пятница, 24 сентября 2021
,
USD/KZT: 425.02 EUR/KZT: 498.17 RUR/KZT: 5.81
Бывший вице-министр финансов Руслан Енсебаев приговорен к четырём годам лишения свободы Генеральной лицензии лишился еще один вуз Казахстана Сенат утвердил новые пособия для людей с инвалидностью В Казани смогут обучаться родному языку в метро Прибыль казахстанских ломбардов составила 19 миллиардов тенге 15 из 100 казахстанцев не могут позволить себе купить две пары обуви В Казахстане рост затрат на науку ожидается не раньше 2023 года У казахстанцев появилась возможность повысить качество предоставления государственных услуг В Латвии запретили использование георгиевских ленточек Куликовская битва: миф или реальность? МИИР собирается субсидировать 10 авиамаршрутов 5 миллионов казахстанцев прошли онлайн-перепись Токаев прибыл в Мангистаускую область 100 субъектов АПК обязаны возвратить в бюджет около 5 млрд. средств Объём казахстанского импорта составил 21,7 млрд долл. США Объём займов на душу населения в Казахстане вдвое ниже, чем в России Сколько тратят казахстанцы на коммунальные услуги? Турция не признает юридической силы прошедших выборов в Госдуму в Крыму В Казахстане одобрены очередные послабления для бизнеса Как будут защищать персональные данные в Казахстане? «Михаил Ломтадзе и Kaspi.kz получили три награды на Kazakhstan Growth Forum» Казахстан в рейтинге устойчивого развития поднялся с 65-го на 59-е место В 2026 году Казахстан намерен отказаться от использования угля Как снизить инфляцию в Казахстане до «докоровирусного» уровня? Международный союз электросвязи при ООН установил новый код +997 def для Казахстана

Место Казахстана на глобальной карте мира

Exclusive.kz проанализировал позиции Казахстана в рейтинге глобальной конкурентоспособности с 2004 по 2017 год и выяснил, что мы не всегда говорим миру правду. Но это пол беды. Мы не всегда говорим ее самим себе.

Напомним, что The Global Competitiveness Index (GCI) рейтинг глобальной конкурентоспособности является основным средством обобщенной оценки конкурентоспособности стран, созданный для Всемирного экономического форума и впервые опубликованный в 2004 году.

Рейтинг конкурентоспособности основан на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний -обширного ежегодного исследования, которое проводится Всемирным экономическим форумом совместно с сетью партнерских организаций -ведущих исследовательских институтов и компаний в странах, анализируемых в отчете.

На данный момент в рейтинге участвуют 138 стран мира.

Во-первых, судя по индексам, то ли премьеры никак не влияют на уровень нашей конкурентоспособности, то ли их эффективность никак не влияет на длительность их пребывания на посту.  Даниял Ахметов, занимавший пост премьера в 2005-2007 годы, поднял место Казахстана с 61 на 50-е. Карим Масимов, возглавлявший правительство с 2007 по 2012 годы продолжил этот тренд, и мы скатились с 61 на 72 место. А вот при опальном Серике Ахметове Казахстан в 2014 году ворвался в 50 конкурентоспособных стран мира.  Вернувшийся Карим Масимов укрепил этот тренд и даже поднял место рейтинге до 42 места. Впрочем, ненадолго – в 2016-2017 году Казахстан опять выбыл из почетных 50-ти стран пока мы на 53 месте. Впрочем, это легко можно объяснить тем, что после девальвации мы были выброшены из приличных обществ по весьма тривиальной причине – размер ВВП на душу населения упал практически вдвое.

Но, надо заметить, что прямой корреляции между уровнем ВВП и нашим местом в GCI нет. ВВП у нас демонстрировал впечатляющий рост почти в восемь раз, а место в рейтинге конкурентоспособности «болталось» между 72 и 53 местом.  Так что деньги, как оказалось, не главное. 

Рейтинг Казахстана по индексу GCI

Рост ВВП и динамика индекса GCI

Данные по ВВП за 2016 год еще не доступны

Парадоксально при этом то, что, судя по отчету GCI, Казахстан показывает в целом положительный тренд практически по всем компонентам индекса. Правда, если исходить из того, что рейтинги компонентов более 50 считаются «недостатками», а менее 50 -«преимуществами» страны, то в последние пять лет мы могли похвастаться только макроэкономической средой, но и это преимущество мы оглушительно потеряли в 2016 году. Еще одна странность: если по эффективности рынка товаров и услуг мы «болтаемся» все эти годы между 80 и 62 местом, то по эффективности труда мы прямо-таки в первой 20-ке. А вот развитие финансового рынка, где, как нам казалось, у нас есть некоторые преимущества, мы разве что менее худшие из плохих. Как мы можем по взаимосвязанным факторам занимать противоположные позиции? 

Давайте тогда разбираться детально. Судя по базовым требованиям, ситуация еще более запутанная.  В   графе Институциональное развитие, мы вроде как очень продвинулись по правам собственности, организованной преступности, и даже по такой странной графе как «бизнес-расходы на преступность и насилие».  Это напоминает вопрос при пересечении границы в США: везете ли вы с собой наркотики, атомное оружие,? Является ли целью вашего пребывания в США организация теракта? Ей богу, буржуи нас совсем за идиотов держат.  А как улучшились наши позиции в области «фаворитизма в решениях правительственных чиновников» - с 100 мы перепрыгнули на 50-е место!  Но все портит «Расточительство государственных расходов» - тут за 12 лет мы продвинулись всего на 9 пунктов с 50 на 41 место. То есть фаворитизма нет, а расточительство есть!  И это еще не все.  В борьбе с «Организованной преступностью» мы тоже поднялись с 103-го на 53 место, а вот «Надежность полицейской службы» почти не улучшилась – было 111 место, а стало 85.  И на десерт: у нас очень высокая «степень защиты инвесторов» - с почетного 36 места мы поднялись на 25.  Как-то не верится.  А вот с эффективность корпоративного управления мы подвели даже несмотря на все усилия по трансформации «Самрук-Казыны» - упали с 67 места на 72.  Вот это больше похоже на правду, тем более, что и с «расточительством госрасходов» у нас все не очень хорошо. 

В общем, там все сложно, поэтому мы решили посмотреть по другим базовым требованиям: Инфраструктура и Макроэкономическая среда. Ну здесь все более или менее логично. В целом качество инфраструктуры улучшилось, но не значительно – за 15 лет на 12 пунктов (85 и 74 соответственно).  Плохо и с дорогами, и с портами, и авиа сообщением. Только качество железнодорожной инфраструктуры глаз радует: с 33 места поднялись на 26.  У нас все отлично с фиксированными телефонными линиями – мы на 4 месте в мире.  А вот с «мобильной связью» почему-то мы ушли с 38 места на 42.

Но потом становится еще грустнее. По балансу правительственного бюджета у Казахстана просто оглушительный провал с 16 места в мире на 108. По валовым национальным сбережениям тоже откат с 12 места на 45. Плохи дела и с инфляцией, растет и госдолг, пусть и ненамного. 

С базовыми требованиями по Здравоохранению и базовому образованию можно смело радоваться тому, что у нас вроде бы нет малярии. А вот заболеваемость туберкулезом имеет пугающую стабильность – за все годы мы продвинулись с 102 места на 106. А вот СПИД мы, кажется, победили (хотя статистика на этот счет говорит обратное). У нас все еще очень высокие для такого размера ВВП показатели младенческой смертности. И мы практически аудсайдеры по качеству начального образования и его охвату – здесь наши позиции только ухудшаются. Как принято говорить, это все, что нужно знать о социальной направленности нашей экономической политики.

Резюмируя эту часть, мы можем сказать, что у нас появилось отчетливое сомнение как в самой методике, так и качестве ее реализации. Слишком много противоречий, а, следовательно, под вопросом и легитимность всего рейтинга.

Продолжение следует...

Оставить комментарий

Финансы

Тяжелый декабрь 2016-го Тяжелый декабрь 2016-го
Николай Дрозд
28.01.2017 - 13:31
Переговорный уик-энд Переговорный уик-энд
Николай Дрозд
23.01.2017 - 16:03
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33