пятница, 22 октября 2021
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Блокада на границе с КНР продолжается Марқұмның жақындары жауынгердің өзіне қол жұмсағанына сенбейді Минтруда: На переселение с юга на север направят более 46 млрд тенге По затратам местных бюджетов лидируют Туркестанская и Алматинская области Во время пандемии казахстанцев охватила «эпидемия» лудомании Второй энергоблок Ростовской АЭС остановлен из-за неполадок Аида Балаева: «Ұлттық рухани жаңғыруға» 119 миллиард теңге жұмсалады Арон Атабектің халі нашарлап кетті Казахстанские аэропорты дожигают последний керосин 500 казахстанских женщин стали жертвами бытового насилия Орал әуежайына Мәншүк Мәметова есімі беріледі Казахстан в высокой группе риска - тенге дорожает Әлия Назарбаеваның кітабы: отырыс өткен театр директорына 670 910 теңге айыппұл салынды В Казахстане начнут прививать вакциной Pfizer подростков и беременных Тоқаев: Балаларды бір тілмен шектеудің қажеті жоқ Парламент Казахстана принял закон по защите Каспия Казахстанский уран и бразильский сахар: товарооборот составил $109,8 млн Казахстан и Италия начнут сотрудничать в военной области Минюст готовит изменения в выборном законодательстве Фильм о Назарбаеве презентуют на Римском кинофестивале В Казахстане уменьшается количество крупных и средних компаний Ә.Бәйменов: Сатқындықты да көрдім Тренды и точки роста долгового рынка Казахстана Шымкентте қоқыстан сәби табылды Казахстан на новые Нацпроекты потратит 49 трлн тенге

Возвращение блудных капиталов

ЛЕГАЛ 2-2 Попытка государства одним махом разрубить "гордиев узел" нелегальных капиталов, вывести "из тени" без преувеличения - многомиллиардные  денежные средства, чье происхождение, по большей части, темно и сомнительно, не могла не вызвать обостренного внимания населения и самые разноречивые оценки… Кое-кто из экономистов и политологов оценивает эту акцию, как жест отчаяния со стороны государства, не сумевшего за все годы справиться с теневым бизнесом и предложившего ему "мировую". И, надо сказать, эта точка зрения имеет под собой немалые веские основания. Если легализовать "теневое" имущество  и капиталы с помощью обычных юридических процедур, репрессивный элемент которых сегодня достаточно весом, то процесс этот может затянуться лет на двести. С другой стороны, по мнению некоторых экспертов, сегодня амнистия капиталов жизненно необходима стране, как источник новых инвестиций. Ситуация в экономике ухудшается.  Отечественные банки лишены возможности кредитоваться за рубежом, да и если бы такая возможность была, рынок капиталов, в связи с новыми геополитическими осложнениями, становится все дороже. По мнению же других, амнистия капиталов должна стать  генеральной репетицией перед введением режима всеобщего декларирования. Государство вынуждено, лишившись дешевых инвестиций из-за рубежа, искать их внутри страны. Для этого можно найти много причин: например,  остановка  проекта «Кашаган» на 2 года, требующего очень больших вложений, проведение имиджевых проектов EXPO-2017, Зимней универсиады 2017. Кроме того, не следует забывать и о  второй волне экономического кризиса, идущей с Запада. Конечно, хотелось бы, чтобы амнистия капиталов прошла на ура и в страну вернулись теневые деньги, так необходимые сейчас. Но ожидать высоких результатов – это сегодня  как бы писать  вилами по воде, тем более, что  Казахстан  уже имеем опыт проведения амнистии.Это было в 2001 году, и тогда ожидаемый уровень валютных поступлений в страну варьировался в сумме около 3 миллиардов долларов. Но на деле было легализовано не более 12- 15 процентов, то есть в совокупности около 500 млн. долларов. Сегодня ситуация несколько другая, государство подготовило «пряник» для владельцев сомнительных капиталов: наряду с их амнистией объявлено о широкой приватизации ряда  весьма привлекательных объектов, продажи через аукционы части госсобственности. Вот только привлечет ли этот «пряник» возможных инвесторов – большой вопрос, особенно, если учесть, как у нас проходят подобные тендеры… Третьи считают, что амнистия капиталов сегодня выгодна не малому и среднему бизнесу, а чиновникам, которые попутно занимаются бизнесом. Ни для кого не секрет, что многие чиновники являются крупными владельцами различных компаний. Это в большей степени рассчитано на тех, кто может показать это, но хотел бы реализовать свои капиталы. Результатом может стать то, что человек может инвестировать в экономику. Как бы мы не оценивали: это плохо или хорошо, в любом случае эти деньги уходят, а так они будут пущены на развитие экономики и создание новых рабочих мест, уплату налогов и др. Поэтому в конечном итоге это будет только плюсом для экономики. Так считает, к примеру, Тимур Назханов, советник председателя правления НПП РК. Государство решило привлечь капиталы из-за рубежа, но и внутри страны у нас еще очень много дыр, из которых утекают деньги. Например, у нас очень плохо налажен контроль за тем,  кому реально принадлежит недвижимость. Сегодня неизвестно кому принадлежащих объектов недвижимости  в Казахстане насчитывается около полумиллиона. И эта проблема висит  на экономике страны не первое десятилетие. Обычные судебные и другие юридические процедуры позволяют сегодня владельцам не только успешно отражать любые поползновения со стороны официальных государственных органов, но и вообще блокировать любые попытки действий в этом направлении. Вот где бы государству поработать, привлечь этот огромный, втуне лежащий капитал в реальную и легальную экономику! Но здесь нужна тщательная, долгая работа, нужен квалифицированный аппарат, поэтому амнистию провести просто технологически  легче. ЛЕГАЛ 1-1 С другой стороны, такой жест "доброй воли" со стороны государства предельно прагматичен и имеет свои несомненные экономические и социальные преимущества. Освобождение от административного и уголовного преследования  капиталов, которые были выведены из официального экономического оборота, должно заметно повысить капитализацию всей экономики, увеличить налогооблагаемую базу, упорядочить финансовые, земельные и имущественные отношения внутри бизнес - среды. Для предпринимателей - также большие плюсы: легализация позволит им теперь, наконец, спать спокойно (с уплатой всех налогов, разумеется). Они получают индульгенцию от прошлых "грехов" по части приватизации, а их, очевидно, было немало. Хотя и декларируется невозможность легализации капиталов и имущества, нажитого преступным путем, многие, очень многие из сегодняшних владельцев особняков, офисов, торговых центров, промышленных баз и прочего добра нажили его далеко не праведным путем…Если покопаться в истории многих состояний, то мошенничество, подделка документов, злоупотребление доверием и прочие "прелести" периода первоначального накопления капитала середины 90-х , да и более поздних годов,  явственно проявятся. Но кому нужна эта тягомотина? Государство предлагает начать отношения с бизнесом и гражданами "с чистого листа". И граждане такое решение не могут не поддержать, ради собственной выгоды. Легализация капиталов и имущества -  это не наше, отечественное "ноу-хау". Налоговые амнистии широко применяются в разных странах, многие из которых являются "маяками" развитой капиталистической экономики. Так, например, в США подобные амнистии проводятся регулярно, причем даже не только на федеральном уровне, но и на уровне штатов. За послевоенные годы их было уже около ста. В 2003-2004 годах назад в Италии прошла легализация скрываемого имущества, когда за два месяца в легальный оборот включились капиталы на сумму более 25 миллиардов евро. Амнистии капиталов и имущества проводятся и в других странах - Франции, Испании. Страны бывшего социалистического лагеря - Польша, Чехия также проводили имущественную амнистию. Подобные же акции регулярно проводятся правительствами Германии, когда в определенное время налогоплательщик может легализовать свое скрываемое имущество и деньги - без наказания, предусмотренного законом. Выгоды легализации для владельца - налицо. Отпадают тысячи ограничений, которые неизбежно сопутствуют нелегальному бизнесу.  Укрепляется доверие деловых партнеров, а значит - и весь бизнес. И, что самое главное - владелец приобретает все права на свои деньги и  имущество, происхождение и законность которого, в ином случае, могут всегда подвергаться сомнению со стороны как конкурентов, так и государства. Он избавляется от уголовного преследования, что пугает всех "нелегалов". При легализации капиталов государственным органам запрещается проводить процессуальные действия, в том числе и уголовное преследование или применение мер административного взыскания, на основании информации, полученной в процессе легализации денег или  имущества. Сегодня закон делает, по сути, только одно исключение при легализации капиталов и имущества - не подлежат оформлению средства, полученное в результате совершения преступлений против личности, мира и безопасности государства, собственности, общественной безопасности и общественного порядка, здоровья населения и нравственности, коррупционных или иных преступлений против интересов государственной службы и государственного управления. Но, как все прекрасно понимают, подобная норма, судя по самой технологии легализации, была введена в закон с чисто декларативными целями или для острастки совсем уж беззастенчивых воров и мошенников.Массового применения она, конечно, не получит. Государство оставило для себя "запасной выход" для различных, могущих случиться форс-мажорных обстоятельств. Пока что, судя по всему, бизнесмены не спешат возвращать в страну «сбежавшие» капиталы, присматриваются, оценивают действия государства. Доверие к нему у граждан пока явно не стопроцентное, многие опасаются негативных последствий. И поэтому для успеха легализации государство должно всемерно укреплять это доверие, которое, в сущности, и является главным звеном вновь создаваемых отношений между ним и гражданами. Многие ждут результатов приватизации заманчивых кусков госсобственности, о которых громогласно заявило государство, хотят посмотреть, смогут ли  они реально вложить свои капиталы в выгодные проекты, или же им  вновь предложат оставить свои деньги в банках, для поддержки последних. Этот вариант их мало привлекает. Государство надеется  амнистией капиталов привлечь из этого, пока еще «мутного» источника от 10 до 12 млрд. долларов. Но многие сомневаются в таком успехе – реально сумма может составить, в лучшем случае, от 3 до 5 млрд. И даже это было бы очень хорошо. Но если не  будет взаимного доверия  - имущество и капиталы опять уйдут в "тень", и тогда уже - надолго, какими бы посулами потом их из нее не выманивали… Дамир Салимов
Оставить комментарий

Финансы

Кипрский шок Кипрский шок
Редакция Exclusive
20.03.2013 - 07:11
Опора на местные кадры Опора на местные кадры
Редакция Exclusive
07.03.2013 - 07:22
Страницы:1 2 3 4 5