Инвестиции в нефтепереработку могут помочь в сдерживании цен на бензин
Поддержать

Инвестиции в нефтепереработку могут помочь в сдерживании цен на бензин

Бензин на казахстанских автозаправочных станциях начал постепенно дорожать с марта 2021 года.

После модернизации нефтеперерабатывающих заводов в 2018 году казахстанские производители впервые за долгое время смогли полностью покрыть внутренний спрос в топливе. Импорт дорогостоящего бензина снизился в 32 раза. Соответственно Казахстан может самостоятельно формировать стоимость топлива на внутреннем рынке, обеспечив страну дешевым бензином. Однако в реальности не все так просто — в то время как стоимость нефти в последние три года колебалась в существенных пределах, падая и возрастая, цена бензина плавно изменялась, резко подорожав лишь в октябре 2017 года.

Например, в городе Нур-Султан в среднем цена на самое популярное топливо марки АИ-92 к настоящему моменту выросла со 150 до 176 тенге за литр.

«Причина заключается в том, что нефтедобывающие компании поставляют на внутренний рынок от 30% до 50% нефти по себестоимости, а именно в пределах 25–30 долл. США за баррель. При этом доля нефти в ценообразовании составляет лишь 11%–14%, а маржа или чистая прибыль автозаправочных станций достигает всего 1–3 тенге за литр. То есть фактически предприятия зарабатывают от высокого спроса внутреннего рынка на бензин», — пишут аналитики FinReview.info

Основные причины удорожания бензина, считают аналитики, старт продаж на товарной бирже, который ведет к гармонизации топливного рынка.

Вторая причина кроется в ремонтных работах на нефтеперерабатывающих заводах. Так, ремонт на Атырауском НПЗ начался из-за сбоя с поставками электроэнергии, что привело к аварийной остановке некоторых технологических установок. Внеплановое приостановление производства, вызвало предельную нехватку запасов топлива в Западно-Казахстанской области, а возникший ажиотаж усилил дефицит бензина и привел к росту розничных цен в регионе.

Третье, ценообразование на бензин формируется из соотношения спрос/предложение. Государственное регулирование цен на топливо действовало до 2015 года. В свою очередь свободное плавание рынка означает, что конечную стоимость формирует именно объем спроса и объем предложения. Государство уже не вмешивается в этот процесс и не дотирует эту сферу.

Четвертая причина в едином рынке нефти и нефтепродуктов в рамках ЕАЭС. Для Казахстана это означает повышение стоимости, так как в стране установлены самые низкие цены среди стран ЕАЭС. В частности, в России цена АИ-92 составляет порядка 250 тенге за литр. Соответственно стоимость бензина может вырасти на 50%.

Таким образом, это четыре основные причины удорожания бензина. Но остается актуальным вопрос, что именно необходимо сделать Казахстану для сдерживания цен и развития нефтегазового сектора. Одним из таких инструментов могут выступить инвестиции в нефтепереработку, считают авторы материала.

Поэтому развитие нефтегазового сектора является стратегически важной задачей для страны. В этой ситуации Казахстану необходимо уменьшить влияние кредитной нагрузки на себестоимость автомобильного топлива. Тем более себестоимость бензина в стране остается одной из самых низких в мире, а значит его экспорт представляет существенную выгоду для инвесторов. Очевидно, что эта закредитованность предприятий отражается в себестоимости бензина, делая рынок уязвимым к любым локальным и внешним факторам.

Бензин является социально-значимым продуктом, а его цена сказывается на ценообразовании других товаров. То есть рост цен вызовет снижение потребительской способности населения, что несет негативный эффект для экономики.

Фото из открытых источников.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.