Талгат Камаров, НПП: Основная цель – соблюдение баланса интересов инвесторов и эмитентов.
Поддержать

Талгат Камаров, НПП: Основная цель – соблюдение баланса интересов инвесторов и эмитентов.

1335416082_talgat-kamarov

Новую стратегию инвестирования пенсионных фондов в развитие рынка ценных бумаг, на днях озвученную новым главой Нацбанка, прокомментировал для Exclusive Талгат Камаров, Член Комитета по финансам Национальной Палаты Предпринимателей Казахстана.

— Тема развития пенсионной системы не перестает оставаться одной из самых обсуждаемых в этом году. Созданный Единый пенсионный фонд (ЕНПФ) планирует объединить счета вкладчиков уже к 1 апреля 2014 г., а значит, к этому моменту уже должна быть ясна его новая инвестиционная стратегия. Как вы можете прокомментировать ее основные параметры, прозвучавшие в выступлении нового главы Национального Банка РК, Кайрата Келимбетова в рамках Конференции, посвященной 20-летию тенге?

— Хочу напомнить, что основной причиной огосударствления пенсионной системы называлась недостаточная эффективность инвестирования частных пенсионных фондов и низкая доходность портфеля. Причем эта низкая доходность вынуждает государственный бюджет доплачивать в конечном итоге вкладчику, выходящему на пенсию, инфляционную компенсацию. Основная критика частных управляющих заключалась именно в том, что в результате их инвестиционной деятельности накопленная инфляция опередила накопленную доходность.

Теперь регулятор предлагает изменить подходы к доходности, поскольку «вопрос… не в этом. А вопрос в том, что мы поменяли саму модель. Вопрос был не в том, что сейчас ЕНПФ будет зарабатывать гораздо больше и эффективней, а вопрос был в сохранности накоплений».

Глава Национального Банка изложил очень простую и прозрачную схему распределения инвестиций. «90 % будут уходить на приобретение ГЦБ и об­ли­га­ции Фон­да «Са­мрук-Ка­зы­на» и его до­чер­них ком­па­ний. Часть денег, не более десяти процентов, могут быть использованы для инвестирования, в том числе и за рубежом«, — заявил Келимбетов. При этом, часть из вышеуказанных выше 10% инвестиций ЕНПФ, не вложенных в ГЦБ и квазигосударственный сектор, может быть размещена на долгосрочных депозитах в банках второго уровня на конкурсной основе. «Это может быть как раз тем долгосрочным фондированием, о котором в последнее время очень много говорят».

При всей логичности озвученной выше стратегии инвестирования, она, тем не менее, вызывает ряд вопросов.

На сегодня, по данным НБРК, очень укрупненно инвестиционный портфель НПФ выглядит следующим образом:

ГЦБ – 48%

ЦБ иностранных эмитентов – 9%

Аффинированное золото – 5%

Вклады в БВУ – 10%

Негосударственные ценные бумаги эмитентов РК – 28%

— Следовательно, возникает вопрос: при том объеме пенсионных накоплений, которые мы сейчас имеем (23 млрд.долларов), и практически полном отсутствии альтернативных инвесторов, как быстро ЕНПФ сможет реструктуризировать этот портфель под новую стратегию? Кому будут реализованы негосударственные ценные бумаги эмитентов РК для достижения новых инвестиционных ориентиров?

Какие ожидаются сдвиги в фондировании казахстанских банков, если на сегодня доля пенсионных накоплений, размещенных на банковских депозитах, составляет 10%, а при новой стратегии эти 10% нужно будет разделить на вложения в бумаги иностранных эмитентов; депозиты в БВУ, а также вложения в бумаги отечественных корпоративных эмитентов (в т.ч. Народное IPO, инфраструктурные облигации и т.д.)?

 

— Частичное решение вопроса доходности портфеля ЕНПФ глава Национального Банка видит в переговорах с Правительством в отношении повышения уровня доходности по размещаемым ГЦБ. И действительно, последние выпуски ГЦБ размещаются под 6%. То есть фактически на уровне прогнозируемой инфляции по этому году.

Для инвесторов это, безусловно, очень хорошая цифра. Однако, для эмитентов – скорее негативный сигнал. Ведь доходность ГЦБ – бенчмарк, на который ориентируются инвесторы. Если самые безрисковые бумаги размещаются под 6%, значит квазигосударственные – должны размещаться под 8-9%, а для более рисковых эмитентов (финансовые институты и реальный сектор экономики) фондовый рынок вообще, можно сказать, становится не по карману.

Таким образом, одним из основных рисков озвученной выше модели инвестирования средств ЕНПФ может стать полный паралич фондового рынка, что является невыгодным, прежде всего для самого ЕНПФ.

 

— О каких компаниях и каких проектах группы Самрук-Казына идет речь с учетом быстрого прироста активов ЕНПФ (порядка 200 млн. долларов ежемесячно)? Какова их окупаемость? Выгодно ли для группы компаний Самрук-Казына для реализации своих проектов привлечение средств, допустим, под 8% годовых (это если ГЦБ размещаются под 6%)? Насколько много в группе проектов, и как быстро они рассматриваются?

— Глава Национального Банка подробно остановился на недостаточной финансовой культуре инвестирования частных НПФ. Цитирую: «Говоря о корпоративном секторе, как правило, получалось, что некоторые пенсионные фонды перекрестно финансировали не очень хороших эмитентов. А кто эти эмитенты, никто не проверял. И вот здесь была большая зона безответственности, когда пенсионные фонды закрывали глаза на то, кто эти эмитенты, а эмитенты закрывали глаза друг на друга. Проверяющие надзорные структуры тоже как бы делали вид, что развивается экономика«, — заявил он.

Эти аргументы уже озвучивались ранее. Вероятно, они действительно имели место в отдельных НПФ. Это сфера полномочий регулятора и правоохранительных органов.

В качестве реакции на соответствующую критику в 2011 году в рамках внесения изменений в Закон РК «О рынке ценных бумаг» Рабочей группой из числа представителей фондового рынка и НБРК был выработан целый комплекс мер. Он был учтен в законодательстве. К сожалению, многие меры были прописаны «постфактум» (создание собрания облигационеров, требования к целевому использованию средств от размещения облигаций, введение представителя держателей облигаций для всех выпусков облигаций, ужесточение ответственности агента и андеррайтера и т.д.). Тем не менее, на сегодня новых дефолтов нет. А общая доля ценных бумаг, эмитенты которых допустили дефолты, составляет 0,4% от суммы пенсионных активов (не так уж много по сравнению с ситуацией в банках).

Глава Национального Банка РК, К.Келимбетов, также заявил о нерешенности двух основных проблем развития фондового рынка Казахстана — недостаточном количестве высокодоходных инструментов (качественных эмитентов) и недостатке инвесторов.

Эти фундаментальные проблемы перетекают из одного программного документа по развитию фондового рынка в другой на протяжении всего периода существования финансового сектора независимого Казахстана, но, к сожалению, пока эффективных путей их решения не найдено.

 

— Главный банкир поделился информацией о планах развития Программы «Народное IPO». По его мнению, «Недалек тот час, когда Казахстан будет говорить о глобальном IPO крупнейших стратегических компаний, например «КазМунайГаза». Мы ожидаем, что в ближайшие год-два будет глобальное IPO «КазМунайГаза», — сказал Келимбетов. «Мы тем самым будем выводить так называемые «голубые фишки» для возможности развития фондового рынка Казахстана»…

 

— В свете затянувшегося размещения акций АО «KEGOС» такая информация о продолжении и весьма радужных перспективах Программы «Народное IPO» — безусловно, позитивный сигнал для рынка. Международная практика показывает, что развитие фондового рынка идет гораздо быстрее при выводе на биржу акций «голубых фишек». Спрос на акции Казахтелекома, КазТрансОйла, РД «Казмунайгаз» с момента размещения намного превышает предложение.

Постепенно в торговлю на фондовом рынке вовлекаются физические лица. По данным АО “Центральный депозитарий ценных бумаг”, общее количество лицевых счетов, открытых на имена физических лиц, по состоянию на 1 октября т.г. достигло 55 876, что на 3 570 счетов больше, чем на начало текущего года.

Но акции должны быть всегда в продаже. Должно быть обеспечено их свободное обращение, и только тогда фондовый рынок заработает.

Желательно увеличить долю размещаемых государством акций «голубых фишек» для того, чтобы инвесторы могли оказывать влияние на принимаемые компаний решения, на ее корпоративное управление, а не просто ждать выплаты очередных дивидендов.

 

— А как бы Вы прокомментировал интересную мысль главы Нацбанка, высказанную в отношении корпоративных ценных бумаг? По его мнению, все ценные бумаги должны выпускаться под гарантию Правительства.

— Возможно, имелись ввиду так называемые инфраструктурные ценные бумаги. То есть выпускаемые для реализации проектов государственно-частного партнерства.

Финансовым сообществом вносились предложения о выпуске под государственную гарантию таких бумаг, что, однозначно, оживило бы этот рынок. Напомню, на сегодня мы имеем только два не очень успешных проекта, в рамках которых выпускались инфраструктурные ценные бумаги: Строительство и эксплуатация новой ж/д линии «Станция Шар – Усть-Каменогорск» и Строительство и эксплуатация межрегиональной линии электропередачи «Северный Казахстан — Актюбинская область».

Предложения финансового сектора по предоставлению государственной гарантии по инфраструктурным ценным бумагам не были поддержаны в Правительстве. В результате по таким бумагам имеется лишь поручительство государства, что подразумевает процедуру проведения банкротства концессионера, реализацию его имущества, а лишь затем – выплату суммы поручительства государством. При этом, такая сумма может быть выплачена частями, в случае, если она не заложена в государственный бюджет.

Для инвесторов потенциально возможных будущих выпусков инфраструктурных бумаг вопрос предоставления гарантии является очень важным, в этой связи поддержка в его решении со стороны Главного финансового регулятора представляется очень своевременной.

 

— Еще одно новое направление деятельности, которое видит для своего ведомства глава Национального Банка – регулирование эмитентов. Г-н Келимбетов дал понять, что намерен ужесточить контроль.

 

— На пике дефолтов на рынке ценных бумаг (2009-2011 г.г.) тема необходимости введения регулирования для эмитентов была очень популярна среди финансистов.

Сейчас, когда страсти улеглись, и новых дефолтов нет, к введению надзора за эмитентами многие отнесутся с осторожностью. Более того – эти предложения скорее всего назовут новым административным барьером для развития бизнеса.

Примерно в тот же период (период разработки и принятия государственных мер поддержки экономики) высказывалась аналогично на первый взгляд здравая идея о том, чтобы компания, которой предоставляются средства в рамках программ поддержки, брала бы на себя обязательство через определенный период выходить на фондовый рынок с размещением акций.

Это было бы вполне логично – докапитализация компании – с учетом роста ее долговой нагрузки и общей «расчистки» компании для ее участия в госпрограмме.

Сейчас обсуждается вопрос реализации второй пятилетки ГПФИИР, и, в принципе, было бы логичным вернуться к обсуждению обеих идей с вовлечением в дискуссию не только представителей финансового сектора и НБРК, но и всего предпринимательского сообщества.

Основная цель – соблюдение баланса интересов инвесторов и эмитентов. Как, не отпугнуть эмитентов, и при этом создать дополнительную защиту для инвесторов.

Хотел бы сообщить, что в настоящее время при Национальной Палате предпринимателей создан Комитет по финансовому сектору, одним из направлений деятельности которого как раз и является выработка предложений по развитию фондового сектора. Было бы правильным использовать данную площадку для формирования консолидированной позиции рынка по обозначенным Главой Национального Банка направлениям.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.