По следам трагедии в Японии, Возможные последствия алматинского землетрясения
Поддержать

По следам трагедии в Японии, Возможные последствия алматинского землетрясения

Разрушительное землетрясение в Японии вновь напомнило, как хрупка жизнь. Жертвой разбушевавшейся стихии стала одна из самых развитых и подготовленных к природным катаклизмам наций в мире. Эксперты считают: случись подобное в любой другой стране, масштабы бедствия были бы гораздо ужаснее. Поэтому, сочувствуя трагедии японцев, есть смысл поразмыслить, насколько наша страна готова к вероятным напастям. С этой целью мы приводим выдержки из специального исследования, проведенного в 2006 году Группой оценки рисков.

Социально-экономические последствия
Тулеген Аскаров
«…После переноса столицы в Астану экономика г. Алматы функционирует в «чистом» виде, лишившись своей доли значительных бюджетных расходов на содержание высшего чиновничества и поддержание столичного статуса. Конечно, нужно отдать должное предусмотрительности властей Казахстана, разложивших «яйца» по разным «корзинам» путем переноса столицы в Астану и опирающихся в своей политике экономического развития страны на концепцию как минимум трех «точек роста», в роли которых выступают Астана, Алматы и Атырауская область. Такая модель, конечно же, придает большую устойчивость экономической системе страны. Вместе с тем реалистичная оценка последствий катастрофического землетрясения в г. Алматы показывает, что этот катаклизм окажет серьезное воздействие на экономику страны даже в условиях высоких цен на нефть на мировых рынках, не говоря уже о более пессимистичных сценариях. […]
Структура ВРП Алматы вполне ясно указывает на сервисный характер экономики города. Роль «южной столицы» как финансового центра не только Казахстана, но и региона Центральной Азии вытекает из высокой концентрации здесь участников различных сегментов финансового рынка. Город Алматы также занимает весомую роль в бюджетной системе страны, выступая в качестве крупнейшего региона-донора.
Таким образом, природный катаклизм в Алматы вызовет наиболее значительный прямой ущерб в первую очередь для торгово-сбытовой сети, поскольку южная столица сегодня занимает центральное положение в стране, как в сфере оптовой, так и розничной торговли. Паралич в этой сфере повлечет ухудшение обеспечения товарами (как отечественными, так и импортными) не только в южной столице, но и практически на всей территории страны и вызовет рост цен на эти товары. К тому же нужно учесть и мультипликативный эффект, который вызовет ущерб, нанесенный землетрясением, сфере коммуникаций (транспорту и связи), строительству, не говоря уже о финансовом секторе. Кроме того, хотя доля Алматы в сельском хозяйстве и промышленности страны относительно невелика, негативное влияние на эти отрасли также окажется значительным. Дело в том, что на внутреннем рынке сельскохозяйственной продукции Алматы выступает крупнейшим ее потребителем. К тому же южная столица занимает доминирующие позиции по производству целого ряда потребительских товаров. Таким образом, с учетом мультипликативного эффекта потери для ВВП страны могут составить гораздо выше 15% и подняться примерно до трети ВВП. […]
Понятно, что в результате природного катаклизма республиканский бюджет и регионы–получатели трансфертов лишатся значительного объема финансовой подпитки от южной столицы. Выходом из такой напряженной ситуации могло бы стать использование средств Национального фонда, однако на данный момент действующее законодательство это запрещает. Поэтому правительству уже сегодня следовало бы принять меры к снижению объемов изъятий из бюджета Алматы с тем, чтобы устранить этот явный перекос в бюджетной системе в целом. В противном случае после того, как Алматы прекратит перечислять в центр установленные объемы бюджетных изъятий в результате катастрофических последствий землетрясения, правительству придется самому изыскивать необходимые суммы трансфертов для местных бюджетов регионов-получателей субвенций. А ведь в такой ситуации у правительства вряд ли найдутся дополнительные резервы, поскольку все средства будут брошены на ликвидацию последствий землетрясения в г. Алматы…».

Демографические последствия
Юрий Шокаманов
«…В случае разрушительного землетрясения в городе Алматы, по оценкам экспертов, может быть потеряно до 30% населения города, а оставшееся в живых население может получить увечья различной степени тяжести, треть из них могут стать инвалидами с потерей трудоспособности. С учетом разрушения материальной базы многих предприятий и организаций экономика города Алматы сократится более чем на 70%, что приведет к снижению ВВП республики не менее чем на 11,4%. […] Потери 30% населения города Алматы эквивалентны 370 тыс. человек постоянного населения, а с учетом приехавших в город жителей других регионов с различными целями поездки — около 400 тыс. населения, что составляет 2,6% населения республики. […]
Разрушительное землетрясение в городе Алматы скажется не только на сокращении наличного населения в городе, но и на долгие годы приведет к еще более заметному сокращению его демографического развития. Потери в семьях одного из супругов, резко ухудшившиеся жилищные и социально-экономические условия будут сдерживать заключение браков, приводить к планированию рождения детей на более поздний благоприятный период. По нашим оценкам, в течение нескольких лет после землетрясения число родившихся детей в Алматы будет составлять не более 10% от нынешнего уровня. […] Учитывая, что из числа выживших жителей города Алматы третья часть потеряет трудоспособность, общая численность экономически активного населения сократится вдвое. Разрушение материальной базы предприятий и организаций города Алматы приведет к тому, что ряд занятых на них перейдет в разряд безработных либо будет заниматься работами по восстановлению города. Мы ожидаем, что общая численность занятых в городе также сократиться вдвое. […]
В отдельных видах экономической деятельности численность занятых может быть сокращена в большей степени. Так, банки могут перевести свои центральные офисы в другие города, сократив численность занятых финансовой деятельностью на 80%, что эквивалентно почти одной четвертой (23,7%) численности занятых этим видом деятельности в республике. В результате город Алматы потеряет статус финансового центра Казахстана и Центральной Азии.
Аналогичная ситуация сложится в операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг потребителям. Сокращение здесь численности занятых на 80% составляет 17,8% занятых в этой отрасли по республике.
Алматы может также перестать быть крупнейшим торговым центром республики. Сокращение численности занятых в торговле на 90% приведет к снижению занятых этим видом деятельности в республике на 10,3%.
Сокращение привлекательности города для проведения различных мероприятий приведет к существенному сокращению деятельности в гостиничном и ресторанном бизнесе. Численность занятых в этой сфере может сократиться на 80%, а по отношению к общей численности занятых в этой отрасли в республике — 10%. […]
Еще более значительные потери для республики принесет сокращение на 70% научной деятельности в Алматы. Число научных учреждений, численность научных работников и доля научно-технических работ в республике сократится более чем на треть. Сокращение интеллектуального потенциала города Алматы даже в случае, если часть его будет передислоцирована с рядом научных учреждений в другие города, приведет к сокращению экономического потенциала республики и поставит под угрозу устойчивое развитие республики в целом…»

Политические последствия
Группа оценки рисков
В целом в мире за последние 10 лет экономические потери от землетрясений составили около $200 млрд. При восьмибалльном землетрясении убыток на одного жителя составляет в среднем $30 тыс. (без учета локализации — сельская местность или город). Для Алматы эта цифра будет намного больше. Естественно, появляется вопрос: кто будет компенсировать пострадавшим эти потери? Учитывая неразвитость страхового рынка в республике и традиционную психологию постсоветского человека, можно уверенно сказать, что помощь от страховых компаний получат немногие уцелевшие. Государство же сможет гарантировать предоставление только минимальной помощи — временного жилья, временной работы по разбору завалов и пенсии по инвалидности.
Вот тут и происходит переход от экономических и социальных проблем к политическим требованиям. Наиболее остро встанет проблема определения размеров государственных выплат пострадавшим, поскольку при отсутствии у большинства горожан страховых полисов государственная помощь будет единственным источником поддержания существования для пострадавших.
При оценке политических последствий землетрясения необходимо учитывать и такой социальный фактор, как большое количество жертв и еще большее количество раненых. Так, например, в случае восьмибалльного землетрясения число жертв составляет до 20%, а число раненых — до 80% от общей численности населения до катастрофы. У всех этих людей есть родственники и просто близкие люди, которые будут тяжело переживать их утрату или инвалидность вследствие несвоевременного оказания медицинской помощи. Они выступят наиболее внушаемой социальной группой как для мобилизации в целях преодоления последствий землетрясения, так и для выказывания социального протеста действиям или бездействию властей.
Вектор политических требований населения к власти будет зависеть и от психологического фактора. Многие люди потеряют привычный социальный статус, социальные связи, будут оторваны от своей профессиональной деятельности. Не исключены массовые перемещения граждан, потерявших кров, в другие населенные пункты республики. Снизится производительность труда при одновременном росте иждивенческих настроений.
Участниками посткатастрофического политического процесса в большинстве своем останутся те же самые субъекты политики, что и сейчас. Однако не исключается существенное изменение уже сложившихся сфер влияния в политическом и информационном пространствах.
Одним из основных последствий катастрофического землетрясения в городе станет рост ожиданий граждан от власти. Всяческие заявления властных лиц о перспективах восстановления города, решении социальных проблем пострадавших должны будут ориентироваться на зримый временной период. За обещания придется отвечать, а подобной практики казахстанская власть еще не наработала.
Алматы является основной политической площадкой Казахстана, самым политизированным городом страны. На протяжении последних 10–15 лет город оказывает существенную поддержку оппозиции, в определенном смысле выступает ее социальной базой. Для оппозиции землетрясение в Алматы обернется двойной катастрофой: исчезнет одна из немногих свободных информационных площадок, физически исчезнут многие сторонники оппозиции. Понесет потери и руководство оппозиционного лагеря, ведь лидеры оппозиции не переехали в Астану, головные офисы оппозиционных партий находятся в южной столице.
Вообще следует указать, что землетрясение будет способно всколыхнуть общество. Все политические субъекты будут напрямую задействованы в преодолении его последствий. Получат возможность для увеличения своей социальной базы политические партии. Не исключено, что на политическом поле появятся новые игроки — общественные объединения, образованные специально для решения социальных вопросов лиц, пострадавших от катастрофы.

Досым Сатпаев, Группа оценки рисков: «На фоне разрушительного землетрясения в Японии перспектива сейсмических районов Казахстана, в том числе и Алматы, для многих рядовых граждан стала еще более алармистской, что приведет к увеличению количества людей с явно философским подходом к жизни и смерти по принципу «Чему быть — того не миновать!». Тем более максимум, на что хватает наших чиновников, так это на то, чтобы дать избитый совет иметь дома «тревожный чемоданчик». Хотя власти южной столицы уже не первый год просят у правительства увеличить финансирование на сейсмоусиление самих домов.
Одним словом, намек прост: рассчитывать на силы ЧС в первые дни после природной катастрофы вряд ли придется, поэтому выживайте сами».

Серик Муратхан, очевидец землетрясения в Японии:
— Больше всего меня удивило то, как повлияло это событие на народ. Из города Фукусима приходили сведения о том, сколько народу погибло. Никто из 300 человек, укрывавшихся в спортзале, громко не плакал, не шумел, чтобы не лишать покоя других людей и не воздействовать на их настроение. Все безмолвно приняли это. И наши преподаватели из Кориямы не стали ограждать себя от опасности. Настроение было угнетенным. Сколько народа умирало, но они стойко приняли это. Со словами «Не бойтесь, доберитесь здоровыми на родину» они проводили нас.

По данным РГП «КазНИИСА» о состоянии застройки Алматы, на основании данных от 2000 года, 41% зданий отвечают требованиям сейсмостойкости, 31% требуют проведения обследования и оценки сейсмостойкости и, возможно, усиления и сноса, а 28% зданий являются несейсмостойкими, они были построены в период с 1930-х годов и до 1959 года.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.