Шотландия собирается выйти из Великобритании
Поддержать

Шотландия собирается выйти из Великобритании

Материалы по теме

Жарас Ахметов, экономист

Есть очень важный двуединый вопрос: насколько мы доверяем власти и насколько власть доверяет своим гражданам? Актуальность этих вопросов подчеркивается созданием Национального совета общественного доверия и тем вниманием, которое ему уделяет глава государства.

Казалось бы, это больше тема для политологов и социологов, чем для экономистов, но на самом деле мы не сможем разобраться с тем, как функционирует экономика, как устанавливаются институты, накладывающие ограничения на развитие экономики и формирующие стимулы, если не разберемся с таким элементом механизма общественного взаимодействия, как доверие.

Доверие по Петру Штомпке, это «залог» (уверенность и опирающиеся на него действия), свидетельствующий о том, что неопределенные будущие действия других людей или функционирование оборудования либо учреждения будут нам полезны (Штомпка, 2012).

Таким образом, доверие – это функциональная система, которая активизирует действия индивидов в обществе, делает взаимодействие более эффективным, интегрирует индивидов в группы и общество, стабилизирует общественные отношения в период социальных изменений (Веселов, 2002).

 

Как уже говорилось в предыдущей публикации, у нас в стране нет публичных социологических исследований, проводящих замеры уровня доверия со стороны населения к власти. Поэтому придется пользоваться косвенными показателями.

Один из таких показателей – это уровень теневой экономики. И действительно, чем меньше мы уверены в том, что действия власти принесут нам скорее вред, чем пользу, тем сильнее наше стремление уйти в «тень», спрятать свою деятельность от государева ока. (Это утверждение не касается криминальной экономики, такой как незаконная торговля наркотиками, оружием, краденным и т.д., так как они находятся в тени вне зависимости от уровня доверия к власти в силу своей криминальности).

Посмотрим на данные КС МНЭ РК по доле скрытой экономики в ВВП страны на диаграмме, размещенной на рисунке 1. Скрытая экономика – это вид деятельности, являющийся законным, отвечающий определенным нормативам и положениям, однако производственная деятельность которого намеренно скрывается от государственных органов. Скрытая экономика является составной частью ненаблюдаемой («теневой») экономики.

Можно предположить, что колебания значений связаны как с ужесточением, так и ослаблением контроля со стороны государства, но вряд ли имеют отношение к уровню доверия со стороны предпринимателей к государству. И, если отбросить крайние значения, то можно увидеть, что доля скрытой экономики лежит в районе 11%. Это дает основание выдвинуть гипотезу о том, что и уровень доверия со стороны предпринимателей к власти более или менее устойчив: он не имеет выраженной тенденции ни к улучшению, ни к ухудшению.

Но само по себе все это мало, о чем говорит – важны сравнения. Международный валютный фонд в этом году опубликовал доклад «Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years?», в котором собраны данные по теневой экономике в 158 странах мира за 1991 – 2015 гг. Надо заметить, что оценки МВФ касательно Казахстана отличаются от оценок Комитета по статистике, но нам важны не абсолютные значения, а соотношение показателей с другими странами.

Хорошая новость, которую мы можем извлечь из рисунка 2, — это то, что в Казахстане дела с «теневой» экономикой и доверием к власти обстоят получше, чем в Нигерии. Ожидаемая новость – до Австралии нам еще далеко.

Что означает наша позиция между Нигерией и Австралией, причем к Нигерии мы находимся ближе, чем к Австралии?

Первое – риски инвестиций в казахстанскую экономику, хоть и ниже, чем в Нигерию, но выше, чем в развитые страны. Соответственно, чтобы привлекать инвестиции, мы должны предлагать доходность более высокую, чем в развитых странах. А пока такую доходность может обеспечить только сырьевой сектор. Рост доверия к власти, т.е. уверенности, что ее действия принесут благо предпринимателю, снижал бы и инвестиционные риски, и требования к ним по доходности, а значит, создал бы условия, благоприятные для инвестиций и в другие сектора экономики.

Второе – ожидание скорее вредных, чем полезных действий со стороны власти, ведет к росту коррупционных издержек. Работает принцип: «надейся на лучшее, готовься к худшему». Вступая в неформальные отношения с власть имеющими, предприниматель как бы страхует свой бизнес от негативных последствий действий власти.

Третье – микро и малый бизнес не очень хотят развиваться. Они являются самыми незащищенными и рост масштабов их деятельности ведет к росту рисков потерять свое дело. Поэтому работает принцип: чем меньше, тем незаметнее, а значит надежнее.

Четвертое – даже когда власть искренне хочет что-то улучшить, она не получает необходимой поддержки со стороны Общества, предпринимателей в частности, потому что даже в благих намерениях ищут подвоха.

Таким образом, пока доверие к Власти не вырастет, то и развития несырьевых отраслей экономики особо ожидать не стоит. Конечно, они будут развиваться, мы все же не Нигерия, но не теми темпами, которые хотели бы увидеть.

Важное значение для экономики страны имеет и доверие власти к населению, предпринимателям. В следующей публикации мы покажем, что и здесь не все благополучно и расскажем о негативных последствиях такого недоверия.

Штомпка П. (2012). Доверие – основа общества. М.: Логос.
Веселов Ю.В. ред. (2002). Экономика и социология доверия. СПб.: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского

Материалы по теме

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.