вторник, 19 октября 2021
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Родственники погибшего пятиклассника: "В Туркестане ничего не делают без контроля сверху" Маңғыстаулықтарға бөлінген 1,9 млрд қалай жұмсалды? Казахстанцы скупают недвижимость соседних стран из-за роста цен на жилье на родине Сериал «Игра в кальмара» планирует заработать 891,1 млн долларов Сатпаевта сотталған педофилдер аппеляция берді Каспийскую нефть освободят от таможенных пошлин Дорогая нефть толкает тенге к укреплению Операция «Нелегал-кордон» выявила экстремальное количество нелегальных мигрантов Казатомпром инвестирует в Фонд физического урана. Что это даст? Ювелиры пополнили госбюджет на 800 млн, но теневой оборот в отрасли достиг 90% Министр мұғалімдерге араша түсті Эффективность портфельных компаний «Самрук-Қазына» упала с 55% до 18% Театральные страсти: похищенные миллионы и новый конкурс госзакупок на миллиарды Киноэкипаж успешно вернулся с космоса Казахстан и Афганистан обсудили вопросы торгово-экономических связей Получить пенсию на карту Kaspi Gold стало еще проще В Нур-Султане рассматривается судебное дело сервера «Ashyq» Какой банк профинансирует LRT в Нур-Султане? Нефть может вырасти до 100 долларов за баррель В Казахстане лиц с инвалидностью больше на 32 процента, чем получателей пособий Около четырех тысяч безработных казахстанцев причинили ущерб государству на сумму 47,4 млрд тенге В Казахстане появится социальная сеть для врачей Kazdoctor.kz Российские и казахстанские нацпроекты: найдите пять отличий Почему Сбербанк будет цифровизировать Казахстан, а ВТБ - Россию? Биткоин протестировал уровень 58 тыс.

Дефицит бюджета продолжает расти

Как сообщает аналитический центр АФК, в первом полугодии Минфин РК привлек ₸2,3 трлн займов для финансирования дефицита бюджета.

В I полугодии доходы консолидированного бюджета РК (КБ) составили ₸6,3 трлн, что на 16,7% или ₸1,3 трлн ниже в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Столь значительное снижение обусловлено разницей в доходах от управления Нацфондом: в I квартале 2020 г. инвестдоход составил ₸2,6 трлн (за счет положительной переоценки валютных активов Нацфонда ввиду ослабления курса нацвалюты), против ₸0,2 трлн за 1 квартал 2021 года.

Между тем налоговые поступления в КБ за первое полугодие 2021 г. значительно превышают результаты за аналогичный период 2020 г.: в этом году было собрано ₸5,8 трлн налогов (+20,3% или ₸977 млрд). Рост налоговых поступлений в местные и республиканский бюджеты отмечался на фоне более мягких ограничений в стране и оживления деловой активности (НДС на импорт), высоких цен на энергоресурсы (ЭТП на нефть), налоговых изменений (КПН от МСБ зачисляются в местные бюджеты).

В то же время расходы КБ выросли до ₸9,3 трлн (+11,4% или ₸954 млрд). Наиболее заметно выросли затраты на сферу образования (+₸279 млрд), соцпомощи (+₸159 млрд), здравоохранение (+₸104 млрд) и расходы на обслуживание госдолга (+₸187 млрд), на которые приходятся 76% от совокупного прироста расходов.

На фоне падения поступлений при одновременном увеличении расходов отмечается существенное углубление дефицита консолидированного бюджета до ₸2,2 трлн (рост в 6,3 раза). Для финансирования дефицита бюджета было привлечено займов на ₸2,3 трлн при годовом плане привлечений ₸3,9 трлн (исполнен на 60%).

В то же время объем трансфертов из Нацфонда в республиканский бюджет за полугодие составил ₸2,1 трлн из запланированных на текущий год ₸4,6 трлн, что оказало значительную поддержку нацвалюте (продажа валюты из Нацфонда составила $4,3 млрд или ₸1,8 трлн). Напомним, в 2020 году объём трансфертов составил ₸4,8 трлн.

Бюджетная политика правительства сохраняет стимулирующий характер, несмотря на значительное улучшение внутренних и внешних макроэкономических условий в сравнении с прошлым годом. В краткосрочной перспективе это позволит поддержать совокупный уровень потребления, соцстабильность, а также ускорит восстановление экономики страны.

Но в долгосрочном периоде расходы бюджета, значительно превышающие его доходную часть и не обеспеченных соответствующим ростом производительности, способствуют росту инфляции, приводят к наращиванию внешнего долга, тем самым ухудшая международную инвестиционную позицию страны и усложняя достижение устойчивого темпа роста экономики.

Согласно исследованиям НБРК, рост расходов республиканского бюджета на 10% приводит к существенному ускорению инфляции. – на 0,41 п.п. в течение 12 месяцев. На этом фоне активы Нацфонда приближаются к неснижаемому остатку (не менее 30% от ВВП), соответственно, вопрос средне- и долгосрочной устойчивости бюджетных расходов становится все более актуальным.

При этом планируемое внедрение контрциклического фискального правила в бюджетное законодательство с 2023 года может способствовать выравниванию хронического дефицита бюджета путем внедрения набора четких фискальных принципов. Помимо улучшения бюджетной дисциплины, выравниванию значительной диспропорции в доходах и расходах бюджета могут способствовать улучшение налогового администрирования, сокращение теневой экономики, стимулирование роста налогооблагаемой базы, среднесрочные бюджетные прогнозы за трехлетним ориентиром с учетом принятых ранее обязательств.

Фото из открытых источников.

Оставить комментарий

События дня

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33