Причуды казахстанского экспорта
Поддержать

Причуды казахстанского экспорта

Объёмы казахстанского экспорта упали в два раза. Что ещё страна может предложить миру кроме нефти и металла?

 

 

Кризис и неблагоприятная конъюнктура мировых цен на сырье серьезно ударили по наезженной экономической политике правительства. В конце лета кабинет министров утвердил программу «Национальная экспортная стратегия Казахстана» на 2018-2022 годы. Государство намерено скорректировать и пересмотреть подходы в работе с теми же экспортерами.

О том, какие практические новеллы содержит новая экспортная стратегия, с чем она сопряжена и от чего объективно зависит ее реализация в интервью Exclusive.kz рассказал экономист-консультант Жанболат Досжанов.

 

 

– Жанболат, недавно официально была принята экспортная стратегия. Что это за документ и в чем помимо даты его новизна? Ведь и раньше были подобные стратегии.

– Раньше была программа «Экпорт-2020», которая была отраслевой подпрограммой в рамках ГП ФИИР, и реализовывалась она с 2010 года. Программа имела небольшое финансирование, и, в целом, по мере приближения к сроку завершения не отражала все внешние обстоятельства. В связи с этим в начале года глава государства дал поручение, разработать экспортную стратегию на страновом уровне, и проработать нужное институциональное и финансовое обеспечение программы.

– Видимо, это всем известные «внешние обстоятельства»?

– Да, дело в том, что в 2010-2014 годах цены на нефть были достаточно высокие, держались на уровне в 100 долларов за баррель. Начиная с 2015 года, цены снизились в два раза. Долгосрочные прогнозы обещают либо сохранение цен на этом уровне, либо даже снижение. В таких обстоятельствах, стране, конечно, нужно расширять приток валюты за счет несырьевых позиций.

– Какова сегодня ситуация с казахстанским экспортом, претерпела ли заметные изменения его структура?

– Экспорт нашей страны, к сожалению, на две трети состоит из сырья, и поэтому обладает высокой волатильностью,  коррелирует с мировыми ценами на нефть и другими видами сырья. Если в 2014 году экспорт товаров составил почти 80 миллиардов долларов, то в 2015 году он резко упал до 46 миллиардов долларов, а в 2016 году сократился до 36,7 миллиардов долларов. Это даже ниже уровня 2007 года. Более того, по динамике данное падение является рекордным за последние  двадцать лет.

Естественно, в такой ситуации необходимо иметь диверсифицированный экспорт, и опираться, прежде всего, на несырьевые товары. Их экспорт составил в прошлом году около 14 миллиардов долларов. Конечно, тут необходимо наращивать экспорт услуг. К сожалению, пока мы импортируем услуг больше, чем экспортируем. При этом, в целом, надо отметить, что за последние 10 лет экспорт услуг вырос в два раза, а импорт снизился, из-за чего отрицательное сальдо также сократилось почти в два раза.

 

 

– Хорошо, но насколько новая стратегия изменит ситуацию?

– Тут вопрос политической воли. Это, прежде всего, исходит из поручения главы государства. В послании он поставил перед правительством задачу – увеличить вдвое несырьевой экспорт к 2025 году, а также продолжить индустриализацию с упором на развитие конкурентоспособных экспортных производств в приоритетных отраслях экономики.

В этой связи Минэкономики разработало Национальную экспортную стратегию Казахстана на 2018-2022 годы. Правительственные программы пятилетние, и в ближайшие пять лет экспорт должен быть увеличен в 1,5 раза, а, если динамика сохранится, то к 2025 году экспорт увеличится в два раза к показателям 2015 года.

— То есть в лучшем случае вернемся к позициям 2014 года. Любопытно, а в рамках стратегии предполагается поддерживать экспорт по определенным позициям или же, как говорится, продаем, что придется?

– Когда разрабатывают внутренние отраслевые программы, то там необходима высокая точность, ибо проблема известна и ее надо решать. Скажем, нет соответствующих производств, хотя есть спрос, то етсь надо стимулировать их создание. В случае экспорта несколько сложнее – некоторые производства нацелены на внутренний рынок, и, только если появился внешний спрос, то необходимо поддержать. При этом работа на внешний спрос недостаточно прогнозируема.

Весь несырьевой экспорт товаров состоит примерно из 700 позиций. Естественно, надо будет поддерживать всех, кто пришел с заявками. Однако, все же разработчики стратегии выделили около 116 «рекомендуемых» позиций. Причем, эти позиции могут меняться ежегодно, если, например, по какой-то позиции экспорт хорошо пошел, и надо наращивать по другим, либо появился внезапно спрос на позицию, которая ранее считалась неперспективной.

– Что такое «перспективно» и «не очень»?

– Разработчики разделили перспективную экспортную корзину на две части – это текущий и новый список. Текущий список включает в себя 76 позиций, по которым экспорт составляет больше одного миллиона долларов в год, имеется устойчивый спрос и рынок сбыта в странах-партнерах, по которым имеется свободные мощности и прочее. А в новый список вошли 40 позиций, по которым экспорт отсутствует или же имеется небольшой, но по этим позициям имеется большой рынок сбыта в странах-партнерах. Этот список, кстати, место связки с инвестиционной стратегией, которая должна поддерживать создание экспортоориентированных производств.

– Назовем какие-то конкретные позиции?

– Согласно стратегии, в текущий список вошли 27 позиций, производимых сельским хозяйством и пищевой промышленностью, начиная от арбузов и дынь и, заканчивая рафинированными маслами и алкогольными продуктами;

– 20 позиций химической и нефтехимической отраслей, начиная от бензола, дихроматов, карбидов, и заканчивая лекарствами, средствами гигиены и полимерами;

– 16 позиций легкой промышленности, начиная от кожи, пряжи, шерсти, и, заканчивая коврами, верхней и нижней одеждой, обувью;

– Десять позиций из отрасли машиностроения. Насосы, холодильники, вентиляторы, трансформаторы, аккумуляторы, нагреватели, телефонные аппараты, тракторы, транспортные средства.

– Две позиции представлены металлами и изделиями из них, а именно – проволока алюминивая и сменные рабочие инструменты;

– Одна позиция – деревообрабатывающая отрасль – упаковочная тара из бумаги, картона, ваты и волокон.

В новый список вошли практически те же отрасли, только дополнены позиции. Допустим, от пищевой промышленности – «овощи консервированные». От химической – новые виды лекарств, различные виды кислот и спиртов, кремний более высокой переработки. По легкой промышленности – «детская одежда», «головные уборы», от машиностроения – «пылесосы», «фонари», «звукозаписывающая аппаратура», различные принадлежности к транспортным средствам. Еще были добавлены по стройматериалам – производство стекла, посуды, различные бытовые изделия из керамики…

– На слух как-то несовременно. Здесь же еще и вечный вопрос конкурентоспособности. А кто будет покупать нашу продукцию и куда предполагается экспортировать?

– Разработчики стратегии определили 27 стран в качестве перспективных рынков сбыта. Исходили из различных критериев, включая, объем импорта в этих странах по заявленным позициям и транспортную доступность грузоперевозок из Казахстана. Затем распределили эти страна по степени приоритетности. Так вот, логично, что наиболее приоритетным будет считаться экспорт в Китай и Россию, как в два самых крупных ближайших рынка. Также высокий интерес представляют Индия, Иран, Турция, Украина, Беларусь, и наши региональные соседи – Кыргызстан и Узбекистан. Есть еще страны умеренного и долгосрочного интереса, но это больше страны Европы и Центральной Азии.

– Что предлагается экспортировать в качестве услуг?

– Разработчики предложили стимулировать экспорт услуг по следующим сегментам – транспортные услуги, финансовые и деловые услуги, туризм, образование, медицина, космические услуги и испытания космических аппаратов. Наибольший экспорт услуг идет по первым трем сегментам, а последние три придется активно и быстро развивать.

 

 

– Как государство собирается поддержать экспортеров? Экспортер в понимании простого человека – и без того обеспеченный дядя…

– На самом деле, у экспортеров проблем множество. В первую очередь, это отсутствие финансовых инструментов. В зарубежной практике, когда экспортер нашел клиента на свою продукцию, то клиенту тут же предлагают возможность купить товар в кредит, что позволяет поторговаться по цене и, естественно, продать больший объем. В развитых странах есть десять наиболее используемых видов финансовых инструментов, а в Казахстане из них было всего шесть. Да и объемы по ним были мизерные, а условия дорогие. Теперь стратегия предполагает использовать все эти инструменты, а объемы финансирования нарастить до 1% от ВВП. Надо заметить, что успешные страны поддерживают экспортеров в пределах от одного до пяти процентов от ВВП. Мы берем в качестве ориентира минимальный уровень. Кстати, сейчас сумма, направляемая на поддержку экспортеров, составляет всего 0,23%, что в 4 раза ниже необходимого минимума.

Также экспортеры не совсем понимали, куда им обращаться, так как организаций, связанных с поддержкой экспорта в Казахстане более десятка. Теперь предполагается, что экспортер обратится в «Казахэкспорт», а тот дальше сопроводит в зависимости от потребостей. Еще у экспортеров всегда были различные внутренние и внешние барьеры. «Казахэкспорт», а также Министерство инвестиций и развития, должны будут выявлять, и устранять эти барьеры. Если нужно,  задействовать потенциал дипломатических структур. Разработчики стратегии заложили хорошую норму – раньше «Казахэкспорту» ставилось требование о прибыльности, из-за чего он вынужден был держать высокую ставку по кредитным инструментам, а теперь достаточно быть безубыточным, что позволит снижать проценты.

– Пока все звучит довольно симпатично, без учета одной хронической болезни – практической реализации и непредсказуемого будущего. Как вы считаете, какие есть риски невыполнения данной стратегии?

– В первую очередь, конечно, это риск организационный. В стратегии заложено, что объем поддержки будут увеличивать, и, начиная с 2020 года, будут направлять финансирование в размере 1% от ВВП. Если же это финансирование не будет выделено, то, естественно, и сама программа не будет выполнена. Во-вторых, это риск раскручивания кризисных процессов в странах-партнерах. Особенно в России и Китае. Это не только снизит платежеспособный спрос с их стороны, но также вызовет наращивание протекционизма с целью поддержать своих производителей. И, наконец, есть риск формального неисполнения. Показатели в программе заложены в долларах США, а, если будет девальвация тенге в указанный период, то понятно, что в долларовом выражении экспорт может сократиться. Останется физический объем.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.