Что имеем – не храним…
Поддержать

Что имеем – не храним…

ФИНГРАМ 4-4
Каждый третий казахстанец не желает хранить деньги в банках и копит их у себя дома, «под матрасом». И только каждый второй опрошенный гражданин страны знает, что его вклады в банках в сумме до 5 млн. тенге гарантированы государством.
Таковы результаты исследование уровня финансовой грамотности населения, проведенного исследовательским агентством Brif Research Group и Общественным фондом «Международный центр экономической грамотности».
— Исследования такого масштаба проводятся в 70 странах мира, но в Казахстане тему финансовой грамотности населения изучали впервые.- рассказал директор исследовательского агентства Brif Research Group Александр Рузанов. — Исследование проводилось в январе- феврале 2014 года, по стандартам, утвержденным Всемирным банком. 1200 казахстанцев в возрасте от 20 до 60 лет ответили на 55 вопросов, связанных с управлением семейным бюджетом и использованием финансовых услуг. Результаты опроса, по словам А.Рузанова, могут быть использованы для принятия решений на государственном уровне.
Основных направлений исследования было пять : использование финансовых услуг; уровень финансовой грамотности; финансовое поведение людей; планирование и управление финансовым бюджетом и источники получения информации при выборе банка и получении других финансовых услуг.
36% опрошенных оценили свой уровень финансовой грамотности как неудовлетворительный. 43% не знает о существовании государственного фонда гарантирования депозитов и только 6% верно назвали максимальную сумму страхования вкладов (5 млн. тенге).
Александр Рузанов подчеркнул, что исследование проводилось до девальвации, так что объективность результатов не может быть поставлена под сомнение.
Старый тезис Ф.Энгельса «Невежество – демоническая сила, она принесет человечеству много бед», видимо, вполне разделяет и председатель правления АО «Kaspi bank» Михаил Ломтадзе. Именно невежество и слабая финансовая грамотность, по его мнению, приводят к тому, что многие люди не понимают своей выгоды при хранении своих денег в банках, не знают элементарных правил, позволяющих уберечь и приумножить свои накопления.
ФИНГРАМ 1-1
М. Ломтадзе вспомнил и панический ажиотаж, который пережили казахстанские банки в результате SMS-атаки в феврале 2014.По его убеждению, отчасти он был связан и с тем, что у людей не было уверенности и они не знали, что их вклады застрахованы.
-Я сам и все наши менеджеры стояли у кассы и убеждали испуганных людей, что их вкладам ничего не грозит, раздавали им листовки и брошюры, где говорилось о государственной гарантии на сумму в 5 млн. тенге – рассказал Михаил Ломтадзе. – И как только люди получали эту информацию, многие успокаивались и уходили , не сняв свои деньги. Это самый яркий пример того, что знания помогают совершать правильные поступки.
По данным исследования, 44% из тех, у кого есть свободные средства, держат деньги дома. 29% из тех, у кого остаются излишки от зарплаты, стараются тут же тратить их на различные покупки, 3% дают в долг, и только 10% вносят деньги на депозиты. 38% респондентов не ведет учет доходов и расходов семейного бюджета. Поэтому у 63% казахстанцев регулярно заканчиваются деньги перед следующей зарплатой, а 35% отметили, что очень редко, но все же сталкиваются с ситуацией, когда им не хватает денег.
Как же вернуть огромные средства, накопленные казахстанцами, из под «матрасов» в банки? Для этого, считает Михаил Ломтадзе и другие эксперты, нужно резко повысить финансовую грамотность наших граждан. Поэтому в Казахстане начинается реализация широкомасштабной кампании по повышению финансовой грамотности населения «Просто о финансах». Инициаторы данного проекта – ОФ «Международный центр экономической грамотности» (МЦЭГ) совместно с Кaspi bank.
— В мире нет ни одной сильной экономики, в который не было бы сильного банковского сектора, а финансовому сектору нужны потребители, которые принимают правильные решения, — объяснил свою позицию Михаил Ломтадзе. – Мы не ставим себе целью ничего, кроме улучшения индексов финансовой грамотности в Казахстане. Мы инвестируем деньги в то, чтобы улучшать эти показатели и за несколько лет поменять ситуацию таким образом, чтобы у всех нас были достаточные финансовые знания, знания о своих правах, чтобы принимать верные решения.
— Цели и задачи этой программы я перечислю в трех глаголах. Мы хотим помочь населению научиться считать деньги, ориентироваться в финансовых продуктах и принимать правильное решение, — обрисовала суть программы директор общественного фонда «Международный центр экономической грамотности» Гульмира Арбабаева.
Банк выделил на эту программу солидную сумму – 1 млн. долларов США. ( Кстати, пока ни один другой казахстанский банк эту инициативу не поддержал). Сотрудники фонда ведут переговоры по поводу финансирования проекта еще с 3 банками. Деньги пойдут на гранты, выбирать проекты и компании будет общественный совет, состоящий из 10-13 экспертов. Полностью совет еще не сформирован, но известно, что в него войдут банковский омбудсмен Ерсерик Сийрбаев, главный редактор журнала LS Айнур Каргалинова и заместитель председателя исполкома Ассоциации Банков РК Зайтуна Джандосова. Намечено также проводить круглые столы по вопросам финансовой грамотности и прочие мероприятия.
ФИНГРАМ 2-2
Рисунок с сайта Карикатура.ру

Все это хорошо, и цели фондом и банком поставлены очень достойные, но вот достижение результатов – повышения финансовой грамотности населения вызывает сомнения, с учетом ряда обстоятельств. Чтобы чему-то научить людей – нужно их учить, проще говоря – организовывать реальный учебный процесс. С помощью одних «круглых столов», обсуждений экспертов всякого рода, общественных советов и всего прочего в этом же роде, проблемы не решить. И даже передачи по телевидению, выступления по радио на эти темы вряд ли способны вложить в головы людей те знания, в которых они так остро нуждаются. Вот специальные учебные курсы, которые организовывали бы для своих вкладчиков сами банки, и на которых опытные педагоги учили бы вкладчиков азам финансовой премудрости – другое дело. Завлечь вкладчиков на такие курсы можно очень просто: банк мог бы пообещать каждому, кто их пройдет, повысить процент по депозиту! Уверен – отбоя от клиентов не было бы. Материальные стимулы, зримая выгода – это куда более действенная мотивация для получения знаний, чем что-либо иное. Пока же и банк, и фонд идут по старинке, занимаясь в большей мере созданием неких структур, которые, откровенно говоря, к реальному обучению людей имеют мало отношения. Тот же фонд «Международный центр экономической грамотности» действует уже довольно давно – что-то реальное изменилось, повысилась ли экономическая грамотность населения? Очевидно, нет, и данные исследования однозначно говорят, что нужно, видимо, искать новые способы и методы работы. Этот 1 млн. долларов может раствориться в грантах различным организациям, НПО, фондам, как кусок сахара в стакане кипятка, без следа. Они, конечно, его с радостью «освоят», как у нас часто бывает — но будет ли толк? На «выходе» мы можем получить массу отчетов, меморандумов, актов сверок, словом — много бумаги, много доказательств бесполезной суеты, выдаваемую за дело, а финансовая грамотность наших людей как была «ниже плинтуса», так и останется. Вот о чем стоит задумываться банку, который так щедро выделил миллион долларов на благородное дело.

Асет Кайларов




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.