Почему инвестиции в Казахстан падают колоссальными темпами?
Поддержать

Почему инвестиции в Казахстан падают колоссальными темпами?

Не так давно министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек сообщил, что по итогам 2015 года прямые иностранные инвестиции в Казахстан снизились в среднем на 50% в горнодобывающей промышленности, добыче сырой нефти и торговле. Несмотря на все декларации и попытки стать раем для инвесторов у Казахстана это никак не получается. И эксперты считают, что для этого есть вполне очевидные причины – незащищенность иностранных инвесторов, несовершенство судебной системы, а также политическая и экономическая непредсказуемость.

В условиях кризиса и неустойчивости казахстанской экономики риски инвесторов возрастают, соответственно не исключено продолжение резкого падения показателей привлечения зарубежных средств.

Председатель правления «BRB Invest» Галим Хусаинов напомнил, что РК относится к категории развивающихся стран с традиционно высокими рисками, которые сопровождаются как объективными, так и субъективными причинами. Поэтому инвесторы вкладывают только в отрасли, которые имеют достаточно высокие уровни доходов. Раньше к ним относились нефтяной и горнодобывающий сектора. После падения цен на мировых рынках и ужесточения как налогового, так недропользовательского законодательства они потеряли привлекательность. Инвестиции в обрабатывающую промышленность приходят редко и чаще всего под государственные гарантии. Тем более обесценение тенге делает внутренний рынок непривлекательным, а с другими рынками достаточно сложно конкурировать из-за транспортных расходов, отсутствия квалифицированной рабочей силы и высоких административных барьеров.

По словам Галима Хусаинова, для улучшения инвестиционного климата в Казахстане нужно проводить институциональные реформы, направленные на защиту прав собственности, судебную систему, сокращения административных барьеров, улучшение качества образования и борьбу с коррупцией. Нужна либерализация законодательства в области недропользования и трансформация государственной поддержки из адресной на всеобщую, сказал он.

Директор компании Oil Gas Project Жарас Ахметов заметил, что многое зависит от качества институтов, существует и некая неопределенность в правилах игры, которая отпугивает потенциальных инвесторов. Проблемой остается малая емкость внутреннего рынка, что ограничивает потенциальные денежные потоки. Необходимо улучшать условия для внешней торговли, считает он.

Эксперт заметил, что пик привлеченных иностранных инвестиций (ПИИ) в $28,9 млрд пришелся на 2012 год, с тех пор они с каждым годом сокращаются. По расчетам экономиста, ПИИ в последние 10 лет в основном шли в недропользование. Изменилась ситуация на мировых сырьевых рынках, — цены на нефть упали более чем в два раза, сократились и инвестиции. Другая причина в том, что на протяжении всех этих лет государственное регулирование в области недропользования становилось все более сложным, забюрократизированным, что отпугивало потенциальных инвесторов.

«Ряд анонсированных мер по привлечению инвесторов, таких как применение норм английского права, налоговые льготы, возможность размещения зарубежных бумаг вселяет надежду. Но важно провести ревизию всего законодательства, так или иначе касающегося рынка ценных бумаг, начиная с Гражданского кодекса, и заканчивая Законом о секьюритизации. Важно как будет регулироваться движение капитала, какие ограничения будут по финансовым инструментам», — подчеркнул он.

Директор Института экономической политики Каирбек Арыстанбеков считает, что, несмотря на все созданные благоприятные условия в виде Совета иностранных инвесторов и либерального инвестиционного законодательства, в Казахстане сохраняется ряд серьезных факторов, которые отпугивают иностранцев. В их числе масштабное участие государства в экономике или государственное предпринимательство, которое составляет свыше 45% ВВП, высокий уровень коррупции в государственных органах и квазигосударственных структурах, «негласная зависимость» судебной и законодательной властей от исполнительной. Он заметил, что по информации Торговый палаты США, коррупция и регулярные судебные разбирательства в Казахстане серьезно сказываются на интересе американских инвесторов.

Среди других факторов числится компоненты концептуального кризиса, вызванного торможением процесса индустриализации. В частности, в 2010-2014 годах бюджетная политика правительства в основном работала против ГП ФИИР путем возврата НДС в пользу экспортеров сырьевых ресурсов. Заметен и структурный кризис в виде «ножниц» цен между экспортно-сырьевым и внутренне-ориентированным секторами экономики и дисбаланс функций государства. Страна активно погружается в ловушку «недоразвития» после достижения среднемирового уровня экономического развития.

Стоит отметить, что, по информации ООН, МВФ и Всемирного банка, Казахстан достиг среднемирового уровня – около $12 500 на душу населения – еще в 2013 году и теперь снова резко откатился, ВВП по итогам 2016 года прогнозируется в районе $7500 тыс.

Чтобы поддержать устойчивый экономический рост, необходимы дальнейшие, в том числе политические реформы, считает Каирбек Арыстанбеков. По его словам важен обозначенный главой государства переход к президентско-парламентской форме правления. Следует предусмотреть контрольные функции парламента и выборность акимов. По мнению аналитика, это подтверждается мировым опытом: существует группа стран, достигших среднемирового ВВП на душу населения, но не проводивших вовремя политические реформы. Они попали в ловушку «недоразвития» и в дальнейшем не смогли удвоить объем ВВП. Например, Малайзия попала в эту ловушку, в том числе из-за сохранения конституционной монархии и авторитарного режима.

Есть и группа стран, которым удалось вовремя провести политические реформы и войти в число развитых стран либо вплотную подойти к этому рубежу. В их числе Словения с ВВП по паритету покупательской способности (ППС) на душу населения $28 512 (политическая реформа в 1987-1991), Чехия – $27 347 (политическая реформа в 1989-1990), Эстония – $26 052 (политическая реформа в 1987-1991), Литва – $25 374 (политическая реформа в 1987-1991), Польша – $23 273 (политическая реформа в 1986-1990).

«Иными словами, после достижения среднемирового уровня ВВП на душу населения перед страной появляется попутное течение для дальнейшего ускорения экономического развития страны и массированного привлечения иностранных инвесторов, в том числе в обрабатывающую промышленность. Чтобы воспользоваться этим течением, нужно проводить демократические реформы. В то же время данное заключение подтверждается международной статистикой: среди 194 стран мираза последние 30 лет политически свободные страны увеличили душевые доходы граждан в 2,3 раза, частично свободные – на 30-40%, а несвободные – сократили на 35%. Исключение составили страны-нефтеэкспортеры. Что касается формы правления, то в период 1950-2010 среднегодовые темпы прироста ВВП на душу населения в 84 странах с парламентской формой правления составили 2,2%, в 48 странахс президентской формой правления –1,1%», — заключил Каирбек Арыстанбеков.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.