Казахстан снова отказывается от топливной независимости от России
Поддержать

Казахстан снова отказывается от топливной независимости от России

Не так давно министр энергетики Канат Бозумбаев снова обрадовал – строительство четвертого НПЗ в стране вновь откладывается, а может и вообще не состояться. С одной стороны, его можно понять: строить нефтеперерабатывающий завод на фоне кризиса и недозагрузки трех имеющихся кажется не совсем рациональным. С другой — Казахстан на треть зависит от поставок топлива из России и уже четверть века независимого развития не может обеспечить уже топливную независимость.

По словам Каната Бозумбаева три казахстанских нефтеперерабатывающих завода в настоящий момент обеспечивают внутренний рынок страны бензином до 70%, зависимость от импорта составляет 30%. Для того, чтобы потребности внутреннего рынка полностью были удовлетворены нефтепродуктами казахстанского производства, заводы сегодня проходят процесс модернизации.

«Первым закончит работу по модернизации Атырауский НПЗ, механическое завершение всех необходимых установок ожидается в конце этого года, пусконаладка займет несколько месяцев. Надеюсь, что во втором квартале следующего года мы будем иметь хороший выход на Атырауском НПЗ. Пока предварительно могу сказать, что механическое завершение модернизации, реконструкции на ПНХЗ и Шымкентском заводе планируется в конце 2017 года. Строительство четвертого НПЗ пока, наверное, под вопросом. Потому что нам сегодня в этих условиях отсутствия инвестиций, наверное, нужно все три завода в этом и следующем году завершить и все усилия направить, не разбрасываясь, на модернизацию трех заводов», — пояснил Канат Бозумбаев.

Так нужен ли четвертый НПЗ? К примеру, если вспомнить недавние земельные протесты, то некоторых участников акций почему-то крайне сильно волновало именно отсутствие в республике четвертого нефтеперерабатывающего завода, что даже вменялось в вину властям.

Стоит напомнить, что ранее планировалось, что модернизация действующих НПЗ закончится еще в 2015 году, и к этим же срокам оговаривалось начало строительства четвертого НПЗ, но его все время откладывают. Существует предположение, что постоянная заморозка строительства нового НПЗ связана с лоббированием интересов российских экспортеров топлива, так как Казахстан почти треть недостающих запасов ГСМ покрывает за счет России. Это может играть на руку реализаторам ГСМ в Казахстане, поэтому им может быть невыгодна полная топливная независимость республики. Ранее властями был поставлен срок, что к 2019 году в РК появится новый НПЗ. Еще одно предположение, почему строительство такого НПЗ затягивается: при появлении нового НПЗ вряд ли будет решена проблема с обеспечением страны дешевыми горюче-смазочными материалами. Нефтяные компании не побегут поставлять нефть на местные НПЗ, им это будет обходиться гораздо дороже, чем экспортировать ее. Согласно плану правительства, к концу 2015 года Казахстан должен был на 100% обеспечить внутренний рынок страны всеми видами высококачественных нефтепродуктов. Этого нет, и явно не предвидится.

Решение обоснованное

Директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов считает, что в сложившейся экономической ситуации, особенно когда сократился приток иностранных инвестиций, а возможности бюджетных и внебюджетных фондов ограничены, перенос сроков начала строительства четвертого НПЗ выглядит обоснованным. Хотя, из общих соображений, современный и мощный НПЗ Казахстану необходим. Он заметил, что мощности по переработки на казахстанских НПЗ не в достаточной степени загружены из-за несовершенства рынка в этой сфере бизнеса. Он слишком зарегулирован государством. Поддержание низких цен на ГСМ делает невыгодными поставки нефти на переработку. Если бы чистая цена нефти на внутренний рынок была бы сопоставима с чистой ценой на экспорт, то это бы решило проблему загрузки мощностей НПЗ. Но привело бы к росту цен на моторное топливо на внутреннем рынке, что чувствительно для граждан.

«Если сроки начала строительства перенесены, то вряд ли к 2019 году новый НПЗ будет построен. Пока государство пытается управлять рынком нефтепродуктов в «ручном» режиме, поставка нефти на внутренний рынок невыгодна. Когда делались заявления о 100% обеспечении внутреннего рынка отечественными нефтепродуктами — макроэкономическая среда была другая», — подчеркнул он.

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов заметил, что для строительства НПЗ и сопутствующей инфраструктуры требуется порядка $10 млрд. Привлечь такие инвестиции достаточно сложно при текущих низких мировых ценах на нефть. При этом на помощь правительства вряд ли можно рассчитывать, так как в Казахстане в текущем году запланирован дефицит бюджета в размере 2%. Ещё одним фактором в пользу отказа от строительства 4-го НПЗ может стать ожидаемое снижение добычи нефти в текущем году — до 74 млн. тонн, вместо предполагавшихся ранее 77 млн. тонн.

Пока хватит трех НПЗ

Нефтегазовый аналитик Олжас Байдильдинов сказал, что вопрос о строительстве четвёртого НПЗ действительно многогранный, и мы уже много раз слышали разные официальные позиции, порой даже диаметрально противоположные

Однако есть ключевые особенности этого важного стратегического вопроса для Казахстана. Во-первых, загрузка НПЗ. Проблема с загрузкой заводов казахстанской нефтью стояла, и будет стоять, вне зависимости от того, три или четыре завода будет в республике. Более того, со строительством этого завода проблема ещё больше обострится. Дело в том, что внутренний рынок РК всегда был «субсидируемым», то есть недропользователям невыгодно продавать нефть на внутреннем рынке. Экспорт в иностранной валюте всегда предпочтительнее. Казахстан, вместе со странами ЕАЭС, должен перейти к равнодоходным ценам на нефть, нефтепродукты и газ, то есть внутренние цены должны быть равны экспортным, за вычетом налогов и расходов на транспортировку. Таким образом, вопрос загрузки прямо связан с ценами на внутреннем рынке

Второй фактор также касается цен, но не на нефть, а на сами нефтепродукты. Осенью прошлого года существовал прогноз, что после модернизации трёх НПЗ стоимость АИ-92 должна будет составлять 180-200 тенге за литр, поскольку модернизация была проведена за счёт кредитных средств, которые надо возвращать с процентами. Таким образом, успешность модернизации будет также зависеть от внутренних цен на ГСМ. В принципе, государство уже отпустило цены в свободное плавание — госрегулирование предельных розничных цен отменили

И третий фактор — это темпы и вектор развития экономики. В настоящее время для потребностей РК действительно вполне хватит модернизированных мощностей, при условии их полной загрузки. Даже будет некоторый избыток в 1-3 млн тонн нефтепродуктов в год, которые можно будет экспортировать. Четвёртый НПЗ может понадобиться в случае дальнейшего роста потребления нефтепродуктов со стороны промышленности, возрастающего автомобильного парка.

«То есть, после модернизации на горизонте 2020-2025 годов мы вновь можем столкнуться с необходимостью импорта нефтепродуктов. Как раз в этот момент и встанет вопрос строительства нового НПЗ. Проблема вот в чем: проектирование НПЗ — довольно сложный и трудоемкий процесс. Потребуется определить его будущее месторасположение и другие многочисленные факторы. На проектирование нового завода и решение других принципиальных вопросов уйдёт не менее 2 лет. Само строительство завода и необходимой инфраструктуры — около 3-4 лет. То есть, если мы видим будущую потребность в нефтепродуктах, принимать решение нужно уже в ближайшие годы, о чем как раз и говорят официальные лица», — подчеркнул Олжас Байдильдинов.

Поучится у Туркменистана

Нефтегазовый аналитик Олег Червинский сказал, что прежде чем дискутировать на тему: нужен ли стране четвертый НПЗ, следует задать и попытаться ответить на один-единственный вопрос. Может ли считаться энергетически безопасной нефтедобывающая страна, где до 30% бензина импортируется? По его словам, здесь речь, скорее, можно вести о том, каким должен быть новый завод: то ли строить его с нуля, что будет сложнее и дороже, то ли в рамках расширения одного из существующих перерабатывающих производств, что дешевле и быстрее?

«Однако, учитывая, что у «КазМунайГаза» нет денег на завершение начатой реконструкции трех НПЗ, и планируется повесить эти инвестиционные обязательства на нового собственника в рамках программы приватизации, есть большие сомнения, что проект четвертого НПЗ в обозримом будущем будет реализован. Хотя он, при грамотном подходе, мог бы стать нормальным экспортоориентированным производством. Туркменбашинский комплекс нефтеперерабатывающих заводов в соседнем Туркменистане, перерабатывая 10 миллионов тонн нефти в год, поставляет продукцию в Афганистан, Таджикистан, Турцию, Грузию, Украину, ОАЭ, Швейцарию. Мы же, переработав в прошлом году 14,5 миллионов тонн, не можем закрыть потребности внутреннего рынка», — заключил Олег Червинский.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.