пятница, 24 сентября 2021
,
USD/KZT: 425.02 EUR/KZT: 498.17 RUR/KZT: 5.81
Бывший вице-министр финансов Руслан Енсебаев приговорен к четырём годам лишения свободы Генеральной лицензии лишился еще один вуз Казахстана Сенат утвердил новые пособия для людей с инвалидностью В Казани смогут обучаться родному языку в метро Прибыль казахстанских ломбардов составила 19 миллиардов тенге 15 из 100 казахстанцев не могут позволить себе купить две пары обуви В Казахстане рост затрат на науку ожидается не раньше 2023 года У казахстанцев появилась возможность повысить качество предоставления государственных услуг В Латвии запретили использование георгиевских ленточек Куликовская битва: миф или реальность? МИИР собирается субсидировать 10 авиамаршрутов 5 миллионов казахстанцев прошли онлайн-перепись Токаев прибыл в Мангистаускую область 100 субъектов АПК обязаны возвратить в бюджет около 5 млрд. средств Объём казахстанского импорта составил 21,7 млрд долл. США Объём займов на душу населения в Казахстане вдвое ниже, чем в России Сколько тратят казахстанцы на коммунальные услуги? Турция не признает юридической силы прошедших выборов в Госдуму в Крыму В Казахстане одобрены очередные послабления для бизнеса Как будут защищать персональные данные в Казахстане? «Михаил Ломтадзе и Kaspi.kz получили три награды на Kazakhstan Growth Forum» Казахстан в рейтинге устойчивого развития поднялся с 65-го на 59-е место В 2026 году Казахстан намерен отказаться от использования угля Как снизить инфляцию в Казахстане до «докоровирусного» уровня? Международный союз электросвязи при ООН установил новый код +997 def для Казахстана

Казахстанцы за услуги банков должны платить меньше

ПЛАТЕЖ К. 1-1 После смены руководства Национального банка Казахстана вопрос о создании Единого процессингового центра, за создание которого горой стоял прежний глава НБ, Григорий Марченко, как бы «повис в воздухе».  От него не отказались окончательно, но и  сами работы по разработке его  концепции, дискуссии по этому вопросу в прессе, значительно поутихли. Но ведь это вопрос государственной важности, поскольку касается государственной политики по повышению благосостояния населения Казахстана. Позиции противостоящих сторон понятны: Нацбанк стоит за единый процессинговый центр, под контролем государства, который резко снизит банковские тарифы на оплату по карточкам для населения. Сегодня потребитель не всегда знает точную сумму комиссии по каждой конкретной операции, поскольку размер комиссии по проведенной транзакции указывается не во всех банках. Необходимо отметить тенденцию создания национальных платежных систем в странах Таможенного союза, связанную, прежде всего, с необходимостью соблюдения национальных интересов. Крупные банки, имеющие свои локальные платежные системы, конечно, против. По их мнению, для банков  наличие собственных процессинговых центров, развитой банкоматной и пос-терминальной сети является стратегически важным. Особенно важным она является для конкуренции с иностранными банками в Казахстане и регионе. Создание ЕПЦ будет потенциально интересно для банков, только начинающих развивать данный вид бизнеса. Что касается крупных игроков, то принудительное включение их в систему государственного ЕПЦ нанесет убийственный удар конкуренции в этой сфере, принесет им большие убытки. У банков, конечно, на первом месте стоит прибыль, но здесь идет речь о куда более значимых вещах – о повышении благосостояния населения, которое, по мнению аналитиков НБ, значительно переплачивает сегодня, когда использует карточную платежную систему банков второго уровня. Прокомментировать создавшуюся ситуацию с ЕПЦ и банками второго уровня журнал Exclusive.kz попросил Меруерт Махмутову, руководителя ОФ  «Центр анализа общественных проблем»: - Национальный Банк РК  настойчиво «пробивал»  идею  создания единого процессингового центра в стране. Большинство  банков Казахстана – против этой идеи. Что вы думаете об этом? - Я уже публично высказывалась в поддержку этой идеи. В принципе, я не поддерживаю вхождение государства в сферу деятельности частного сектора. Например, создание единого Государственного пенсионного фонда считаю ошибкой. Но в данном случае, если создание Единого процессингового центра поможет снизить стоимость обслуживания карточек и создаст прозрачную политику по пользованию карточками, то я только «за». Как потребитель,  я постоянно сталкиваюсь с неадекватным качеством финансовых услуг. Например, использование карточки одного банка, для снятия денег в банкомате другого банка, предполагает ощутимые комиссионные, которые клиент не обязан платить, только оттого, что банки недружественно относятся к клиентам других банков. Помню,  в аэропорту за рубежом мне нужно было заплатить за упаковку багажа 10 евро наличными – карточкой не принимали, банкомат выдавал не менее 20 евро. Так вот,  Народный банк за снятие со счета суммы ( в переводе на тенге около 4000 тенге), снял с меня комиссионные 1000 тенге – 25% снятой суммы. Это  я обнаружила потом в выписках. В остальных  случаях  обычно не замечаешь комиссионные, но этот случай меня возмутил. Поэтому на своем опыте могу сказать, что ожидать, что наши банки добровольно снизят свои комиссионные в интересах потребителей финансовых услуг, просто глупо. Откуда же у банков прибыли возьмутся, если они будут входить в положение клиентов? ПЛАТЕЖ К.3- Некоторые специалисты считают, что создание единого центра в сфере банковского обслуживания в целом  приведет к резкому снижению уровня сервиса для потребителей, т.к. станет невозможным дальнейшее развитие Интернет-банкинга, мобильного банкинга,  других инновационных продуктов. - Я не являюсь специалистом в банковских продуктах, но,  на мой взгляд, карточное обслуживание и интернет банкинг, мобильный банкинг, лежат в разных плоскостях. Думаю,  одно другому не мешает. В условиях усиливающейся конкуренции, банки в любом случае должны предлагать новые формы обслуживания, если хотят удержать своих клиентов и расширить их круг. - Сегодня в республике уже функционируют 13 процессинговых центров, банки активно создают свои процессинговые центры. Нужно ли создавать государственного монополиста в этой сфере? - Наверное, я уже ясно высказала свою позицию выше. Банковский сектор не объединяет общая забота об интересах своих потребителей, каждый банк хочет выиграть в гонке за прибылью, поэтому считаю, что создание единого процессингового центра направлено на защиту интересов потребителей. Национальный банк несет ответственность за общее здоровье банковской системы. В 2006-2007 гг., они самоустранились и проспали момент, когда банки налево и направо раздавали кредиты гражданам по фантастическим ставкам. В результате сейчас Казахстан лидирует в мире по уровню неработающих кредитов. Скажите: что,  банки тогда не понимали последствия своей безответственной кредитной политики? - Создание высокотехнологичного ЕПЦ может потребовать, по некоторым оценкам, сотни миллионов, а то и миллиарды долларов. Оправданы ли такие затраты из бюджета? - Нужно принимать во внимание, что  такие оценки звучали со стороны крупнейших банков, которые и возражают против создания ЕПЦ. С интересом всегда отслеживаю бюджет, поэтому могу привести много примеров неоправданных бюджетных расходов. Поэтому на их фоне расходы на создание Единого процессингового центра мне не представляются такими необоснованными, поскольку выгоду от этих расходов могут получить простые граждане. ПЛАТЕЖ К.2-2 - Зачем создавать такой дорогой ЕПЦ, если мы входим скоро в единое экономическое пространство со странами Таможенного союза, а также в ВТО?  Сможет ли ЕПЦ конкурировать с мировыми компаниями такого рода? - Сначала скажу по  Таможенному союзу и ВТО. Львиная доля пользователей карточек использует их внутри Казахстана: бюджетники, студенты, пенсионеры.  Точных цифр не видела, но можно попросить Национальный Банк предоставить такую статистику. То есть, важно снизить расходы этой категории граждан,  при осуществлении транзакций внутри страны. Российский и белорусский банковские секторы не могу назвать мировыми лидерами, поэтому не нужно опасаться того, что они вытеснят наши банки в Казахстане. На сегодня здесь у нас работают три российских банка, но они здесь не доминируют.  Для крупных международных банков довольно малый объем казахстанского рынка не является привлекательным. Ограничения на долю активов иностранных банков в банковском секторе Казахстана,  в связи с вступлением в ВТО сняли еще 2006 году, но с тех пор она существенно не изменилась. В прошлом году мы изучали проблемы молодых внутренних мигрантов в Алматы. Так вот: более половины из 1000 респондентов не имеют банковского счета, несмотря на то, что они проживают в Алматы, где сконцентрирована большая часть банков страны. На мой взгляд, такие показатели должны стать поводом для финансового регулятора внимательнее оценить охват населения банковскими услугами. На вопрос о причинах отсутствия банковского счета, 93,4% ответили, что счет им не нужен в виду отсутствия средств.

Оставить комментарий

Финансы

Кипрский шок Кипрский шок
Редакция Exclusive
20.03.2013 - 07:11
Страницы:1 2 3 4 5