пятница, 23 июля 2021
,
USD/KZT: 425.71 EUR/KZT: 502.08 RUR/KZT: 5.81
Бывший и действующий депутаты судятся из-за выборов в акимы В Казахстане «карантинный беби-бум» Аккумуляторный и фармацевтический заводы планируют построить в СЭЗ Петропавловска Правозащитники: журналистов «прослушивать» нельзя В Казахстане стали больше доверять полиции Активисты: выборы акимов преждевременны и могут дискредитировать саму идею На фоне роста цен падает качество услуг Зависимость Казахстана от импорта продуктов питания растет Многодетные о драке с полицией: «Вместо стула для беременной получили шапалак от СОБР» «Приятного аппетита, но еды нет»: в COVID-госпитале Нур-Султана не кормят больных Голодовка: активисты ДПК провели ночь у департамента полиции Алматы Самые закрытые: Павлодарский, Мангыстауский и Алматинский регионы Митинги против обязательной вакцинации прошли в нескольких городах Казахстана, есть задержанные Языковая полиция появится в Казахстане: для грубых нарушителей введут профконтроль 230 тыс. подписей: в ТОП-3 противников обязательной вакцинации Кокшетау, Караганда и Жанаозен Госпремию в размере 5,8 млн получат 50 лучших научных работников Казахстан на 55 месте из 61 в рейтинге стран по борьбе с изменениями климата Алматинцы выступили против олигархов В Казахстане началась предвыборная агитация по выборам акимов Лесной фонд Акмолинской области уменьшат на 300 гектаров Госдепартамент США: «Полиция способствовала торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации» Транспортный коллапс в Семее Строительство автодорог в Нур-Султане оценили в 10 раз дороже, чем в Таразе МВД будет следить за заключенными за 3 миллиарда БРК стал победителем премии The Global Economics Award-2021

Магия энергии и немного кораллов

Что останется после ЭКСПО-2017 в Астане? Однозначно – большой шар в центре выставки как символ последней капли нефти на земле, и городские скульптурные работы Эндрю Роджерса, Сакена Нарынова и Марка Форнеса.

В Астане началось мероприятие, которое, задолго до начала, не поливал грязью тролинга только ленивый. К слову, один из таких ленивых – это ваш покорный слуга. До сих пор я была абсолютно индифферентна к событию международного масштаба – специализированной выставке ЭКСПО 2017, которая буквально на днях торжественно открылась в столице нашей родины – Астане.

По иронии судьбы, именно меня занесло в самый первый день работы выставки на территорию ЭКСПО, и то, что я увидела, мне понравилось. Я ощутила буквально детский восторг от атмосферы, солнца, высокого астанинского неба, людей в национальных костюмах, счастливых малышей с шариками, запаха кофе из многочисленных кофеен на территории выставки…

Впрочем, все остальное – вполне себе из моих уже зрелых представлений о подобных международных тусовках, которые я успела посетить в неимоверном количестве в разных городах и странах Европы. И надо сказать, что всё на территории астанинского ЭКСПО сделано в соответствии со стандартами, заложенными еще европейцами. Пожалуй, главное, что делает эту выставку очень похожей на другие – это пространство вокруг национальных павильонов.

Пространства в наших городах меняются, как и люди. Глобализация начала вытеснять из культурной городской среды традиционные пафосные памятники, а их место начали занимать так называемые концептуальные скульптуры, в которых главную роль играет идея художника, его философия.

ОО «Евразийский Культурный Альянс» в сотрудничестве с художниками и архитекторами из разных стран мира не первый год развивает идею городского искусства в Казахстане. Наша публика понемногу привыкает к тому, что каждый год в Алматы проводится ARTBAT FEST, который открывает новые имена в паблик-арт, и свежие идеи для городского пространства, которые уже стали частью алматинского городского пейзажа. Мы начали привыкать и принимать то, что еще вчера казалось нам чуждым и непонятным.

Вот и скульптурные работы француза Марка Форнеса ­­– «Коралл», казаха Сакена Нарынова – «Магия энергии» и «Во времени и пространстве», австралийца Эндрю Роджерса – «Раскрывающаяся энергия», в ансамбле они составляют некий новый архитектурный уголок Астаны, в котором присутствует дух глобализации. Вы можете на какой-то миг забыть в каком городе находитесь – в Париже или Нью-Йорке.

Сам Эндрю Роджерс на мой вопрос, насколько постсоветская приверженность к классическому подходу в городском искусстве сегодня гармонирует с абстракцией, которая пришла к нам с Запада, ответил, что на самом деле, мы уже не отличаемся. Благодаря интернету и открытым границам художники и архитекторы и их работы становятся космополитичными.

На сегодняшний день скульптура из бронзы и нержавеющей стали Эндрю Роджерса – «Раскрывающаяся энергия» – одна из самых больших в его творчестве.

Работы Роджерса уже установлены в 52 странах мира, но творить в Астане было особенно сложно, а потому интересно. Необходимо было учитывать силу астанинского ветра, который мог бы легко свалить его необычную скульптуру. Кстати, на сегодняшний день скульптура из бронзы и нержавеющей стали Эндрю Роджерса – «Раскрывающаяся энергия» – одна из самых больших в его творчестве. Вес конструкции 6,5 тонн, в его высота 10 метров, при этом она стоит на крохотном основании и расширяется к небу. По сути, это и есть энергия ветра. Сам художник таким образом пытался передать человеческие эмоции, метафору положения человека в обществе.

Я спросила уже немолодого скульптора, были ли в его творчестве моменты депрессии, застоя. Он ответил, что никогда. Эндрю Роджерс получает огромный кайф и от работы и от жизни. И, пожалуй, это та главная энергия, которая должна двигать каждым из нас.

Скульптура Марка Форнеса «Коралл» поразила меня кажущейся легкостью, и абсолютной передачей структуры морского коралла. Кроме того, любой желающий может пройти сквозь этот коралл, почувствовать себя частью чего-то сакрального, связующим звеном между прошлым и будущим.

Идея скульптуры исходила из функции кораллов, которые живут  сотни лет, являются живыми организмами, способствующими очищению мирового океана от продуктов жизнедеятельности многих морских животных и рыб. Кроме того, кораллы существуют на Земле тысячи лет и сейчас помогают ученым восстанавливать климатическую картину многовековой давности.

Художник как бы напоминает, что человечество ответственно за сохранение природного баланса на Земле и должно бережно относиться не только к одному отдельно взятому представителю морских глубин, но и ко всему Живому, что рискует навсегда исчезнуть в обозримом будущем.

Две огромные и удивительные скульптуры нашего художника и архитектора Сакена Нарынова абсолютно точно отвечают своим названиям – «Во времени и пространстве» и «Магия энергии». Автор много лет работает в жанре импоссибилизм, важной составляющей которого является идея о том, что внешняя сторона объекта также является и внутренней.

Сам художник говорит о том, что состоял в переписке с одним из учеников Эйнштейна, и, по его мнению, Вселенная имеет именно неевклидову форму пространства. Время материально и может вмешиваться в события, подпитывать их энергией или, наоборот, забирать энергию.

Фото: Виктор Магдеев

Оставить комментарий

Культурная среда

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33