Попросят ли Машкевич и Утемуратов увеличить им налоги?
Поддержать

Попросят ли Машкевич и Утемуратов увеличить им налоги?

На днях из «вечно загнивающего Запада», а именно из США пришла любопытная новость, что тамошние «бездуховные воротилы бизнеса» попросили увеличить им налоги.

Восемьдесят самых богатых жителей Нью-Йорка, включая Джорджа Сороса, Стивена Рокфеллера и Эбигэйл Дисней, подписали обращение к законодательному собранию Нью-Йорка и губернатору Эндрью Куомо, попросив увеличить налоговую ставку для «сверхбогатых».

Американские богачи считают, что они должны платить больше, поддерживая муниципальные школы, оплачивая нужды бездомных и неимущих жителей штата, а также ремонт дорог и мостов.

«Пришло время инвестировать в долгосрочную экономическую привлекательность Нью-Йорка. Мы должны вложить дополнительные средства в поиск путей выхода из нищеты и создания новых экономических возможностей для наших сограждан, включая достойное государственное образование, начиная с детского сада. Мы должны инвестировать в мосты, тоннели, водопроводы, общественные здания и дороги, от которых зависим все мы», — написали в своем коллективном письме американские миллиардеры.

Американские богачи считают, что они должны платить больше, поддерживая школы, оплачивая нужды бездомных и неимущих жителей, ремонт дорог и мостов.

В связи с этим любопытно, а готовы ли казахстанские олигархи пойти на повышение для них налогового бремени, чтобы «вложить дополнительные средства в поиск путей выхода из нищеты и создания новых экономических возможностей для наших сограждан, включая достойное государственное образование, начиная с детского сада». Готовы ли они инвестировать «в мосты, тоннели, водопроводы, общественные здания и дороги, от которых зависим все мы».

В 90-ые и начале 2000-ых нам объясняли, что нужно создать класс богатых людей, чтобы они двинули страну вперед. Все издержки того, когда люди за считанные годы становились долларовыми миллиардерами, объясняли этапом накопления первичного капитала. Четверть века независимого развития Казахстана сверхбогатые люди были эдакими «священными коровами», для которых государство создавало все возможности, но есть ли в этом движении в сторону нуворишей обратная связь?

Мы любим говорить о социальной ответственности бизнеса, но кроме громких слов ничего не ощущаем. Как раз наоборот, уже даже как-то вошло в привычку, что государство в условиях кризиса в первую очередь поддерживает как раз крупный бизнес, а МСБ остается на грани выживания.

Готовы ли казахстанские миллиардеры подобно их западным коллегам задуматься не только о счете в швейцарском банке, но и о судьбах Родины и будущем страны?

Сколько было поломано копий по вопросу проведения девальвации, чтобы облегчить жизнь ведущим нефтяным воротилам. И вот тут возникает закономерный вопрос – готовы ли казахстанские миллиардеры, участники списка Forbes забыть о собственном кармане и подобно их западным коллегам задуматься не только о текущем собственном счете в швейцарском банке, но и о судьбах Родины и будущем страны?

Но мы вряд ли в ближайшие еще очень много лет увидим аналогичное письмо со стороны казахстанских акул бизнеса, которые просят повысить им налоги, чтобы излишки денег пошли на социальную инфраструктуру, образование, науку, развитие того государства, за счет которого они получили свои миллиарды. Дело не только в ментальных различиях и в качестве человеческого капитала здесь и на Западе. Огромную роль играют и источники происхождения богатства. В Казахстане по факту нет практически ни одного миллиардера, который бы сделал себя с нуля, был прообразом американского понятия self-made man. В Казахстане нет, и в ближайшее время не предвидится своего Гейтса, Цукерберга, Илона Маска, Тима Кука или на худой конец даже Павла Дурова. Анализируя казахстанский список Forbes, мы видим сплошь людей, богатеющих на нефти, газе и металлах, то есть фактически без усилий. Такое качество миллиардеров и бизнеса в целом и определяет во многом ту ассоциальность богатых людей в стране, которую мы наблюдаем. В казахстанской перевернутой пирамиде как раз все наоборот – миллиардеры убеждены, что им должно государство и граждане, а не наоборот. Поэтому, условный Булат Утемуратов или Владимир Ким не предложат государству повысить им социальную и фискальную нагрузку, а скорее пролоббируют очередную девальвацию.

Сорос и Рокфеллер просят, чтобы их деньги шли на развитие общего пространства, где будут жить дети и внуки самих миллиардеров.

Еще один важный фактор – это фактор временщиков. О чем просят Сорос и Рокфеллер? О том, чтобы их деньги шли на развитие того общего пространства, где живет вся американская нация, и где будут жить дети и внуки самих миллиардеров. В случае с казахстанскими олигархами, скорее, работает именно фактор временщиков: мы здесь, пока есть возможность заработать, а после нас хоть потоп.

В случае с казахстанскими олигархами, скорее, работает фактор временщиков: мы здесь, пока есть возможность заработать, а после нас хоть потоп.

Возможна ли в Казахстане когда-нибудь серьезная перезагрузка отношений сверхкрупного бизнеса и социума? Может ли кричащее богатство одних стать в какой-нибудь момент благом для всех? Сейчас однозначно, нет. По крайней мере, до тех пор, пока в Казахстане не появится качественно другой класс богатых людей, связывающих свое будущее и будущее своих детей с Казахстаном. Вероятно, они где-то зреют. Бум стартапов, произошедший за последнее время, вселяет надежду, что казахстанский Цукерберг, возможно, вот-вот появится. Другое дело, дадут ли ему развернуться пресловутые «агашки». Но если это новое поколение сможет переломить действующих воротил, за ним будет будущее.

Репутация — наиболее важный, чем деньги, капитал, который ценится в здоровом обществе намного больше, всего остального.

Конечно, в той же Америке бизнес не всегда был столь щедр и озабочен судьбами Родины и простых людей. То самое первичное накопление капитала там проходило почти по тем же лекалам, что и сейчас на всем постсоветском пространстве. На первом месте стояли личные интересы и благо своего клана. Но новое качество социальных институтов, растущее влияние общественного мнения, а главное размывание стратификационной модели в современном западном обществе, где вчерашний бедняк может стать миллионером за счет активно действующих социальных лифтов, все изменило. Немалую роль в этом качественном изменении американского общества, безусловно, сыграла и классическая теория Уильяма Ллойд Уорнера о шести слоях в американском обществе, где известный социолог выдвинул идею репутационного капитала. В классификации Уорнера репутация именно тот наиболее важный, чем деньги, капитал, который ценится в здоровом обществе намного больше, всего остального.

Западные миллиардеры с легкостью жертвуют на благотворительность, увеличивают для себя налоговое бремя, понимая, что конечной целью любого успешного человека является преображение мира вокруг себя, а не деньги ради денег.

О репутационном капитале казахстанских миллиардеров, увы, пока говорить не приходится. Да и общество не доросло до той степени гражданской ответственности, когда для него этот фактор является определяющим в оценке представителей крупного бизнеса. Пока казахстанское общество, скорее, в силу материальной неудовлетворенности испытывает к богатым людям либо зависть, либо неприязнь, а они отвечают этой подавляющей части граждан взаимностью. В такой кривой системе взаимоотношений не могут вызреть качественные перемены в сознании как одних, так и других. Не имущие не могут поверить и принять, что миллиардеры заслужили свое богатство, поэтому их репутация изначально сомнительна в глазах общества, а модель поведения и успеха не трансформируется в некую казахстанскую мечту. Богачи, в свою очередь, не испытывают потребности в формировании среди граждан репутационного капитала. Ровно также они не испытывают и потребности откликаться на проблемы людей, которые, как правило, им не благоволят. В результате мы имеем то, что имеем.

Казахстанский бизнес демонстрирует иную логику мышления, пытаясь максимально обогатиться и обогатить свою родню и окружение.

Именно поэтому мы видим, как западные миллиардеры с легкостью расстаются со значительной частью своих состояний, жертвуя на благотворительность, увеличивая для себя налоговое бремя, понимая, что конечной целью любого успешного человека является преображение мира вокруг себя, а не деньги ради денег. В нашем случае – казахстанский бизнес демонстрирует иную логику мышления, пытаясь максимально обогатиться и обогатить свою родню и окружение. По крайней мере, до тех пор, пока фартит и власть позволяет прибирать к рукам все, что плохо лежит.


Читайте также: Рейтинг репутаций компаний, работающих в Казахстане




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.