Fitch неожиданно увидело позитив в казахстанской экономике
Поддержать

Fitch неожиданно увидело позитив в казахстанской экономике

Международное рейтинговое агентство Fitch накануне подтвердило долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Казахстана в иностранной и национальной валютах на уровне «BBB» со «стабильным» прогнозом. Рейтинг странового потолка подтвержден на уровне «BBB+», а краткосрочные РДЭ в иностранной и национальной валюте – на уровне «F2».

По утверждению экспертов агентства экономика Казахстана постепенно адаптируется к значительному шоку, вызванному более низкими ценами на нефть и более слабым спросом со стороны ключевых торговых партнеров. Экономический рост возобновляется, а сокращение сильного суверенного баланса, поддерживающего рейтинги, замедляется. Банковский сектор представляет собой существенный неблагоприятный рейтинговый фактор в сравнении с сопоставимыми эмитентами. Более гибкий обменный курс подкрепляет корректировку платежного баланса, и официальные резервы повысились на $3,5 млрд за первые девять месяцев 2016 года до $31,4 млрд. По прогнозам, дефицит счета текущих операций сократится до 2,3% ВВП в текущем году с 3,2% и будет полностью финансироваться за счет притока чистых прямых иностранных инвестиций. Растущие цены на нефть и металлы, согласно ожиданиям, вернут небольшой профицит счета текущих операций в 2017 года. Увеличение чистых иностранных активов государства и сокращение левериджа в банковском секторе будут компенсировать рост чистого внешнего долга небанковского частного сектора, вызванный финансированием энергетических проектов. Это в свою очередь снизит чистый внешний долг до прогнозируемого уровня в 13,7% ВВП в конце 2018 года в сравнении с прогнозируемыми 20% в конце 2016 года и ожидаемой медианой для сопоставимых эмитентов в 0%.

Более низкие расходы приведут к уменьшению общего государственного дефицита по определению МВФ до прогнозных 4,7% ВВП с 6,9% в 2015 году, что было самым высоким значением за 16 лет. Кроме того, прогнозируется сокращение дефицита бюджета республики до 2% ВВП в 2016 году. В сентябре бюджет был пересмотрен, и расходы повышены, чтобы использовать более высокие, чем планировалось, доходы за счет более высоких, чем закладывалось, цен на нефть и улучшения собираемости ненефтяных доходов.

Новый бюджетный план на 2017-2019 годы, основанный на цене в $35 за баррель на нефть, экспортируемую Казахстаном, исходит из постепенного сокращения дефицита бюджета республики до 1% ВВП к 2019 году при условии сохранения роста расходов ниже номинального роста ВВП и прекращения бюджетного стимулирования. Новых мер по повышению доходов не предлагается, и вместо этого правительство планирует улучшить налоговое администрирование и скорректировать налоговые льготы. Ожидается сокращение дефицита общегосударственного бюджета до 2,4% ВВП к 2018 году. В отчете отмечается, что государственные сбережения находятся на высоком уровне, и активы Национального фонда, резервного бюджетного фонда составили $64,4 млрд

Аналитики Fitch считают, что произойдет небольшое расходование средств Нацфонда в течение прогнозного периода до конца 2018 года для финансирования дефицита. Общегосударственный долг прогнозируется на уровне 19,6% в конце 2016 года в сравнении с медианой у сопоставимых эмитентов в 40,3%.Fitch ожидает снижение этого показателя до 15,9% в конце 2018 года ввиду высокого роста номинального ВВП и повышения обменного курса.

Банковская система является неблагоприятным рейтинговым фактором с индикатором банковской системы Fitch на уровне «b». Неработающие кредиты были стабильными в течение этого года и составляли 7,9% всех кредитов на конец сентября. Однако имеются существенные объемы слабо зарезервированных реструктурированных/стрессовых кредитов на балансах большинства банков. Риски дальнейшего ухудшения качества активов связаны с валютными кредитами, которые в настоящее время классифицируются как работающие и которые в основном были предоставлены заемщикам, не имеющим валютных доходов. Государственные взносы капитала в сектор возможны, но вряд ли будут крупными относительно способности суверенного эмитента поддерживать этой сектор.

Вот какую точку зрения по ситуации в банковском секторе Казахстана высказал директор группы финансовых организаций Fitch Ratings Роман Корнев.

«У многих казахстанских банков имеются существенные проблемные малообеспеченные кредиты, под которые не создавались достаточные резервы. Эти кредиты банки продолжают отражать в составе работающих портфелей, несмотря на то, что в большинстве случаев основанием для этого является формальное соответствие заемщиков графикам платежей благодаря реструктуризациям и отсрочкам по погашению основного долга или процентов. Ситуация усугубилась, на наш взгляд, в результате девальвации тенге, которая ударила по огромному массиву валютных кредитов. По состоянию на 30 июня 2016 года валютные кредиты составляли 47% совокупного размера кредитных портфелей сектора в то время как неработающие кредиты лишь 10%. Вместе с тем готовность Нацбанка требовать создания более высоких провизий по потенциально проблемным займам в крупных банках трудно спрогнозировать, поскольку это поставит вопрос об источниках докапитализации. Точечные решения по отдельным банкам достаточно вероятны, на наш взгляд», — сказал он.

Между тем, по данным агентства экономический рост немного увеличится по сравнению с 0,4% за первые три квартала 2016 года к аналогичному периоду предыдущего года. Более низкие реальные доходы, более жесткие условия кредитования, слабая внешняя конъюнктура, снижение добычи нефти и корректировка к внешнему шоку негативно сказались на росте, и государственные капиталовложения и сельскохозяйственное производство обеспечивали основную положительную динамику.

По прогнозам зарубежных аналитиков, темпы роста повысятся до 2% в 2017 году по мере наращивания добычи на Кашагане, ввода в эксплуатацию новых добывающих проектов и роста частного потребления. Крупные инвестиции в энергетический сектор будут поддерживать среднесрочный рост. Тем не менее средний рост в 2016-2018 годы на уровне 1,9% будет существенно ниже среднего показателя в 5,6% за предыдущее десятилетие и медианного показателя для сопоставимых стран в 2,9%.

Стоит отметить, что ранее Fitch назвало запуск Кашагана позитивным фактором для казахстанской экономики. Тогда аналитики отметили, что добыча на Кашаганском месторождении также будет способствовать экономическому росту, по мере того как экономика Казахстана начинает восстанавливаться после снижения госрасходов и девальвации курса национальной валюты вследствие более низких цен на нефть. Влияние на платежный баланс будет не таким значительным в краткосрочной перспективе, так как, несмотря на рост экспортных доходов, также будут увеличиваться и соответствующие выплаты долга, и репатриация прибыли. По мнению аналитиков как и для многих других нефтегазовых мега проектов, запущенных за последние пару лет, будет очень непросто вернуть капвложения в размере более 50 млрд. долл. в Кашаган, исходя из нашего долгосрочного допущения по цене на нефть Brent в 65 долл./барр., несмотря на слабый тенге. По мнению Fitch, есть возможность, что консорциум, куда входят ExxonMobil, Shell, Total, Eni, China National Petroleum Corporation и НК КазМунайГаз «(НК КМГ»), отложит потенциальное расширение проекта или не будет приступать к нему, если не произойдет более сильного восстановления цен на нефть с текущих уровней, с учетом его сложности и более консервативного подхода к мега-проектам со стороны нефтяных мейджоров.

Агентство отмечает, что официальные интервенции на валютном рынке сокращаются, и растет эффективность монетарной политики. При этом по-прежнему высокая долларизация указывает на слабое доверие к национальной валюте и продолжает сказываться на передаточном механизме. Инфляция должна снизиться до высоких однозначных чисел к концу текущего года по мере снижения влияния девальвации относительно 16,6% в сентябре, но останется на пятилетнем среднем уровне в 7,9%

В Fitch назвали факторы риска, которые могут привести к негативному рейтинговому действию:

— недостатки в проводимой политике или длительный период низких цен на нефть, что вызовет дальнейшее ослабление суверенного внешнего баланса;

— материализация существенных условных обязательств для суверенного баланса со стороны банковского сектора.

При этом факторов, которые могут привести к позитивному рейтинговому действию, больше:

— устойчивое восстановление внешних и фискальных буферов;

— шаги, направленные на снижение уязвимости государственных финансов к резким негативным изменениям цены на нефть в будущем, например, за счет сокращения дефицита ненефтяного бюджета;

— устойчивое восстановление экономики, поддерживаемое существенным улучшением делового климата и качества управления и более высокой диверсификацией.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.