Все — на работу!
Поддержать

Все — на работу!

«Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!» То же и с занятостью. «Самозанятые» в Казахстане означает, что они безработные.

Пора признать — уровень безработицы составляет не официальные 5,4%, а 38,1%. Именно такая доля экономически активного населения не платит налоги и не участвует в создании ВВП. Это официальные безработные и так называемые самозанятые. По мнению госорганов, значительная часть самостоятельно занятых лиц осуществляет деятельность в сельском хозяйстве (58,6%), в сфере торговли (21,9%), оказания транспортных услуг (6,3%) и в строительстве (6,1%). Министр труда и социальной защиты Гульшара Абдыкаликова отмечает, что в Казахстане «под самостоятельной занятостью понимается занятость, при которой размер вознаграждения напрямую зависит от дохода, получаемого от производства товаров и услуг, где собственное потребление рассматривается как часть дохода». В мировой практике самозанятые сами несут ответственность за уплату своих налогов (на них, в свою очередь, государство финансирует те же образование и здравоохранение, выплачивает пенсии, в том числе и социальные) и страховых взносов. В США налог на самостоятельную занятость составляет 15,3% (это выше, чем налогообложение наемных работников).
Минтруда разработало Программу занятости. На уровне каждого района и города созданы 204 центра занятости населения.
В прошлом году по вопросам участия в программе обратилось более 84 тыс. человек, из которых 58,6 тыс. изъявили желание принять участие и подписали социальные контракты. Во втором полугодии 2011 года нашли новую работу 37,5 тыс. человек, в том числе без дополнительного обучения трудоустроено на вакантные рабочие места 6,3 тыс. человек.
Более 60% граждан, подписавших социальные контракты (35 458 чел.), — безработные, 36% (20 797 чел.) — самозанятые и 5% (914 чел.) — из числа малообеспеченных граждан. Среди участников программы молодежь в возрасте до 29 лет составила почти 60% (34 957 чел.), а доля женщин — более 48% (28 322 чел.).

Первое направление: обучение и трудоустройство граждан
На организацию профессионального обучения в 2011 году из республиканского бюджета выделено 13 млрд тенге, фактически освоено 12,7 млрд (или 97% от годовой суммы). 431 организация образования, в основном профессиональные лицеи и колледжи, была задействована в процессах обучения. Обучением всего было охвачено 69 тыс. человек (95% от планируемого).
Обучение в учебных заведениях ТиПО в основном осуществлялось по специальностям «техника и технологии», «сервис», «экономика и управление», по сельскохозяйственным специальностям.
Идеология новой программы предусматривает обучение строго в соответствии со спросом работодателей на трудовые ресурсы и с обязательствами конечного трудоустройства после обучения.
Трудоустройство граждан в рамках программы также осуществлялось на социальные рабочие места сроком до 12 месяцев. Почти 3,5 тыс. работодателей согласились на создание социальных рабочих мест, на которые было трудоустроено более 16 тыс. человек. Их зарплата в размере 26 тыс. тенге субсидировалась государством. С учетом доли работодателей средний размер месячной заработной платы составил 46 тыс. тенге.

Второе направление: развитие предпринимательства на селе
Основным инструментом государственной поддержки было микрокредитование, в пилотном году 1435 человек получили микрокредиты. Средний размер микрокредита сложился на уровне 1 млн 862 тыс. тенге. Уполномоченными региональными организациями по микрокредитованию определены местные СПК.
Основными сферами предпринимательства в целом по республике определились животноводство (разведение крупного рогатого скота), производство мясных продуктов, выращивание овощей и бахчевых, сфера обслуживания (бани, парикмахерские, СТО, швейные, ремонтные мастерские). Процентные ставки по микрокредитам сложились на уровне от 5,15% (ВКО) до 8,15% (Карагандинская область).
Практика показала правильность решения о вовлечении в этот процесс, наряду с микрокредитными организациями, и кредитных товариществ. Кредиты, выданные именно через кредитные товарищества, имели самые низкие процентные ставки для конечного заемщика. На микрокредитование по программе было выделено 3 млрд 569 млн. тенге, которые в полном объеме доведены до микрофинансовых организаций. Кроме этого, 4690 человек прошли бесплатное обучение основам предпринимательства (планировали 3495 чел.).

Третье направление: повышение мобильности трудовых ресурсов
В 2011-м году в десяти регионах республики запланировано строительство 847 индивидуальных жилых домов и 65 многоквартирных жилых домов. На эти цели из республиканского бюджета выделено 11 млрд тенге, из которых освоено 9,5 млрд. В 2011 году завершено строительство 212 индивидуальных жилых домов и 13 многоквартирных жилых домов.

Опыт прошлого года позволяет усовершенствовать программу и внести некоторые изменения.
Первое направление.
1. Для уменьшения административных процедур и оперативного удовлетворения текущей потребности работодателей вопросы организации краткосрочного обучения (переподготовка и повышение квалификации) будут переданы с 2013 года в центры занятости.
2. Для упрощения процедур предоставления господдержки участникам программы предлагаются выплаты по возмещению расходов на проезд, за проживание и стипендий объединить в одну выплату в виде материальной помощи на обучение и выплачивать участникам в обязательном порядке независимо от их фактического расходования. Общий размер материальной помощи будет рассчитываться исходя из нормативов, предусмотренных программой на выплату тех же субсидий на проезд, проживание и стипендий.
3. Наряду с самозанятым, безработным и малообеспеченным населением предлагается дать возможность пройти переподготовку и повышение квалификации также и наемным работникам.
4. В случаях, когда участник программы, проходящий обучение, трудоустраивается самостоятельно до окончания срока обучения, дать ему возможность доучиться в рамках программы по индивидуальному плану, то есть не расторгать социальный контракт из-за того, что он трудоустроился самостоятельно, а продолжение обучения считать как меру содействия в получении дополнительного образования.
5. Сейчас перечень работодателей, с которыми достигнуты договоренности по созданию социальных рабочих мест и прохождению молодежной практики, утверждается постановлениями акиматов. Для упрощения процедур взаимодействия с работодателями предлагается исключить эту норму, отдав это право местным органам занятости.

Второе направление.
1. Предлагается предусмотреть выдачу микрокредитов не только сельским жителям, но и жителям городов, кроме областных центров, Алматы и Астаны (в городах микрокредитование охватит жителей сельских населенных пунктов, входящих в черту этих городов).
2. Предлагается внести ряд дополнений в процедуру отбора микрокредитных организаций в части введения норм о порядке проведения повторного конкурса или конкурса из одного источника, а также ввести норму по освобождению части залога пропорционально возвращенной сумме кредита.
3. Программа помимо кредитования предусматривает бесплатное обучение основам предпринимательства. Предлагается снять очередность между обучением и получением кредита и обучение основам предпринимательства рассматривать как отдельную меру господдержки, независимо от получения кредита.
4. Используя опыт «дорожной карты» 2009–2010 годов для создания рабочих мест в сельских местностях предлагается ввести новое, четвертое, направление программы в виде реализации на селе проектов по ремонту (реконструкции) инфраструктуры и благоустройству сел.

Третье направление.
1. В связи с изменениями подходов в сфере миграции, в частности по реализации программы «Нурлы кош», предлагается внести дополнения по обеспечению жильем оралманов в рамках Программы занятости-2020. К иммигрантам из числа этнических казахов не будут требований по обязательному проживанию в населенном пункте с низким экономическим потенциалом, право на арендное жилище наступает после получения ими гражданства, включая прибывших в последние три года.
2. В соответствии с принятыми решениями о возможности трудоустройства жителей Жанаозена по их желанию в других регионах предлагается предусмотреть участие в Программе занятости в части переезда граждан, проживающих в моногородах. Для этой категории следует предусмотреть нормы о переезде за пределы области и соответствующие субсидии на этот переезд (главе семьи — 100 МРП, членам семьи — по 75 МРП).
3. Предлагается оптимизировать перечень документов, которые обязаны представлять участники программы, исключив необязательные документы, а также сведения, которые можно получить из информационных баз.

Первое. Занятость казахстанцев.
«По моему поручению правительство утвердило принципиально новую Программу обеспечения занятости.
В ней поставлены три важные задачи.
Во-первых, создание эффективной системы обучения и содействия в трудоустройстве.
Во-вторых, содействие развитию предпринимательства на селе.
В-третьих, повышение мобильности трудовых ресурсов, приоритетное трудоустройство в центрах экономической активности Казахстана.
В 2011 году программа испытана в пилотном режиме с участием почти 60 тысяч человек.
Вся подготовительная работа, работа по законодательной базе завершена.
Теперь надо перейти к осуществлению этой важнейшей программы.
Поручаю правительству и акимам с текущего года начать масштабную реализацию этой программы.
Речь также идет об обеспечении микрокредитами тех, кто работает на селе. Тех, кто желает работать в городе, за счет государства надо обучать и трудоустраивать. К концу программы, к 2020 году, мы должны таким образом трудоустроить на качественную работу 1,5 миллиона человек».
Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана

Комментарий независимого редактора:
Вопросы занятости населения всегда остаются актуальными в реализации социальной политики государства. Сегодня многие страны переживают непростую ситуацию на рынке труда. Учитывая, что в некоторых странах Евросоюза уровень безработицы давно перевалил за 15%, а в Испании — 21%, уровень безработицы 9–11% считается приемлемым.
Рекордно высоких показателей достигает уровень безработицы молодежи. В развитых странах каждый четвертый молодой человек безработный, а в развивающихся странах большинство молодых людей заняты в неформальном секторе экономики. Во втором квартале 2011 года доля безработных среди молодых людей в странах Балтии, Греции, Испании и Португалии составила 45%.
Об этом говорилось в докладе Экономического и социального совета ООН. По мнению экспертов, мир переживает кризис занятости молодежи.
Ситуацию усугубляет нерешенность финансово-экономических проблем многих развитых стран и, как следствие, секвестирование бюджетов на социальные нужды.
Положительно иная ситуация в Казахстане. В нашей стране ситуация на рынке труда относительно стабильная и уровень безработицы не превышает 5,5%. Происходит, наоборот, «наращивание» объемов социальных расходов.
Совсем недавно, в 2009–2010 годы, правительством реализована «дорожная карта занятости», суть которой заключалась в принятии мер по краткосрочной занятости населения в условиях кризиса. Проведенная работа, наряду с другими антикризисными мерами, создала предпосылки для последующего восстановления и развития.
Но сегодня перед нами стоит несколько иная, масштабная и комплексная, задача, а именно обеспечение устойчивой занятости населения. Занятость населения не может быть обеспечена обособленно, она вторична, первична — экономика. Развитие экономики в целом, создание новых производств, поддержка и развитие бизнеса и есть условия для обеспечения занятости населения.
В последние годы государством предприняты масштабные меры по инновационной индустриализации страны, системной поддержке, созданию условий для развития бизнеса, которые являются источником новых рабочих мест. Новая Программа занятости-2020, разработанная по поручению главы государства, ставит наряду с вовлечением в продуктивную занятость наших граждан задачи по развитию кадрового потенциала для реализации программ индустриально-инновационного развития. Предусматриваются новые подходы и механизмы содействия занятости населения исходя из реальной ситуации на рынке труда. Прежде всего мы, можно сказать, пересмотрели в рамках данной программы подходы к оценке безработицы.
Одной из значительных проблем на рынке труда является сохранение высокого удельного веса неэффективной занятости. В соответствии с методикой статистической оценки количественных показателей на рынке труда, основанной на рекомендациях Международной организации труда, в стране 2,7 млн человек являются самостоятельно занятыми. Эта экономически активная часть населения не является наемными работниками, но и не считает себя безработными. Но детальные исследования говорят о том, что подавляющее большинство «самозанятых» граждан, соответствуя этому статусе по методике, на самом деле имеют низкие, нестабильные источники доходов. Они не охвачены услугами и гарантиями, предоставляемыми государством, — накопительной пенсионной системой, обязательным социальным страхованием.
В связи с этим Программа занятости-2020 прежде всего направлена на безработных, самостоятельно занятых и малообеспеченных граждан, ее главная цель — повышение доходов населения.
Отчетливо просматривается насущная необходимость профессиональной подготовки самозанятого населения. Повышение квалификации самозанятых приведет к росту производимой ими продукции, и, соответственно, увеличится рентабельность их деятельности. Самозанятые начнут переходить в ряды наемных работников из-за более стабильного и высокого дохода.
Программа занятости имеет три направления. Первым предлагаются меры по трудоустройству на имеющиеся текущие и перспективные рабочие места и, при необходимости, бесплатное обучение с выплатой материальной помощи на обучение, с возмещением расходов на питание, проживание и проезд. Второе направление программы предусматривает меры содействия развитию предпринимательства на селе, где основным инструментом государственной поддержки является микрокредитование. Понятно, что создание достаточного количества наемных рабочих мест в селах практически невозможно, поэтому помощь гражданам в создании или расширении своего собственного дела мы посчитали наиболее приемлемой мерой для обеспечения доходов сельских жителей.
Третье направление программы предусматривает меры повышения мобильности трудовых ресурсов. Суть этих мер заключается в следующем. Например, если реализуемый крупный проект имеет потребность в дополнительных трудовых ресурсах, то государство предлагает трудоспособным гражданам, проживающим в населенных пунктах с низким потенциалом социально-экономического развития, переезд и трудоустройство. При этом программа пре-дусматривает субсидии на переезд семьи и предоставление арендного жилья.
Опыт пилотного года реализации программы позволил выявить как слабые, так и сильные ее стороны. Вносится ряд изменений по ее совершенствованию, например, в программу включен такой новый компонент, как молодежная практика, которая хорошо зарекомендовала себя при реализации «дорожной карты» 2009–2010 годов. А также по опыту той же «дорожной карты» в целях создания рабочих мест в сельской местности вводится новое, четвертое, направление программы в виде реализации на селе проектов по ремонту (реконструкции) инфраструктуры и благоустройству сел, с трудоустройством сельских жителей.
В части повышения мобильности трудовых ресурсов расширяем возможность переезда для трудоустройства и за пределы областей, по решению МВК, а также программа занятости берет на себя вопросы занятости и обеспечения жильем иммигрантов из числа этнических казахов, возвращающихся на историческую родину.
Думаю, меры, предусматриваемые программой занятости, ее полномасштабная реализация нашими общими усилиями создадут условия для повышения благосостояния наших граждан.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.