Русские построили Верный не на пустом месте (видео)
Поддержать

Русские построили Верный не на пустом месте (видео)

Управление культуры акимата Алматы организовало пресс-тур в археологический парк «Боралдайские сакские курганы» в рамках празднования 1000-летия города. Корреспондент Exclusive выяснил, что советская власть специально не позволяла изучать историю казахов, и только силы природы – овраги и реки не позволили уничтожить сакральный памятник.

Комплекс площадью 430 га находится на юго-западе Алматы в Алатауском районе и включает в себя 47 сакских и усуньских курганов высотой от 10 до 14 метров и диаметром от 80 до 150 метров. Сооружения датируются III-VIII веками до нашей эры. На вопросы журналистов отвечал Мурат Нурпеисов – ученый секретарь музейного объединения города Алматы, член президиума Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест.

По поводу некоторых иронических замечаний наших сограждан, считающих, что до Верного здесь не было городов, саркастических реплик в адрес идеи восстановления исторической справедливости и истинной даты основания Алматы ученый секретарь сказал: «Востоковед Николай Пантусов, изучавший Семиречье и проживавший в Верном пишет, что когда пришли русские, эта территория была ухожена. Они застали здесь культивированные плодоносные растения и только реанимировали систему арыков,  ирригационную сетку города, а не создали ее. В китайских источниках говорится о джунгарском городе на месте Алматы, который был уничтожен селевым потоком, и после этого люди здесь не селились. В Казахстане Туркестан – единственный город, который не прекращал своего существования. О Таразе можно сказать то же самое, что и про Алматы, его несколько раз разрушали и восстанавливали».

Ученый в качестве примера восстановления исторической справедливости рассказал как было доказано тысячелетие Казани. «В 2010 году, когда была конференция по поводу возраста Казани, татары очень хорошо обосновали ее тысячелетие. Оказывается, они озадачились этим вопросом давно. В советское время они пришли к академику Рыбакову. Он сказал, что нумизматического материала и других отдельных артефактов недостаточно для определения возраста города. Они (татары — Exclusive) нашли большую площадку в несколько гектар, где был богатый культурный слой. Этим подтвердилось, что город был большим, в нем были свои ремесла и торговля», – отметил Мурат Нурпеисов.   

По словам историка, «Алматы 1000 лет – 100%, потому что имеются археологические артефакты XI века. Другое дело, что сложно определить его центр. Байпаков (ученый-археолог – Exclusive) определяет центр городища в районе погранучилища. На месте современного Алматы город существовал задолго до Верного, первое оседлое поселение Бутакты датируется XVI веком до нашей эры, то есть 3600 лет назад. А по какой методике мы считаем года? Тот же Байпаков, который относит появление Алматы к XI веку, говорит, что оседлые поселения оставались здесь до прихода русских. Но основные города исчезли в XIV веке, и это связано с затуханием «Шелкового пути», походами Тимура и политикой чагатайских правителей, которые не способствовали урбанизации».

Главный научный сотрудник Института археологии имени Маргулана Жолдасбек Курманкулов рассказал, почему в советское время история казахов замалчивалась.

«Раньше никогда не выделялись деньги на изучение нашей истории, не было доказательств древней истории Алматы, поэтому есть скептики. Только в 2004 году благодаря государственной программе «Культурного наследия» начались исследования древних городищ, не только в Алматы, но и по всему Казахстану», — сказал, в частности, Курманкулов.

Руководитель отдела культуры и мониторинга памятников города Алматы Сержан Саров поведал, что: «Если бы не овраги и реки, затрудняющие проезд на территорию исторического комплекса, курганы бы сравняли и построили микрорайон, так же как в «Улжане». А в советское время территорию парка просто засеивали кукурузой».

В непосредственной близости с парком находится воинская часть, с ее территории к вершине главного кургана ведет глубокая автомобильная колея – военные не церемонятся с историческими памятниками и духами предков казахов. С другой стороны перед открытием парка в 2006 году действовал нелегальный глиняный карьер, то есть  наступление естественных речных оврагов на территорию парка усилено рукотворными.

Ученые обеспокоены планами чиновников устроить из исторического и духовного места некий «диснейленд». Единственное предложение по ознакомлению людей с архитектурными памятниками, которое им по душе, сделал архитектор Бек Ибраев –  сделать экспозицию и все сооружения на краю парка, чтобы влияние жизнедеятельности людей на памятники было минимальным.

«Для саков это место было священным, сюда они приходили только для общения с богами, а мы тут собираемся все расковырять все и положить под стекло, чтобы за деньги показывать, как жили наши дядьки. Где рамки цивилизованности, кто более цивилизованный –  саки, или мы, никому же не приходит в голову разрыть могилу деда?», – резюмировал встречу Мурат Нурпеисов.

И будто в подтверждение слов ученого археолога над главным курганом, два косяка журавлей, облетая памятник, сделали нечто напоминающее круг почета.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.