Розничные депозиты накануне перемен
Поддержать

Розничные депозиты накануне перемен

Нацбанк принял решение изменить условия для привлечения депозитов физических лиц. Что именно изменится и к чему это приведет? Видимо, к тому, что нам предстоит стать менее беспечными. 

Изменения, которые запускаются в формировании ставок по депозитам физических лиц, стимулируют превращение значительной части депозитов в действительно срочные. Если все задуманное удастся осуществить, то в перспективе будет создана более конкурентная и менее патерналистская модель привлечения вкладов. В ее рамках у депозиторов будет больший набор альтернатив, но и некоторая степень ответственности. В краткосрочной перспективе, если изменения по ставкам на рынке розничных депозитов начнутся уже в ближайшие месяцы, то выиграют крупные банки за счет своего конкурентного преимущества, связанного с более низкой стоимостью фондирования.

Все привыкли к директивам

Председатель Нацбанка Данияр Акишев на прошлой неделе высказался однозначно против прямой зависимости между предельно допустимой ставкой по депозитам физических лиц и базовой ставкой Нацбанка. Подходом регулятора на ближайшее время станет отсутствие каких -либо решений по снижению ставки и, следовательно, поддержание интереса к депозитам в тенге. В то же время, речь идет именно о предельной ставке и теперь банки могут выбирать тот ценовой уровень привлечения депозитов, который оптимален для них. Таким образом, будет создана более гибкая конкурентная модель. Г-н Акишев понимает, что это довольно непривычно для казахстанского рынка, поскольку до сих пор решения, связанные со ставкой, были директивными. Искушение снизить предельную ставку гарантирования вслед за базовой ставкой, очевидно, было весьма сильным, однако предпочтение в итоге было отдано все же запуску рыночных механизмов, определяющих стоимость тенгового и валютного фондирования в этом сегменте.

В то же время регулятор не намерен стимулировать высокие ставки с помощью специальных штрафов или изменений системы бальности, применяемой при отчислении взносов в Фонд гарантирования депозитов.

Другим стратегическим изменением должно стать введение механизмов повышения срочности депозитов. По оценкам Нацбанка, сложившаяся на сегодняшний момент ситуация практически полностью соответствует интересам вкладчиков, которые могут изъять свои депозиты в любой момент, де-факто без каких-либо потерь процентов, поскольку в большинстве случаев неснижаемый остаток является символическим и не влияет на решение об изъятии вкладов. Все это будет происходить вместе с созданием законодательства о депозитных сертификатах. Таким образом, безотзывный срочный депозит может стать и ликвидным инструментом с определенными котировками на фондовом рынке и залоговым обеспечением при кредитовании.

Конечно, как и в случае со ставками, это означает необходимость серьезных ментальных изменений. Как раз депозитные сертификаты, в отличие от депозитов «до востребования», могут размещаться по максимальным ставкам. До какой -то степени повышение реальной срочности депозитов, в случае если система заработает, будет снижать риски банков, связанные с тем, что долгосрочное кредитование часто приходится осуществлять за счет краткосрочного фондирования с одной стороны, а с другой — риски, связанные с опасностью бегства вкладов в периоды высокой волатильности. Одной из острых тем, активно обсуждавшихся в апреле этого года, была возможность » набега» валютных вкладчиков в какой-то момент общей неуверенности. По оценкам обратившего внимание на серьезность гипотетического риска управляющего партнера «Tengri Partners» Ануара Ушбаева, у регулятора не так много возможностей реагировать на отток именно валютных вкладов и такая ситуация потенциально может стать триггером банковского кризиса. 

Доля крупных депозитов с потенциалом ухода в качество очень велика

 Дифференциация ставок по розничным депозитам и их уменьшение крупными банками, очевидно, будут неизбежны в случае изменения макроэкономической ситуации. В частности, снижения стоимости денег и фондирование банков за счет корпоративных депозитов и заимствований на фондовом рынке, которые, как ожидается, возобновятся в будущем году. При этом, условия ухода депозиторов «в качество», несмотря на более низкие ставки, весьма вероятен, с учетом того, что следующий год, скорее всего, станет периодом жесткого стресс-тестирования, необходимости докапитализации для банков второго эшелона, либо их участия в каких -то вариантах, связанных с консолидацией банковского сектора.

 Уровень рейтингов крупнейших казахстанских банков, правда, также не вполне соответствует тренду ухода в качество. Доля розничных депозитов в банках, не входящих в первую десятку, не слишком велика. Возможно, как раз потому, что дифференциация ставок по депозитам в тенге была до сих ограничена.

По данным на 1 ноября 2016 года на первую десятку банков приходится более 88% розничных депозитов. Около 49% всех депозитов приходится на Halyk, Qazcom и Kaspi. После прошлогодней девальвации доля фондирования банковского сектора, связанная с розничными депозитами, выросла из-за высокой доли валютных вкладов и роста ставок по корпоративным депозитам в тенге. В какой-то момент розничные депозиты превышали корпоративные в структуре обязательств четырех из первых десяти банков: Халык Банка, ДБ Сбербанк, ЦентрКредита и Каспи. В ноябрев за счет роста корпоративных депозитов в Halyk число таких игроков вновь сократилось до трех.

 Дополнительную силу потенциальному тренду, связанному с уходом депозитов в качество, придает тот факт, что в розничном сегменте очень велика доля сверхкрупных депозиторов, не попадающих под систему гарантирования вкладов и, как следствие, они могут быть очень мобильными в ситуации нарастающей неопределенности. Причем, изменения могут происходить как внутри первой десятки банков, так и в банках второго эшелона.

Размер ФГД покрывает 15,1% от суммы обязательств по гарантиям

Согласно аналитике Фонда гарантирования депозитов по состоянию на конец третьего квартала «значительную долю всей депозитной базы физических лиц по-прежнему занимают срочные и условные вклады свыше 15 миллионов тенге , которые составляют 55,2%. При этом доля данной категории увеличилась на 2,5% или Т96,6 млрд.»

Срочные вклады от 10 до 15 миллионов тенге, также не попадающие под гарантирование, составили более 330 миллиардов тенге или 4,5% от общей депозитной базы физических лиц. Доля от 5 до 10 миллионов тенге, где не гарантируются суммы валютных депозитов, превышающие 5 миллионов тенге, еще 9,5% от суммы депозитов.

По состоянию на 1 октября 2016 года совокупная сумма гарантийного возмещения по депозитам физических лиц в банках-участниках СГД, подлежащая выплате, составляет Т3,3 трлн. При этом специальный резерв фонда на отчетную дату составляет Т373,1 млрд. без учета средств уставного капитала Фонда. В случае необходимости, Фонд, по решению Акционера может использовать до 70% уставного капитала для пополнения дефицита специального резерва Фонда, который в этом случае достигнет Т494,1 млрд, или 15,1% от совокупной суммы гарантийного возмещения и 6,8% от общего депозитного портфеля в банках-участниках системы гарантирования депозитов. 

Самая главная интрига, возникающая в связи с предлагаемыми решениями в сегменте депозитов физических лиц, состоит как раз в том, насколько сильными и быстрыми могут быть ментальные изменения и как они будут отражаться на ситуации в сегменте? Ведь до сих пор депозиты физических лиц и компаний были защищены в ходе всех реструктуризаций банковских обязательств последнего десятилетия, а размер гарантируемых государственным фондом депозитов – самым высоким на постсоветском пространстве. Очевидно, необходимость принятия вкладчиками осознанных решений должна будет возрастать.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.