17,6 млрд тенге потратят на выборы 2345 акимов за 5 лет
Поддержать

17,6 млрд тенге потратят на выборы 2345 акимов за 5 лет

Об этом сообщил вице-министр национальной экономик РК Алишер Абдыкадыров на заседании рабочей группы в Мажилисе.

Так, во II полугодии 2021 года пройдут выборы 836 акимов, на проведение которых из бюджета потратят 4,8 млрд тенге, в 2002 году – 3,1 млрд на выборы 351 акима, в 2023 году – 4 млрд на 499 акимов, в 2024 году – 4,6 млрд на 585 акимов, и в I полугодии 2025 года – 1,1 млрд на проведение выборов 74 акимов.

Разработчик предлагает два способа стать кандидатом в акимы: самовыдвижение или выдвижение политическими партиями из числа своих членов. Акимами смогут быть дееспособные, несудимые граждане РК не моложе 25 лет. Также кандидаты должны иметь высшее образование, стаж работы не менее года на госслужбе или не менее двух лет на руководящих должностях организаций, не являющихся госорганами.

В случае потери членства в партии аким потеряет и акимскую должность. Кроме того, его смогут уволить депутаты маслихатов, в том числе по инициативе собрания местного сообщества.

Выборы акимов городов начнутся с 2024 года

Отвечая на вопросы депутатов, Абдыкадыров сообщил, что выборы акимов районов и городов областного значения будут идти поэтапно с 2024 года. Соответствующий проект закона будет предложен позже. Ценз оседлости для кандидатов на пост акима иметь значения не будет.

ОСДП тоже хочет госфинансирования

Председатель партии ОСДП Асхат РахимжановТ обратил внимание на неравные условия для партий.

«Мы понимаем, что политические партии должны платить определенный избирательный взнос. Но существует неравенство, уже заложенное в закон. Парламентские партии имеют государственное финансирование, но при этом они освобождены от уплаты избирательных взносов. Не парламентские же партии не имеют государственного финансирования, но для них предусмотрена оплата избирательных взносов. Либо нужно освободить непарламентские партии от уплаты избирательного взноса, либо пересмотреть процедуру финансирования непарламентских партий из госбюджета», — заявил Рахимжанов.

Представитель МНЭ сообщил, что избирательный взнос равен 1 МЗП, и он распространяется на всех: и на самовыдиженцев, и на кандидатов от партий. Вопрос же госфинансирования партий Абдыкадыров предложил «проработать в рамках рабочей группы».

«Дополнительные требования к кандидатам в акимы неконституционны»

Глава Казахстанского Международного Бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис обратил внимание, что отдельные положения проекта закона не соответствуют ст. 33 Конституции.

«Ст. 33 Конституции устанавливает только два ограничения косвенного и прямого избирательного права. Это лица, находящиеся в местах лишения свободы, и лица, признанные недееспособными. В свое время Конституционный совет сделал дополнение, с которым я не согласен, в статью о Президенте. И там было написано, что дополнительные требования к кандидатам в Президенты могут быть установлены конституционным законом. Я думаю, что эти требования не должны быть установлены конституционный законом, и всякие требования о стаже госслужбы и другие должны быть убраны. Но сейчас я веду речь о депутатах Парламента, о депутатах маслихата и об избираемых акимах. Ни по одной из данных категорий Конституция не предполагает никаких дополнительных требований к кандидатам», — показал противоречия юрист и предложил привести положения в соответствие с Основным законом. Также он предложил направить проект закона для срочного заключения в БДИПЧ ОБСЕ и в Венецианскую комиссию Совета Европы, «которые как раз и устанавливают соотношение между Конституцией и избирательным законодательством».

Представитель МНЭ Абдыкадыров считает, что требования проекта закона соответствуют Конституции, потому что они минимальны.

«Акимами будут директора школ, но не простые учителя»

Эксперт научной антикоррупционной экспертизы Мади Кененбаев задал вопрос разработчикам, для чего кандидатам в акимы нужен стаж госслужбы.

«Речь идет о селах, где есть одна школа и какие-то небольшие госучреждения. Не получится ли так, что основной состав акимов составят или директора школ, или главы крестьянских хозяйств. Условно простой учитель, которого любит все население, не сможет быть избранным акимом», — предупреждает эксперт.

Учитель не сможет работать с бухгалтерскими документами?

Абдыкадыров считает, что в данных требованиях «нет чего-то запредельного».

«Аким будет работать с документами. Это все-таки бюджет. Мы изучали зарубежный опыт. В некоторых странах с 18 лет можно избираться мэром небольших поселков. Но, все-таки, учитывая наши реалии, мы полагаем, что нужны базовые знания и опыт, в том числе, с бухгалтерскими и юридическим документами. Это же все-таки жизни людей. Организация процесса работы самого акимата», — ответил разработчик.

Напомним, 1 сеннября в Послании народу Токае заявил, что что необходимо проводить выборы акимов сел, а 25 февраля на заседании НСОД президент сообщил, что прямые выборы акимов районов должны состояться в 2024 году.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.