Просто «Солидарность» какая-то!
Поддержать

Просто «Солидарность» какая-то!

Почему Казахстан не использует возможности безвизового торгового центра на Хоргосе, ограничиваясь только розничной торговлей, больше напоминающей челночный бизнес 90 годов прошлого века?

Банковский просчет

На этот вопрос попытались ответить банкиры, собравшиеся во второй половине мая (15-18. 05.2019) на I Евро-Азиатский финансово-экономический форум в Международном центре приграничного сотрудничества (МЦПС) в Хоргосе.

Несмотря на то, что саммит банкиров совпал с большим Астанинским экономическим форумом, сюда съехались почти вся Восточная Европа, СНГ и Прибалтика. Причина такой активности — участники форума в Хоргосе независимо от страны проживания одинаково остро нуждаются в расширении интеграционных процессов в торговле между странами ШОС, ЕАЭС и ЕС.

Его организаторами являются Ассоциация банков РК (АБРК), Финансово-банковская ассоциация Евро-Азиатского сотрудничества (ФБА ЕАС), Штаб-квартира Секретариата национальной части Делового Совета Шанхайской организации сотрудничества (ДС ШОС) от Казахстана и Народное Правительство Хоргоса (КНР).

Форум должен был состояться в Алматы, но президент Ассоциации банков Казахстана Бахытбек Байсеитов предложил  креатив — провести его на Хоргосе, чтобы потенциальные партнеры из дальнего и ближнего зарубежья реально увидели усилия правительств двух стран по созданию МЦПС, и почувствовали энергетику огромной экономики Китая.

 

 

 По словам первого вице-президента АБРК Марата Байтокова, Хоргос — уникальное место.

 

— Идея о создании между двумя государствами свободной экономической зоны, где можно находиться без виз и заключать какие-то межгосударственные соглашения, появилась еще в 2012 году, — сообщил он он. — Но реально действовать она (зона) начала в 2013- 2014 годах, после отвода земель (в первую очередь казахской стороной) и создания китайским партнером инфраструктуры. Поскольку у наших соседей есть большой интерес — вывозить через эту пограничную зону все, что производит их экономика, то сделано это было очень быстро.

Помимо отелей, торговых дома и т.д. на сегодняшний день в МЦПС «Хоргос» зарегистрировано 7 китайских банков. Они, по сути, являются оффшорными, поскольку правительство КНР предоставило для них большие регуляторные послабления.

 

Но та благоприятная экономическая среда, которую создали партнеры, казахстанской стороной, по словам президента АБРК Бахытбека Байсеитова, пока никак не используется.

 

Торговля, в частности, между странами из-за отсутствия финансовых инструментов на 90% носит ритейловый характер. Рассказывая о тех преференциях, которые имеет расположенная в Хоргосе свободная экономическая зона, банкир с сожалением отметил:

 — Мы просто проходим мимо предоставляемых нам возможностей. Однако сейчас наступило время, когда от слов пора переходить к делу. Ведь мы все – банкиры, аналитики, экономисты — уже пять лет подряд обсуждаем интеграцию инициативы «Один поезд — один путь» в наши государственные программы. В том числе в «Нурлы жол». Поэтому для нас, банкиров, было очень важно провести этот саммит прямо на том месте, где имеют место быть обсуждаемые на форуме проблемы. Главный замысел организованного нами саммита банкиров на Хоргосе заключается в его практической направленности. Перед нами стоит задача  — сформировать международный консорциум, который будет функционировать в специальной экономической зоне, именуемой Международным Центром приграничного сотрудничества. Bank CenterCredit (председатель АБРК является председателем совета директоров и основным акционером названного банка. Ред.)), будучи основным инвестором финансового форума на Хоргосе, готов  предоставить коллегам из России, Прибалтики и Восточной Европы площадку для этого: открыть здесь РКО и инвестиционные подразделения по проектному финансированию. Идя на это первыми из казахстанских банков, ВСС не стремимся захватить пальму первенства в столь благом деле. Наш банк исходит из того, что рынок требует нового качества финансово-банковских услуг. И если его не интегрировать сюда прямо сейчас, то ни индустриальная зона, ни МЦСПС, а по большому счету идеология, заложенная в этот межгосударственный проект, работать не будут.

Назад, в 90-е!

Сегодня на МЦСПС «Хорос» со всего Казахстана приезжают десятки тысяч людей – порой до 10-30 тысяч в сутки. Но возможности безвизового торгового центра касаются пока только розничной торговли, где есть ограничения по вывозу товара: 25 килограммов в одни руки. Кроме того, все, кто сейчас приезжает за товаром в Хоргос, жалуются на недоработанность регуляторных функции на МЦСПС. В первую очередь, на отсутствие безналичных расчетов, поэтому торговый люд вынужден возить с собой огромное количество наличных денег. То есть это по сути ритейл, напоминающий 90 годы, когда имел место быть так называемый шопный бизнес. Это, по словам президента Ассоциации банков Казахстана, не тот уровень бизнеса, который закладывался в идею Хоргоса – создать финансово-экономический центр на границе между Казахстаном и Китаем.

— Последний невозможен без финансового сервиса и команд, которые понимают всю систему инвестиционного банкинга и проектного финансирования, — сказал Бакытбек Байсеитов. – Их создание как раз и является предметом нашей работы.

Участники форума в МЦПС посетили индустриальную казахскую зону, где им были наглядно продемонстрированы возможности больших перевозок через Сухой порт СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» .

 — Сегодня из Китая вывозится товаров на $600 млрд. ежегодно, а возвращается им со всего мира только $300 млрд. В Америку Китай возят товар морем, в Европу – железной дорогой, — сказал вице-предиент АБРК Марат Байтоков. —  Если у производителей, которые находятся в Европе и СНГ, есть такая потребность – вести торговлю с Китаем, то Хоргос к их услугам. Для Казахстана — это возможность развивать свою экономику. Будут межгосударственные проекты, заключенные в свободной экономической зоне, – значит, в республику будут поступать колоссальные деньги, поскольку весь товарооборот с Китаем будет идти через казахскую зону.

Пропуск в высший свет

Так что мешает интенсивно развиваться МЦПС «Хоргос»? На этот вопрос ответили зарубежные участники саммита банкиров на Хоргосе.

 

 

Исполнительный президент Российского союза промышленных предпринимателей, председатель международного банковского союза Александр Мурычев:

 

 

— Хоргос —  это, по сути, первая в мире в мире приграничная площадка, где есть зона свободной торговли, и две управляющие стороны – казахстанская и китайская. Здесь не хватает только банковского направления. Но сейчас достигнута договоренность между Bank CenterCredit и управляющей компанией свободной экономической зоны Хоргос о функционировании в полном режиме банковского обслуживания. Ассоциация банков Казахстана сделала заявление, в частности, о создании здесь мини-офисов с банкоматами, кассовым обслуживанием и пунктами по цивилизованному обмену тенге на юани для осуществления платежей, а также использования пластиковых карт. Международный банк, который я возглавляю, и представители 15 банковских ассоциации, приехавшие из разных стран, поддерживают инициативу АБРК. И если по итогам этого форума найдется несколько заинтересованных партнеров, то это уже будет успех. Россия, как член ЕврАзЭС, могла бы в рамках этого союза действовать сообща на приграничных с КНР территориях. Но для этого для обеих сторон должна быть понятна регуляторика отношений. Для бизнеса очень важна прозрачность. Если Bank CenterCredit войдет сюда в этом году в Хоргос, как заявил об этом президент банка Бахытбек Байсетов, то это будет уже результат. За ним начнут подтягиваться и другие банки.

 

 Сергей Федоров, председатель Рижской торгово-промышленной палаты:

 

 

— Я хочу сказать одну простую вещь: сотрудничество на границе может быть не только казахстанско-китайским, а многосторонним  — Китай- ЕврАзЭС— Восточная Европа. Что касается моего участия в форуме: Рига в советские времена была главным логистическим торговым центром СССР. Вся инфраструктура – железная дорога, Рижский морской порт, условия для хранения товара – готова для работы, но она пустует. Почему бы не соединить логистическую идею Хоргоса с Ригой, то есть с Европой?

Александр Кучинский, председатель ассоциации банков республики Беларусь:

 — Беларусь, которая входит в ЕврАзЭС, стоит в центре Европы. И наша страна, конечно же, заинтересована в экспорте своей продукции. Но чтобы обслуживать эти потоки, нужны банки, контрагенты и расчеты.

Владимир Васяткин, директор департамента финансовых институтов Межгосударственного банка (Россия):

— Для развития этого места нужна конвертации валют. Китайцам казахский тенге неинтересен, они заинтересованы получать юани. А коль это невозможно при торговле с Казахстаном, то в Хоргосе появился серый рынок, который по невнятному курсу конвертирует для них эти тенге в юани. Правда, сейчас эта проблема частично стала частично решаться. Halyk-bank, как я понял, собирает тенге, которые скапливаются на счетах китайских банков, и вывозит их на грузовике в свободную экономическую зону. В казахской зоне перегружают банкноты в другой грузовик, который везет их в Казахстан, где наличные тенге переводят в безналичные, после чего китайский банк на своем счете конвертирует их в любую другую валюту. Это неудобно: кроме расходов, связанных с перевозкой, есть еще  и различные риски. Но даже если безналичные расчеты удастся организовать здесь, на МЦПС «Хоргос», то должна быть конвертация, а наш банк заточен именно на этих операциях — конвертации в национальных валютах. У нас есть счета в юанях, в казахских тенге, киргизских сомах, армянских драмах, таджикских сомони…. Мы делаем прямые конвертации регулярно, как для розничных клиентов и  банков, так и для платежных систем, то есть проблемы банковского характера могут решены в том числе и с помощью участия межгосударственного банка. Однако для решения всех этих вопросов требуется законодательство: банки очень боятся не соблюдать законы. Когда они заработают, то все пойдет как по маслу.

 

Алма Обаева, председатель правления национально-платежного совета РФ:

 

—  То, что высокопосещаемый и очень привлекательный с финансовой точки зрения международный центр приграничного сотрудничества до сих пор остается без должного банковского обслуживания и недостаточно развитой телекоммуникационной связи, является странным. Я понимаю, что, что телекоммуникационная сеть – это не банковский бизнес, но в России крупнейшие банки строят своих виртуальных операторов (например, такие банковские MVNO-проекты как «Тинькофф Мобайла» и «Сбермобайла» работают на инфраструктуре Tele2, «Тинькофф Мобайл»). Казахские и китайские банки, если бы захотели, тоже могли бы разместить здесь своего оператора. Странно, что этого не сделано за те пять лет, что существует свободная экономическая зона на Хоргосе. Я считаю, что, если немедленно не провести информационно-телекоммуникационную систему, все вложенные сторонами (Казахстаном и КНР) инвестиции не отобьются.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.