Блеск и нищета казахских фермеров (видео)
Поддержать

Блеск и нищета казахских фермеров (видео)

Как живет самый крупный тепличный комплекс в стране после громкого запуска? Нет, он не закрылся, как большинство подобных проектов. Томаты и огурцы, словно срисованные с заграничных открыток, разлетаются как горячие пирожки. Проблем со сбытом нет, скорее, наоборот. Огромный комплекс не обеспечивает и десятой доли потребности Алматы. Половина продукции уходит на экспорт. Высочайшее качество. Последние технологии. Импортозамещение. Продовольственная безопасность. Но даже этот образцово-показательный проект не может справиться с двумя проблемами, которые убивают любое производство в Казахстане: тарифы и ценообразование.

Проект, запущенный в конце прошлого года ТОО «BRB AПK» это апофеоз государственно-частного партнерства. Проект реализуется при финансовой поддержке АО «Казагрофинанс»на территории индустриальной зоны рядом с крупнейшим мегаполисом страны. Объем инвестиций составил порядка 7,8 млрд. тенге, при этом срок окупаемости 7 лет. На 14 гектарах работает всего 150 человек, которые уже производят более 3 тонн томатов и 4 000 тонн огурцов. На производстве используется технология мирового лидера в производстве теплиц голландской компании Dalsem. Высокое качество овощей гарантирует голландское оборудование и ряд последних инновационных решений: подсветка, затуманивание, система зашторивания, капельное орошение. При этом, предусмотрена система очистки использованной воды, позволяющая экономить ее расход почти вдвое.

Заниматься сельским хозяйством в халате и перчатках, наверное, приятно. Как и то, что весь персонал теплицы – это жители близлежащих поселков. Поэтому и язык общения здесь в основном казахский. Но при этом большинство агрономов пошли обучение в Израиле и Голландии. Может, так и должно выглядеть уже не наше аграрное будущее, но уже аграрное настоящее? Автоматизировано все вплоть до посадки семян. После посещения теплицы иначе смотришь на воду, капающую из крана – здесь за счет капельного орошения можно вырастить 15-18 килограммов помидоров, истратив всего… 2,5-3 литра. Наверное, этому стоило поучиться у израильтян и голландцев, у которых нет наших бескрайних земель и пока еще хороших запасов воды.

На реализацию проекта от идеи до запуска ушло менее двух лет. Для проекта такого уровня – это очень и очень быстро. Из 7,8 млрд. тенге половина профинансирована «Казагро», а вторая половина профинансирована самими акционерами. Именно такое соотношение позволяет смотреть на будущее проекта с оптимизмом – присутствие частного капитала это лучшая гарантия того, что проект будет продолжать работать. Более того, судя по всему, огромный спрос на продукцию с большой долей вероятности приведет к расширению проекта по аналогичной схеме: половина государственной финансовой поддержки, вторая – средства акционеров.

Продукция «BRB AПK» легко выдерживает конкуренцию с китайскими и узбекскими поставщиками. Крупные торговые сети и посреднические компании уже оценили вкусовые качества их огурцов и помидоров. Потребители тоже ищут эту торговую марку на прилавках супермаркетов. Как говорит Нурлан Адильхан, директор ТОО «BRB AПK», «нашу продукцию называют «Louis Vuitton» овощной продукции. Бренд стал настолько популярен, что китайские производители уже «подделывают» их продукцию.

Говорят, заниматься сельским хозяйством, по крайней мере, в Казахстане – это самый патриотичный способ разориться. «BRB AПK» реализовывает не первый опыт в агропромышленной отрасли. У них есть такие же технологичные проекты по выращиванию лука, яблоневые сады, животноводческие хозяйства. Но, судя по всему, разбогатеть им предстоит не скоро. Отпускная цена их продукции практически удваивается за счет посредников. Диктовать цены или отслеживать их они не могут. Есть рыночные цены и торгово-закупочные компании не будут торговать себе в убыток. Создать собственную сеть реализации – дело долгое и затратное. Особенно для стартапа в агросекторе.

Есть и еще одна проблема – тарифы. После девальвации кубометр газа вырос с 23,6 до 31 тенге. То есть подорожание составило 30 процентов.

По существующему закону, весь газ республики принадлежит государству, а следовательно, его производители должны отдавать по себестоимости плюс 10%. Мы знаем, что обновлением основных фондов газовики похвастаться не могут. Да и зарплаты их вряд ли выросли на треть. Тогда какова логика формирования тарифов на газ?

Ну а теперь о себестоимости. Любой производитель скажет вам, что пока президент и правительство собираются развивать казахстанское производство, себестоимость продукции растет как на дрожжах. Возьмем наш случай. Где-то 40 процентов всех расходов в тепличных хозяйствах занимает электричество. Используемая трехтарифная система, которая зависит от времени потребления задумана для того, чтобы перераспределить нагрузки и стимулировать рост ночного потребления. Соответственно, многие энергозатратные предприятия подстраиваются под тарифы и потребляют электроэнергию в основном ночью. Но что же придумали наши государственные монополисты? Правильно, они устранили свою недоработку и подняли ночной тариф почти в два раза (на 84 %)!!!!.

Это привело к тому, что общие затраты на электроэнергию выросли на 25 процентов, а себестоимость только за счет электроэнергии выросла на 10 процентов. И это без учета подорожания газа, воды, запчастей, удобрений, и канализации.

Что мы имеем? Инфляцию и падение доходов работников, занятых на производстве. Потому как ни один владелец не сможет поднять зарплату рабочим, если практически ежеквартально растут его производственные издержки.

Поднимать доходность естественных монополий за счет производителей — это очень дальновидно с точки зрения окончательной и бесповоротной победы над производителями. Вот такая вот у нас экономика.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.