Договором – по лизингу
Поддержать

Договором – по лизингу

ТАМОЖ.5 - 5

С первых дней своего существования Таможенный союз стал темой дискуссий и обсуждений в Казахстане, во всех слоях общества, от политиков, экономистов и ученых до обычных граждан. Высказываются различные мнения, среди которых есть как позитивные, так и негативные оценки. Некоторые считают, что все позитивные последствия создания Таможенного союза пришлись только на Россию и Белоруссию, Казахстану достались лишь все негативные.
Есть и другая, в основном официальная, точка зрения: что Таможенный союз открыл для Казахстана огромные рынки соседних стран, облегчил ведение бизнеса, что он будет способствовать модернизации казахстанских предприятий и прочее. Очевидно, что доля истины есть в обеих этих точках зрения. В любом случае, время покажет, насколько выгоден этот процесс начавшейся экономической интеграции со своими соседями и союзниками.
Не берясь за «глобальные» обобщения, я хочу рассказать о том, как в реальности меняется экономическая практика в результате изменений в законодательстве Республики Казахстан, регулирующего отношения международного финансового лизинга. А эти изменения напрямую связаны со вступлением Республики Казахстан в Таможенный союз.

ТОЛУБАЕВ 1

Финансовый лизинг, как инструмент ведения бизнеса, в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан имеет ряд преимуществ и льгот. Это во- многом облегчает жизнь предпринимателей. Например, финансовый лизинг позволяет предпринимателю обратиться в адрес кредитора, с просьбой приобрести дорогостоящее оборудование на свое имя и предоставить его во временное пользование и владение предпринимателю. Право собственности на такое оборудование остается у кредитора (т.н. лизингодателя); и подлежит переходу к предпринимателю (лизингополучателю) в течение определенного времени, на условиях договора финансового лизинга.
Преимущества использование такого инструмента для предпринимателя состоит в том, что, во-первых, он упрощает поиск финансовых средств для покупки оборудования; во-вторых, лизинговые платежи по правилам налогового учета относятся к расходам предпринимателя и, тем самым, уменьшают налогооблагаемую базу подоходного налога; в-третьих, лизинговые платежи освобождены от налога на добавленную стоимость.
Лизингодателю также выгодно воспользоваться финансовым лизингом, вместо простого кредита на покупку оборудования. Дело в том, что согласно статье 113 Налогового кодекса Республики Казахстан налогоплательщик, в нашем случае — кредитор, имеет право на уменьшение налогооблагаемого дохода, в виде вознаграждения по финансовому лизингу. Более того, если лизингодателем является иностранная компания, даже зарегистрированная в оффшорной зоне, то доход такого лизингодателя, в виде лизинговых платежей, также освобождается от налогообложения — в силу статьи 193 Налогового кодекса Республики Казахстан.
До вступления Казахстана в Таможенный союз в соответствии со статьей 191 (3) Таможенного кодекса Республики Казахстан (который в настоящее время утратил силу) предмет лизинга, входящий в утвержденный Правительством Казахстана перечень, полностью освобождался от уплаты таможенных пошлин и помещался под процедуру временного ввоза на срок, определенный в договоре финансового лизинга. Перечень таких предметов лизинга приводился в Постановлении Правительства Республики Казахстан от 21 августа 2001 года № 1092 «Об утверждении перечня предметов лизинга, к которым применяется таможенный режим временного ввоза товаров и транспортных средств».

ТАМОЖ.3

Стоит отметить, что это Постановление Правительства Республики Казахстан до сих пор не утратило силу на территории Республики Казахстан, однако больше не применяется, поскольку вступило в противоречие с нормами международного права — Таможенным кодексом Таможенного союза. Вероятно, данный документ просто выпал из внимания рабочей группы, которая готовила Казахстан к присоединению к Таможенному союзу.
В соответствии со статьей 17 Закона Республики Казахстан «Об инвестициях» от 8 января 2003 года освобождены от таможенных пошлин технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему. А затем было принято решение Таможенной комиссии от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», по которому технологическое оборудование освобождено от таможенной пошлины до 31 декабря 2020 года То есть, в данном случае нет противоречия между правилами Таможенного союза и внутренним законодательством Республики Казахстан, или, во всяком случае, такие противоречия сняты до 31 декабря 2020 года.
Но появление новых «правил игры» в едином таможенном пространстве трех стран с неизбежностью создает новые правовые коллизии.
Во-первых, существует определенный перечень товаров, которые полностью условно освобождены от таможенных пошлин, вне зависимости от причины их ввоза на таможенную территорию. Перечень товаров перечислен в Решении Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки». Товары, перечисленные в названном перечне, не могут находиться на территории Таможенного союза более одного года. В основном речь идет о личных товарах или товарах, используемых в рекламных целях и т.д.
Во-вторых, срок временного ввоза товаров на территорию Таможенного союза составляет 2 года в соответствии со статьей 280 Таможенного кодекса Таможенного союза. И вот тут те предприниматели, которые успешно применяют лизинг, ставятся «в тупик». Известно, что договора финансового лизинга заключаются в среднем на 8-12 лет, а предметы, завезенные по таким договорам, остаются на территории Казахстана в течение срока службы оборудования. Поэтому, так или иначе, такая таможенная процедура вряд ли применима к товарам, завезенным по договорам финансового лизинга. Но закон – то не делает исключений!
Если следовать его букве, предпринимателям придется полностью оплачивать все суммы таможенных пошлин при ввозе на территорию Казахстана предмета лизинга, т.е. «растаможивать» полностью. Решением Таможенной комиссии от 20 сентября 2010 года № 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур» предусмотрен предельный срок нахождения товара под процедурой временного ввоза, тем не менее, для товаров основного производственного фонда, которые чаще всего является предметом финансового лизинга, такой срок составляет 34 месяца, т.е. 2 года и 9 месяцев.
Отсюда мы видим, что законодательство Республики Казахстан в отношении финансового лизинга, которое изменилось в связи со вступлением Казахстана в Таможенный союз, ухудшило экономическую ситуацию для предпринимателей. Если раньше лизингополучатель мог воспользоваться и налоговыми, и таможенными льготами и преференциями, то сейчас таможенное законодательство таких ничего такого не предусматривает.
На практике у предпринимателей было много вопросов относительного того, как быть с предметами лизинга, которые были помещены под процедуру временного ввоза, до вступления Казахстана в Таможенный союз? Некоторые бизнесмены и их юридические службы писали заявления и обращения в таможенные органы Республики Казахстан, в которых отстаивали свою точку зрения. А именно: что согласно статье 370 (6) Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенная процедура временного ввоза товаров, ввезенных до официального образования Таможенного союза, сохраняется до истечения сроков временного ввоза, установленных при помещении товаров под такой режим. Но их мнения учтены не были – и такой активно действующий инструмент бизнеса, как финансовый лизинг, можно сказать «повис в воздухе».
Здесь я рассмотрел только один из конкретных примеров того, на какие уступки пришлось пойти нашей стране, вступая в Таможенный союз. Однако хочется отметить, что локальные торговые союзы всегда имели место в истории. В качестве примера можно рассмотреть Канадско-Американское соглашение о свободной торговле, подписанное 2 января 1988 года, которое со вступлением Мексики переросло в NAFTA (Североамериканское соглашение о свободной торговле). Торговый баланс и объем инвестиции трех стран от такого сотрудничества ощутимо возрос, даже для такого, относительно «слабого» члена союза, как Мексика. Как правило, свободное движение товара инициирует свободное движение капитала и рабочей силы. Это мы наблюдаем и в Европейском союзе, который является единым рынком. В нем запрещены различного рода ограничения движения товаров и рабочей силы.
В целом предприниматели Казахстана, в рамках Таможенного союза, имеют ряд преимуществ, по сравнению с российскими предпринимателями. Например, по таким показателям как НДС — 12% в Казахстане против 18% — в Российской Федерации. Ставка индивидуального подоходного налога в Казахстане 10% — против 13% в России. Также в Казахстане ставка ИПН на дивиденды равна 5% первые три года, а по истечению трех лет. при выполнении определенных условии, акционеры и участники компании освобождаются от ИПН на дивиденды. Эти различия впрямую влияют на переток капитала и бизнеса в наиболее благоприятные для них регионы. Уже сейчас, к примеру, наблюдается перемещение представителей российского бизнеса в северные области Казахстана.
Таможенный союз не является абсолютной целью, при достижении которой можно остановиться. Это промежуточный шаг, который, надеемся, исполнит свою роль. Именно такая логика лежала в основе создания Таможенного союза. Процесс экономической интеграции должен углубляться. Не исключено присоединение в будущем к Таможенному союзу и других стран СНГ. Но сближение законодательств трех стран, быстрое решение возникающих правовых коллизий помогло бы заметно ускорить и облегчить такую экономическую интеграцию. И, что самое важное – в интересах всех участников.

Олжас Толубаев, Партнер консалтинговой компании PariPassuAdvisory

Exclusive. кz : О том, что Таможенный союз трех стран не оправдал ожиданий, в Казахстане говорят все громче. Равноправного сотрудничества и торговли пока не получается. Специалисты и эксперты с тревогой отмечают, что казахстанские товары вытесняются с российского рынка, тогда как поток российских и белорусских товаров в Казахстан растет, ставя в трудное положение отечественные предприятия. Оказалось, что интеграция — это не прогулки в саду «под ручку», а ожесточенная конурентная борьба.Скептические мнения относительно эффективности такой экономической интеграции с более сильным соседом для Казахстана высказывали эксперты и предприниматели и на проходившей недавно в Алматы Международной конференции по риск — менеджменту. Растет глухая оппозиция Таможенному союзу и внутри страны. Пока население видит только то, что цены на многие товары, в их числе и повседневные, например – бензин, только растут. Растет ропот и среди бизнесменов. Ощущение того, что в этом деле что-то идет не так, как надо, судя по всему, начинает испытывать и руководство страны. Буквально на днях Президент Нурсултан Назарбаев принял заместителя Премьер-Министра Кайрата Келимбетова, и обсудил с ним вопросы дальнейшего совершенствования таможенной и торговой политики страны. Нурсултан Назарбаев отметил, что К. Келимбетов выступает в качестве лица, ответственного за вопросы интеграции на евразийском пространстве.
— С учетом приближения встречи на высшем уровне в конце мая необходимо рассмотреть результаты проводимых переговоров и определить, насколько защищены интересы Казахстана. Также следует проанализировать состояние экономики и темпы ее развития — сказал Глава государства.
Многозначительные слова…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.