Путешествие миллиардов
Поддержать

Путешествие миллиардов

ПЕНС.ЕДИН 2-2
Когда миллиарды и даже триллионы тенге переходят от одного субъекта, который ими управлял и отвечал за них, к другому, это, по крайней мере должно вызвать усиленное внимание тех, кому эти деньги принадлежат. Хотя бы чисто номинально. Как это происходит с казахстанцами и их пенсионными накоплениями, которые гражданам как-бы принадлежат, но реально владеть ими и управлять они права не имеют.
Но, судя по всему, этого не произошло: большинство будущих казахстанских пенсионеров весьма «хладнокровно» и, даже, пожалуй – легкомысленно отнеслись к тому факту, что все деньги из частных пенсионных фондов перешли в государственный Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ). По крайней мере, лишь единицы из них пошли в подразделения этого фонда, в ЦОНы, чтобы точно выяснить: все ли деньги попали на их пенсионный счет, не ждут ли их неприятные «сюрпризы»? И многие порадовались своей предусмотрительности…
Таким образом, к концу марта, строго по графику все пенсионные накопления переданы в новый ЕНПФ, где в единой автоматизированной базе открыты индивидуальные пенсионные счета (ИПС) всех казахстанских вкладчиков. Теперь все НПФ и пенсионные активы находятся под управлением Нацбанка.
Общее количество вкладчиков в ЕНПФ составило почти 9 млн. 700 тысяч человек. Сумма пенсионных активов составила колоссальную цифру — более 3,9 триллиона тенге.
Но каждого человека волнует, прежде всего, его собственный маленький «ручеек» пенсионных денег: что с ним случилось, не иссякла ли живительная струйка основных взносов и капли инвестиционного дохода? И вот тут тех первых казахстанцев, которые пришли в ЦОНы, ждали неожиданности.
Некоторые вкладчики неожиданно обнаружили, что не все деньги, на которые они рассчитывали, переведены на их счета. Но это недоразумение выяснилось: оказалось, разница между суммами возникла потому, что в ЦОНах вкладчики брали выписки по своим накоплениям, а в них информация была указана без инвестиционного дохода. А если вкладчик возьмет выписку в фонде, то там сумма указывается с учетом инвестиционного дохода.
Директор РГП «Банковское сервисное бюро Нацбанка РК» Евгений Самойленко рассказывал, что сегодня Нацбанк располагает современным оборудованием, позволяющим полностью исключить человеческий фактор при процедуре приемо-передач, снизить риски, поэтому не может быть, чтобы кто-то из вкладчиков не попал в ЕНПФ – что фондами было передано, то и было загружено в систему ЕНПФ. То есть если НПФ при передаче указал всех вкладчиков, они были ровно в таком же составе получены в ЕНПФ. В этом плане риски по техническим причинам не могут быть, риски, точнее, ошибки могут быть только в информации со стороны пенсионных фондов, передавших данные вкладчиков. Поэтому для того, чтобы исключить ошибки, проводились проверки, двусторонние сверки информаций с принимающей и передающей сторон.
Как оказалось, подобные предосторожности были не лишними. Сбои ли программ, человеческий ли фактор, но то один, то другой вкладчик вдруг стали обнаруживать, что или его счета в ЕНПФ нет, или сумма на нем совершенно не та, что была еще несколько месяцев раньше. И это еще при том, что за справками о своих новых пенсионных счетах сегодня пока обратилась ничтожная часть от всех вкладчиков! Но, тем не менее, социальные сети сегодня полны недоуменными и тревожными сообщениями казахстанцев, озабоченных судьбой своих пенсионных сбережений. Вот только некоторые из них:

ПЕНС.ЕДИН 1-1
Гость_Казах-PRO 31 марта 2014 17:27 0
RE: Мать: разве надо получить свои кровные за 10лет накопленные в цоне???>>>>>> В ЦОНе дают ДЕТАЛЬНУЮ справку о ваших пенсионных накоплениях. При этом, те немалые деньги из прибылей, которые сделал Грантум, пока крутил мои пенсионные накопления, рискуя ими, испарились. Может тоже дадут покрутить свои пенсии, а я потом верну, если не прогорю.. «Классная» авантюра и как всегда примитивным людям кажется, что это гениально.

Гость_123321 31 марта 2014 17:27 +1
Вопрос в другом. Какую сумму передали НПФ в ЕНПФ. Учитывая, что последние месяцы НПФ бездействовали, они могут свой расходы обеспечивали за счет накопленных инвестиционных доходов клиентов.

Гость_Украли 31 марта 2014 18:06 0
У меня в выписке стоит что передано в енпф 1,8 млн тенге, енпф показывает что накоплено 1,6! Кто украл 200тыс? Я приду как смогу, так как работаю, но это кража!

Один_из_Тех 31 марта 2014 19:06 +3
А забил свои данные на указанной странице, а мне выдают что данный вкладчик не найден.
Ответить

Гость_Астанинка 31 марта 2014 19:09 +3
Хм, зашла на сайт, зарегистрировалась, чтобы посмотреть какую сумму перевели в енпф, а мне пишут «В базе данных не найден вкладчик по указанным параметрам». И где этот енпф, который провел всю работу?

Annadhaust 1 апреля 2014 09:03 +1
А грантум все не передал — у меня почему то 25 тысяч указано в минусе. Они скорей всего понемногу с каждого счета так откусили — пойди найди теперь их — фонда то больше нет

И так далее. Тревога, вопросы, недоумение… В редакции СМИ тоже звонят и приходят люди, которых тревожит эта проблема. Причин такому положению может быть две: или Нацбанк и ЕНПФ полностью провалили информационно- разъяснительную компанию по передаче пенсионных взносов и их дальнейшей судьбе, и люди просто лишены полной и доходчивой информации. Или же проблема гораздо более серьезная: за громогласными рапортами о скорейшем переводе денег в ЕНПФ власти упустили интересы конкретного человека, вкладчика, чьи интересы мало брались в расчет. Лес рубят – щепки летят.
О том, что такое предположение имеет право на жизнь, свидетельствуют и те весьма уважаемые специалисты, которые проработали в сфере финансов десятки лет и знают всю финансовую «кухню», как говорится, изнутри. Например, Айдар Алибаев, Председатель правления Союза потребителей финансовых услуг, организации, специально и созданной для того, чтобы защищать интересы граждан, бороться со злоупотреблениями в финансовой сфере. Он утверждает, что сегодня их, этих злоупотреблений у нас в Казахстане множество. И пенсионная система здесь – не исключение.
ПЕНС.ЕДИН 3-3
— Ко мне обратились несколько вкладчиков пенсионных фондов. – рассказал Айдар Байдаулетович. — У них вдруг, неожиданно, полностью «обнулился» счет! Исчезли вдруг суммы по 7-8 миллионов тенге, я считаю, это очень серьезные деньги для рядового гражданина. Потом выяснилось, по какой нехитрой схеме это делалось. Некие люди, путем некоторых манипуляций, сделали копию российского паспорта, представили дело так, что будто бы человек уехал в Россию. И благополучно, через доверенное лицо, сняли деньги с чужого счета. А когда владелец счета явился в фонд и заявил, что он никогда не уезжал, его еще несколько месяцев гоняли по разным инстанциям. Только обращение к журналистам и ко мне смогло сдвинуть дело с мертвой точки. Я посоветовал этому человеку обратиться в суд и согласился выступить там его представителем. Только боязнь скандала подвигла чиновников вплотную заняться этим делом и владельцу за один день вернули его деньги. Да еще на него в фонде накричали: «Зачем с Алибаевым связываетесь, зачем даете ему информацию?!»
Вообще, во всех звеньях финансового рынка Казахстана происходит много различных нарушений и серьезных ущемлений прав и интересов потребителей различных финансовых услуг. Не исключение и пенсионная система.
Айдар Алибаев считает, что «скоропостижное» слияние всех НПФ в один государственный фонд проводилось в неоправданной спешке и чревато многими проблемами.
— При создании Единого накопительного пенсионного фонда организаторы столкнулись с очень сложной проблемой – процедура слияния активов технически весьма сложное дело. Неожиданно возникают такие вопросы, которых раньше и не предполагали. Огромные базы вкладчиков, число которых исчисляется миллионами. И, что самое сложное – у разных пенсионных фондов не совпадает между собой программное обеспечение. Я помню, когда в 98-м году началась эта пенсионная гонка, создание накопительных пенсионных фондов, перед всеми стояла задача: создать качественное программное обеспечение. Каждый пенсионный фонд решал эту задачу самостоятельно. Кто-то приглашал программистов из-за рубежа, кто – то искал местных «умельцев», приглашали людей из США, даже из Чили. Наших каких-то «головастиков» разыскивали, чтобы те что-то такое им в компьютере сотворили… Наше государство, решив создать ЕНПФ, не ударило палец о палец, чтобы помочь НПФ создать какую-нибудь единую, унифицированную систему электронного учета всех пенсионных накоплений. Поэтому все делалось по пословице: кто в лес, кто по дрова. В результате фонды все-таки сделали свои электронные системы и смогли работать. Но сегодня когда решили слить фонды в единый государственный фонд, выяснилось, что их программные обеспечения между собой не стыкуются или стыкуются слабо. Как эту проблему решать сегодня – никто не знает, потому что дело это сложное и долгое. У нас же уже был опыт: когда несколько лет назад сливались два НПФ, то только две их электронных базы, все данные о вкладчиках и состоянии пенсионных счетов удавалось совместить только за два-три года! Программисты тогда месяцами дневали ночевали на работе, чтобы все там «вычистить» и привести в порядок. А здесь таких баз во много раз больше.
Второе: когда в НПФ поняли, что создание ЕНПФ – процесс необратимый и решение принято твердое, то – не будем скрывать – во многих НПФ начались всякие нарушения. Во многих областях, регионах нашлись люди, которые решили, воспользовавшись неразберихой, половить рыбку в мутной воде и как-то оторвать от пенсионных накоплений частичку денег в свой карман. Уже в последнее время было много обращений, жалоб, было много обид вкладчиков. Все это сегодня придется исправлять. К тому же и просто ошибки бывают. Там в фонде сидит молоденькая девочка, набивает на компьютере данные, пропустила одну букву или не так напечатала ИНН – и все, человек потом может годами ходить и доказывать, что это он, или это не он. Человеческий фактор тоже со счетов нельзя сбрасывать. Поэтому слияние фондов – это еще и очень сложный технологический процесс, и эту сторону никак нельзя сбрасывать со счетов.
Резюмируя слова нашего эксперта, хочется убедительно посоветовать казахстанским вкладчикам, будущим пенсионерам: на затягивайте, скорее идите в ЕНПФ и тщательно проверьте свои пенсионные счета. Вдруг вас там ожидают последствия таких ошибок, о которых говорит Айдар Алибаев. Пока еще след бывших НПФ, которые ликвидируются, и их руководителей не исчез в пучине времени и можно что-то исправить. Через пару-тройку лет найти какие-то документы или сведения о ваших сбережениях в НПФ будет просто невозможно. Если же все со счетами в порядке, ( на что мы все очень надеемся) то приход в ЕНПФ оставит у вас теплое чувство надежности и защищенности от неприятностей. А также чувство благодарности к нашим чиновникам, которые так успешно позаботились о наших с вами деньгах.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.