«Тихая гавань» для кредитора
Поддержать

«Тихая гавань» для кредитора

ДОЛГ 3-3 Мировой финансово-экономический кризис показал уязвимость недвижимости в качестве «твердого залога». По данным Комитета по финансовому надзору Нацбанка РК на 1 февраля 2014 года, доля займов с просрочкой платежей более 90 дней (безнадежных) достигла 32,2% от общего ссудного портфеля банков. Получается, что отечественные банки стали заложниками ситуации: выданные кредиты не работают, а залоговая недвижимость обладает недостаточной ликвидностью. «Тихой гаванью» для кредиторов, которым выплаты будут гарантированы самим государствам, могут стать контракты государственно-частного партнерства (ГЧП). Система очень проста. Залогом в проектах ГЧП, (предоставленный частным партнером), выступает контракт ГЧП, либо будущие денежные потоки проекта. Здесь стоит отметить, что государство в проектах ГЧП гарантирует и спрос на услуги, предоставляемые проектами ГЧП. Использование залогов будущих денежных потоков по контракту ГЧП в рамках проектного финансирования возможно. Но коммерческие банки такие залоги не принимают, либо их существенно дисконтируют, объясняя это законодательством и установленными внутренними правилами. Кроме того, в соответствии с действующими пруденциальными нормативами, принятие таких залогов может потребовать увеличения собственного капитала проекта. Одним из барьеров для входа казахстанских банков в проекты ГЧП является текущее законодательство по ГЧП, в котором объекты концессии в течение срока действия договора не могут выступать предметом залога. Да и многие казахстанские потенциальные концессионеры (заемщики) не располагают достаточным имуществом для удовлетворения требований кредиторов. Возможность выйти из замкнутого круга есть у всех заинтересованных сторон. Во-первых, нужно изменить пруденциальные нормативы, в части признания гарантированных выплат государством, в рамках контрактов ГЧП, в качестве «твердых залогов» для коммерческих банков. То есть включить государственные концессионные обязательства и гарантию потребления со стороны государства в первую группу активов банка (что будет отражать нулевую степень риска). Но перед этим необходимо внести изменения в пруденциальные нормативы Национального Банка РК. Главное, что в этом предложении нет вновь изобретенного «велосипеда». К примеру, Резервный Банк Индии в директиве от 23 апреля 2010 года «О применении пруденциальных нормативов в отношении инфраструктурного сектора» постановил рассматривать ежегодные выплаты государства и права на сбор оплаты в качестве «твердых залогов», а также заявил о снижении уровня провизий по необеспеченным инфраструктурным кредитам до 15%. ДОЛГ 2-2 Проект в законе Если сделать экскурс в историю, то механизмы ГЧП работают с 2006 года, когда был принят первый Закон РК «О концессиях». С тех пор законодательство постоянно совершенствовалось. Важным изменением стал принятый в 2013 году закон «О внесении изменений и дополнений по внедрению новых форм государственно-частного партнерства и расширению сфер их применения». Все законы и поправки к ним имеют одну конкретную цель — создать правовое поле для использования новых видов контрактов ГЧП в области науки, высоких технологий, в социальной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. И главное — повысить финансовую привлекательность проектов ГЧП. Именно для этого введено вознаграждение за управление объектом концессии и, широко применяемый в международной практике, механизм «платы за доступность». Если вкратце, то механизм «плата за доступность» предусматривает выплату государством бизнесмену компенсации инвестиционных и эксплуатационных затрат, а также вознаграждения за управление объектом концессии равномерными платежами, в течение срока договора концессии. Областью применения данного механизма являются неокупаемые проекты в социальной сфере. Выплата вознаграждения за управление объектом концессии позволит повысить заинтересованность бизнесменов в концессионных проектах, не генерирующих, либо недостаточно генерирующих денежный поток. В то же время, активы создаваемых проектов будут переданы в собственность государства сразу после завершения строительства. В ответ государство предоставляет гарантии по возврату вложенных инвестиций до 100% от их стоимости в форме компенсации инвестиционных затрат и других механизмов. Ключевым фактом является то, что указанные гарантии не подлежат секвестру (инвестиции, выделяемые государством, не подлежат сокращению). Защиту прав кредиторов по договорам, в которых обеспечением выступают будущие денежные потоки, гарантирует закон «О проектном финансировании и секьюритизации». Здесь стоит отметить, что предложения в данной статье касаются казахстанских коммерческих банков. Займы от банков развития или международных финансовых институтов изначально ориентированы под инфраструктуру, а условия по ним оговариваются отдельно. В итоге, сегодня, в результате изменений законодательства, в Казахстане появился новый класс инфраструктурных проектов, имеющий свои характеристики. В их число входят проекты в отраслях, традиционно относящихся к сфере ответственности государства (транспорт, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство). Оператором этих проектов выступает частный бизнес, который выполняет государственные функции в рамках долгосрочного контракта (до 30 лет). И главное: основным гарантом по проектам выступает государство. Руслан Кииков, аналитик АО «Казахстанский центр государственно-частного партнерства»




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.