Президент Туркменистана начал операцию «транзит»
Поддержать

Президент Туркменистана начал операцию «транзит»

В общереспубликанский прокат выходит киноверсия второго сезона сериала «Казахское ханство» — «Казахское ханство. Золотой трон».

Трижды переписанный 

XV век. Во главе Кок Орды, левого крыла Золотой Орды, стоит хан Абулхаир. Убив правителя Ак Орды – хана Барака (отца Жанибека, одного из основателей Казахской государственности), он вытеснил с престола династию Урус-хана и узурпировал власть в Ак Орде…

Напомним: идея – рассказать посредством кинематографа историю зарождения казахской государственности, — исходила от президента Казахстана Нурсултана Назарбаева.

 – Сказать, что и я, и мой соавтор Тимур Жаксылыков, и режиссер Рустем Абдрашов были рады ей, — мало, — говорит один из авторов сценария, кинодраматург Смагул Елюбаев. —  Эта идея, уже давно витала в воздухе. Заявления некоторых российских политиков о том, что у казахов не было государственности, задевали национальные чувства казахской интеллигенции.

Сценарий исторической киноэпопеи переписывался трижды. К началу 2015 года на базе романа Ильяса Есенберлина «Алмазный меч» появился вариант, синопсис которого был одобрен автором идеи «Казак елi» —  Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.

Рустем Абдрашов изначально рассчитывал снять по этому сценарию 20 телевизионных серии исторической киноэпопеи. Когда в августе 2015 года грянула девальвация, проект был сокращен вдвое.

 На съемочную площадку киногруппа «Казак елi» вышла в сентябре 2015 года.

— Мы были зажаты жесткими временными рамками, сезон уходил,  —  рассказывает режиссер. — Но бог, видимо, любит нас. Зима, к счастью, выдалась мягкой. Эпизод, где батыры (каскадеры группы «Номад» под руководством Жайдарбека Кунгужинова)  форсируют осеннюю Сырдарью (на самом деле — Или), снимался в декабре. Актеры шли по пояс в холодной воде, берег был покрыт инеем. В таких жестких условиях мы работали без остановок до 28 декабря. После нового года сразу вышли на съемки в павильон на киностудии. Холодно, пар идет изо рта, но отодвинуть «на потом» съемки мы не могли. Завтра могло случиться что угодно. Актеры — кто-то из Китая, кто из Монголии, наши — из Атырау, Актау, Караганды… У каждого своя жизнь. Актриса Карлыгаш Мухамеджанова родила во время съемок. Когда вернулась на площадку, работала, что называется, «вслепую». Ее партнер Абулхаир Шайбаншах (Досхан Жолжаксынов) сказал свою часть диалога еще летом, а Рабия, ее героиня, отвечает ему уже осенью. То есть два актера практически не соприкасались на площадке, но в кадре они будто разговаривают и видят друг друга. Роль Жанибека сыграл талантливый молодой актер Еркебулан Даиров, а в роли Керея совершенно неожиданно «выстрелил»  более известный в театральной среде карагандинский актер Кайрат Кемалов. Кроме казахстанских в фильме были заняты и зарубежные актеры. Старшую жену Абулхаира Шайбаншаха Абулхаира сыграла Жанар Сагат из Китая. Монгольский актер играл йоратского правителя Устемира-тайчи.

Не корысти ради

«Казахское ханство» стоило Рустему Абрашову, как и все и другие его проекты, больших нервов. Он утверждает, что это уже стало традицией нашего кино, — делать его не благодаря, а вопреки обстоятельствам.

 — У нас же в стране постоянно какой-то кризис – финансовый или экономический, — не возмущается, а словно констатирует факт режиссер исторической эпопеи.  — Когда я в начале нулевых снимал свое первое фестивальное кино – «Остров Возрождения», днем таксовал, а вечером отдавал заработанные деньги монтажнице с телеканала «Казахстан».

Материал той картины был мой кровный, он про моего отца. Но однажды мне сказали, что поскольку права на «Остров Возрождения» принадлежат «Казахфильму», то картину будет заканчивать другой режиссер. Я сказал, что в таком случае оболью пленку бензином и подожгу и себя, и ее во дворе «Казахфильма». Вот так я начинал делать кино. Но тогда не мне одному было сложно. Многие кинематографисты выживали, как могли, и все равно не бросали профессию.

На киноэпопее «Пути лидера», хотя это и был фильм про президента, тоже были сложности. Продюсер, помнится, ездил в Астану выпрашивать деньги из резервного фонда. Когда снимал «Подарок Сталину», то нашли для фильма отапливаемый углем старый локомотив. Пригнавший его машинист бросил запомнившуюся мне реплику: «Чтобы сдвинуть его с места, каждое утро начинаю с того, что бросаю в топку уголь. Пока еду от одной станции до другой, думаю: «Все! Пишу сегодня же заявление и ухожу». А вернулся вечером домой, выпил стопочку и … утром опять иду на работу и опять те же мысли». Примерно в таком же духе работают и режиссеры. Каждый раз, сталкиваясь  с проблемами и сложностями, думаешь: в последний раз. Проходит недели две-три и снова вступаешь в авантюру под названием «кино», на еще и заражаешь ею и весь коллектив. Правда, выдерживают не все.

В «Казак елi» работало четыре художника-постановщика. Эскизы и раскадровку делал легендарный Сабит Курманбеков. А потом он честно сказал, что устал. Ушел! Следом за ним покинул нас Умурзак Шманов, тоже мастер своего дела. Остались несколько молодых неопытных ребят. Пришлось вспомнить свою первую профессию –  художник кино, и курировать их самому. Еще одна трудность – животные-актеры. Когда пишешь в сценарий «идет великое кочевье», то это одно, а когда начинаешь делать, то становится нереально великой проблемой создавать кадры с участием верблюдов и быков. Их надо кастрировать и обучать таскать на себе грузы, тянуть телеги и арбы. Сейчас уже и нет казахов, которые умеют это делать. Спасибо команде циркового дрессировщика Волкова — помогли.

 … Где граница между личной жизнью и профессией, которой занимаешься? Мне кажется, я больше отдаю себя работе. При этом прекрасно осознаю, что когда-нибудь состарюсь и со мной останется только моя семья. Человеку не так много и нужно, чтобы быть счастливым. Иногда думаю, вот был бы олигархом и жил бы себе припеваючи, и следом мысль — был бы олигархом, то помогал бы снимать, а потом и сам бы ввязался в процесс съемок.  

Иностранный прокат

Параллельно с 10-серийным телевизионным вариантом «Казак хандыгы. Алмаз кылыш» — «Казахское ханство. Алмазный меч» Рустем Абдрашов создал прокатную двухчасовую киноверсию проекта, закрытый показ которого состоялся на Евразийском кинофестивале 2016 года. По словам именитого актера Асанали Ашимова, ставшего одним из первых зрителей «Алмаз Кылыш», «казахский народ может гордиться этим фильмом». Другой авторитетный зритель — президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, посмотрев картину, нашел, что в фильме присутствует хороший национальный колорит. Особенно ярко это проявляется в сценах, где звучит голос степного летописца в образе Асана-Кайгы.

Республиканская премьера киноверсии «Алмазного меча» состоялась 16 декабря 2016 года. В  широкий прокат картина вышла в январе 2017-го. Позже в развернутом виде на экранах телевизоров появился 10-серийный телевизионный вариант «Казак елi жобасы».

— У нас родился здоровый крепыш свыше четырех килограммов, — оправдывал тогда режиссер экранное время киноверсии – 133 минуты. — Но историческая картина имеет право быть емкой в плане повествования. 550 лет аруахи отцов-основателей нации – Жанибека, Керея, Бурундука, Касыма, —  ждали этого, и было бы несправедливо снять полуторачасовой фильм.

И вот теперь выходит на экраны вторая часть «Казахского ханства» — «Золотой трон». Это еще 10 серий и одна киноверсия. Второй сезон насыщен батальными сценами, дворцовыми интригами, ключевыми сценами в ней являются смерть Керея и коронация Жанибека. Съемочный процесс был полностью осуществлен казахстанскими кинопроизводителями без участия иностранных специалистов. В том числе компьютерная графика, светокоррекция, звуковое офоромление и другие работы. Что касается финансирования, то в этот раз к помощи спонсоров прибегать не пришлось: его полностью взяло на себя Министерство культуры и спорта.  

Прокатом киноверсии «Алмазного меча» занималась сама съемочная группа, телеверсии, прошедшей по 31 телеканалу, — Министерство культуры и спорта. Зритель, если судить по отзывам в прессе, принял картину неплохо. Однако бюджет отбить не удалось.

—  Ни одна отечественная картина (тем более – историческая), стоимостью свыше полумиллиона долларов, не отбивает свой бюджет на внутреннем рынке, — отмечает продюсер картины Арман Асенов. — Для этого надо выходить на международный рынок. Сделать нам это помешало одно «но». К сериальной версии «Алмазного меча» у иностранных прокатчиков  интерес был изначально. Однако все они в один голос утверждали, что 10 серии – это не формат, нужны еще 10 серии. Поэтому как только мы заговорили о съемках второго сезона сериала «Казахское ханста», как его изъявили желание купить Китай, Латинская Америка и  Объединенные Арабские Эмираты. Сейчас мы ведем переговоры с ними насчет продажи сериальной версии. России, наоборот, интересна кинопрокатная версия, то есть фильм, а не сериал. Поэтому мы сделали полноценный дубляж на киностудии «Нева-фильм» с той же самой командой, которая дублировала на русский язык «Пиратов Карибского моря» и другие голливудские блокбастеры.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.