Почему успешное казахское кино с трудом пробивается к отечественному зрителю?
Поддержать

Почему успешное казахское кино с трудом пробивается к отечественному зрителю?

В Алматы вышел в ограниченный прокат фильм «Акын» Дарежана Омирбаева. «Мы все очень переживали, но чудеса случаются: неустанная работа и масса усилий всегда дают свои плоды», – написала в Instagram актриса Гульжан Тузельбаева, сыгравшая в фильме одну из ролей.

Это событие, действительно, можно считать чудом. Какими бы ни были успешными казахстанские фильмы на международных фестивалях, наш зритель не приучен к «умному» кино. Кассу продолжают делать «тойские «комедии, поэтому прокатчики весьма неохотно берутся за арт-хаусные авторские картины.

Мировая премьера «Акына» состоялась в 2021 году на кинофестивале в Токио, где Дарежан Омирбаев был признан «Лучшим режиссером».

– Это фильм о том, как проблематично быть поэтом в мире, который перестал слышать поэзию, – отметил тогда член жюри Крис Фудживар. – Отчасти та же самая проблема сейчас встаёт перед независимыми кинематографистами. Фильм сильно резонирует с теми людьми, кому небезразлично само искусство и то, какой вклад оно вносит в наше человеческое сообщество.

В начале 2022 года фильм был показан на Международном Берлинском кинофестивале. По словам киноведа Гульнары Абикеевой, кинематографу Дарежана Омирбаева свойственен необычный киноязык, строгая выстроенность кадра, минимализм и философское обобщение, поэтому не удивительно, что Берлинале пригласил картину «Акын» в программу «Форум».

– Фестивальное кино – это камертон художественного качества, выразительности киноязыка, мерило новых поисков и открытий, – сказала она. – Никому одна «чернуха» не нужна. На фестивали попадают, прежде всего, фильмы, где бьется интеллектуальная мысль и идут поиски формы. И нас не может не радовать, что в мире так высоко ценят казахстанское кино. Начало этому положила «Казахская новая волна». В советскую эпоху, как известно, наши картины практически не отправлялись на зарубежные кинофестивали. После «Волны» знамя казахстанского кино достойно несет поколение «детей независимости». Наша же задача – киноведов и кинокритиков – отличать хорошее кино от поделок, писать о нем как здесь, так и за рубежом, и в целом поддерживать наш кинопроцесс. До пандемии бокс-офисы от казахстанских картин составляли 30% от общих сборов. Это очень хорошая цифра. И хотя наши прокатные фильмы продолжают критиковать за их качество – мол, что взять с «тойских» комедий, это естественный процесс завоевывания кинорынка. Сначала своего, потом – регионального, далее – больше. Не бывает все сразу. Мы фактически с 2000 года заново начали свое кинопроизводство – с одной картины в год, а с 2005 года – появилась новая прокатная система. Но при этом казахстанское кино всегда занимало и занимает свою стабильную нишу на кинофестивалях. Успех нашего отечественного кино на последнем «Берлинале» был очевиден – три картины в разных программах! Гран-при в программе «Поколение» у «Схемы» Фархата Шарипова, «Акын» Дарежана Омирбаева – в «Форуме» и «Бахыт» Аскара Узабаева – в «Панораме».

Напомним, фильм «Акын», рассказывающий о переживаниях поэта в мире, где поэзия мало кого волнует, поднимает вопросы о роли искусства в обществе в век современных технологий и массового потребления. Главный герой читает книгу про поэта XIX века Махамбета Утемисова и в итоге повествование раздваивается на сюжетную линию классика и современного поэта. Размышляя о трагичной судьбе поэта-мятежника XIX века Махамбета Утемисова, он испытывает глубокое потрясение, понимая, насколько трудной и хрупкой всегда была жизнь поэта.

Сам режиссер не раз в своих интервью рассказывал, что сценарий был написан по мотивам рассказа Германа Гессе «Авторский вечер»: писатель приезжает выступить перед зрителями, а их там нет, не пришли – и все тут. Вторая линия (Махамбет Утемисов) в композиции сценария появилась, когда ему в руки попалась книга, где были собраны документальные материалы, связанные с жизнью и смертью легендарного казахского поэта Махамбета Утемисова. Работа над картиной началась в 2020 году. Съемки фильма проходили в Алматы и Алматинской области, а также недалеко от мавзолея в Атырауской области, где был захоронен Махамбет Утемисов.

Главную роль в картине сыграл солист группы «Жігіттер» Ердос Канаев. Это его кинодебют. По словам режиссера, изначально на эту роль был утвержден другой актер. Позже во время карантина кастинг-директор предложил кандидатуру Ердоса Канаева. По словам Дарежаан Омирбаева, в нем, как в творческом человеке, была внутренняя музыкальность, которая помогла во многих сценах.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.