Мать нации
Поддержать

Мать нации

ФИЛЬМ 1-1

После просмотра «Курманжан Датка»…

12 октября в Алматы состоялся премьерный показ кинофильма «Курманжан Датка». Бесспорно, лучшее за последнее время творение кыргызских кинематографистов повествует о выдающейся государственной и военной деятельнице, правительнице алайских кыргызов с 1832 по 1876 годы. В народе она также была известна как «Алайская царица», «Королева Юга» и «Мать нации». Эпопея, снятая в лучших традициях кыргызского кино, будит в людях патриотические чувства и призывает к единству. Великолепный сценарий, основанный на реальных исторических событиях, замечательный подбор актеров и их великолепная игра, мастерская работа операторов, это и многое другое не оставляет равнодушным никого. Большое достижение картины — ее свобода от провинциализма, комплексов и оглядок по сторонам, а ориентированность прежде всего на своего зрителя.

Сама идея снять «Курманжан Датка» вынашивалась авторами почти 20 лет, а непосредственно съемки, когда были решены технические, финансовые и прочие организационные вопросы, заняли три года. В них, в общей сложности, участвовали более 700 актеров. И хотя государство на создание картины выделило из бюджета всего 70 миллионов сомов (около 1,4 миллионов долларов), она стала общенациональным проектом, в котором многие артисты снимались бесплатно либо за символическую оплату.

Фильм удался. Об этом можно судить не только по восторженным рецензиям и откликам зрителей (некоторые из них мы приводим ниже). «Курманжан Датка» уже номинирован на соискание престижнейшей премии «Оскар», а десятки стран успели приобрести право на его прокат. Тем и удивительно, что в самом близком для кыргызов Казахстане, вопрос с прокатом киноэпопеи остается в «подвешенном» состоянии. Неплохо было бы и нашим чинам, ответственным за кинопроизводство, на примере «Курманжан Датка» поучиться у братьев-кыргызов, как снимать народные фильмы.

Жандос Темиргали:

— Сегодня с удовольствием посетил премьерный показ нового кыргызского фильма «Курманжан Датка». Нахожусь под большим положительным впечатлением. Над фильмом трудилась целая команда профессионалов, весь цвет кыргызского кинематографа. Чувствовалось, что фильм снят с любовью к Родине и на совесть. А это, на мой взгляд, самое главное. Учитывая текущий подъем патриотизма в братском Кыргызстане, данный фильм, снятый «всем миром», занимает особое место.

Сценарий фильма решает многое — и он хороший, целостный, динамичный, стилистически выдержанный. Нет наигранности и пафоса. Игра актеров превосходная, как, впрочем, и их подбор. Кроме того, на небосклоне центральноазиатского кино зажглась новая яркая звезда — Элина Абай кызы.

У кыргызов сила намыса оказалась сильнее силы денег и алчности. Бюджет фильма составил 1,4 миллиона долларов, что в 24 раза меньше бюджета того же «Кочевника». При этом, сам фильм во многих аспектах даст фору нашумевшему казахскому распилочному блокбастеру. Справедливости ради, не столь внушительный бюджет все же был заметен отсутствием внушительных массовок, которыми, впрочем, и наш кинематограф похвастаться не может. Также весьма пикантным выглядит использование древнетюркского письма в конце 19 века. Но все это мелочи, которые на палитру фильма легли весьма органично. Достаточно удачными выдались крупные планы, смакование деталей, позволяющее зрителю насладиться элементами кыргызской материальной культуры, прочувствовать ее.

Исторический контекст и смысловые основы фильма во многом перекликаются с казахскими, как и национальная культура, ярко запечатленная авторами картины. Период колонизации тюркского мира Российской империей был полон трагических и катастрофических событий. На этом фоне фигура отважной Курманжан Датка, которая символизирует честь и единство кыргызов, стала настоящей «матерью народа», является поистине уникальной.

Словом, фильм по-настоящему удался. Рад за братьев — кыргызов. Замечательная режиссерская работа режиссера Sadyk Sher-Niyaz и оператора-постановщика Мурата Алиева. Кстати, «Курманжан Датка» номинирован на кинопремию Оскар от Кыргызстана в категории «Лучший фильм на иностранном языке». И он достоин Оскара! Надеюсь, что благодаря именно таким картинам весь мир будет иметь представление о нашем регионе.

ФИЛЬМ 2-2

Айдос Сарым:

— Шынымен де ғажап түсірілген кинотуынды екен. Керемет әсер алдық. Фильм шамамен 2 сағат 10 минут жүреді. Қырғыз елін, мәдениетін, табиғатын жақсы суреттеген. Бірақ, басты күші, құдыреті — көпшілікке арналған, ішкі бірлікті арттыруға, халықтың, ұлттың рухын асқақтататын дүние екені көрініп тұр. Жақсы символизмі, рухы, жаны бар кино.

Түсінгенім, біздің прокатшылар әлі де қымсынып, фильмді көрсетуден қашқалақтап жатқан сияқты.

Көруге келген жұрттың барлығы бірауыздан «біздер осы сынды киноны неғып түсірмейміз» дегендей әңгіме айтып жатыр.

Қысқасы көруге тұратын туынды.

Қырғыз бауырларымызды осындай тың дүниемен шын жүректен құттықтаймын!

Мухит Ардагер:

— Хочу сказать по поводу еще так, к сожалению, и непросмотренного широкими зрительскими массами фильма о царице Алая «Курманжан Датка». У нас его в прокате нет. Лишь по одному тизеру и массе отрывков на «ютьюб» уже понятно, что кыргызские кинодеятели, не оглядываясь ни на кого, сказали правду о кровавой колонизации, как она есть. У нас лишь в «Биржан сал», лишь очень тонким намеком, кинометафорой в виде забранной олжа (украденной из-под носа свиты лисы) на охоте эта тема как начата, так и закончена. Дальше, кажется, не решились распространяться на эту тему. Поэтому лишь за одно только стремление к исторической правде в искусстве этот фильм и его создатели достойны уважения.

Куат Домбай

Посмотрел только что кыргызский фильм о Курманжан Датка. До фильма, если честно, не знал о ней. Большое впечатление произвёл как сам фильм, так и информация в Википедии. Особенностью фильма является то, что кыргызы впервые, наверное, для киноискусства Центральной Азии решили осветить вопрос колонизации страны Российской империей. Трагедия, переданная с точки зрения современной незавиисимости, своего рода попытка, наконец, найти национальный ответ коллизиям этой исторической эпохи, которая является для многих из нас своего рода культурным «табу» до сих пор. В кино мы боремся либо с уже несуществующими джунгарами, либо снимаем уже повторные фильмы про Бауржана Момышулы. Ни про хана Кене, ни про ашаршылык — ни слова. А ведь уже двадцать лет как независимы. По крайней мере, были независимы двадцать лет. Этому, вообще –то, есть свое объяснение. Мне кажется, хоть и неправильно приводить сравнения, но казахская история настолько трагична, гораздо трагичнее кыргызской, что если про нее снять объективный фильм, то неизвестно, как это обернется дальше. Хотя, с другой стороны, не страшнее ли отсутствие общенационального восприятия этих трагических периодов умерщвления и гибели двух третей нации? Не страшнее ли культурная пустота целого пласта нынешнего поколения, которая заполняется текущей пропагандой чужих интересов, и теперь либо «колорадствует» либо «вахабитствует»? Возвращаясь к личности Датке — очень рекомендую посмотреть как фильм, так и почитать информацию о ней. Достойная личность. Фильм, который, как я понял, вскоре будет номинирован на конкурс американского «Оскара», и который, скорее всего, никогда не будет показан у нас по центральному телевидению. Хотя жаль – фильм, надо сказать, очень взвешенный.

Мухтар Тайжан:

— Қырғыз бауырларымыз тағы жарады. Бұндай фильмді түсіру үшін шынымен егемен ел болуы керек. Ал біз ше? Бүгінге дейін Кенесары туралы фильм неге түсірмейміз? Жанiбек пен Керей, Қасым мен Хақназар, Тәуке, Есім, Абылай хандарымыз туралы, Бөгембай мен Қабанбай, пір Бекет туралы неге фильм түсірмеске? Келесі жылы Қазақ хандығына 550 жыл толады емес пе? Көрсін, қазақ халқымызда мемлекет болды ма, болмады ма!

Расул Жұмалы




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.