера Мурата Тунгишбаева, который присутствовал на суде по делу Торегожиной, она опровергла обвинение в распространении листовок, основанное на показании некоего частного лица, которое в суд не явилось.

По словам Тунгишбаева, прокурор дважды приходил и стучался в дверь его квартиры, но они не открыли дверь. Тунгишбаев записал переговоры с прокурором на видео и разместил в Интернете.

 

Источник: Казахская служба Радио Свобода




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.