Ремесло спасет мир
Поддержать

Ремесло спасет мир

Елена Невердовская

С наступлением третьего тысячелетия постоянно происходят события, коренным образом меняющие отношение человека, человечества к миру. 11 сентября 2001 года мир не только стал мириться с другими нормами безопасности, правилами жизни, но и начал относиться к собственно жизни с большим пиететом. Финансовый кризис 2008-го заставил человечество всерьез задуматься о гонке перепроизводства, о безумстве голого потребления. На повестке дня встал вопрос о бережном отношении к тому, что имеем, об экономном расходовании того, что получили и что забираем у природы, то есть — о разумном потреблении. И, наконец, последние события: землетрясение в Японии, цунами и атомная катастрофа, еще раз и основательно встряхнули всех и утвердили в уверенности, что курс на партнерские отношения с окружающим миром, правило «не навреди», ставка на разумное потребление — не прихоть балованного дитяти цивилизации, а условие выживания.

Конец эпохи «мир как супермаркет»
Еще недавно казалось, что супермаркет был, есть и будет, конец частных лавочек был предрешен, глобальные производители текстиля, вроде H&M, заполонили все рынки, а сеть McDonald’s гарантировала неизменность «кулинарных наслаждений» по всей площади земного шара. Но вот уже отмечено: знаменитые дискаунтеры, предлагающие потребителям дешевые товары и продукты по очень низким ценам, несут потери; вместо лавочек открываются магазинчики деликатесов, McDonald’s вынужден работать над собственным имиджем, имитируя для посетителей «ресторанную эстетику», а не общепит. Хлебу длительного хранения из супермаркета жители Европы начали предпочитать продукты традиционных хлебопекарен или новомодных булочных движения slow backing. Биомагазины в больших городах переживают бум, а в пригородах и провинции все больше становится приверженцев движения slow food.
Возможно, для того, чтобы отразить свой «интернациональный характер», многие слагаемые этого самого разумного потребления носят англоязычные названия, хотя были основаны в разных странах. Движение slow food (медленная еда, в противовес fast food — быстрая еда) основано итальянцем Карло Петрини в 1989 году. Последователи этого направления предлагают уважать культуру еды каждого региона, следовать ритму смены времен года, ответственно относиться к окружающей среде. В 2003 году в Германии появилась инициатива slow backing (медленное хлебопечение), призывающая отказаться от промышленных смесей, химических ускорителей процесса брожения и готовых замороженных полуфабрикатов. Общая тенденция: более качественные и натуральные продукты, мера вместо чрезмерия.
Естественно, что такая тенденция — экологической ответственности потребителя — наличествует не только в «кулинарной» области. Другие сферы деятельности оказались также затронуты. Например, дизайн. Промышленный дизайн, дизайн интерьера и одежды — тут движение носит наименование sustainability (рациональность). И это не просто движение — это насущное требование времени: относись рачительно к ресурсам, будь честен с людьми, думай о будущих поколениях. А это означает: настало время производить вещи качественные, честные, эстетичные и долговечные.

Честные материалы и честные технологии
Массовый продукт не может быть долговечным. У него не та философия, он изначально изготовлен с расчетом на мусорный бак. Разумный потребитель, предпочитающий готовить еду из региональных продуктов или из собственного огорода, не потерпит в доме таких «одноразовых» предметов обихода. Он захочет иметь вещи индивидуальные, выражающие его жизненную позицию, честные вещи из честных материалов. Этот спрос на «особые продукты» способствует развитию этического дизайна и возрождению традиционных ремесел, ведь именно в национальных ремеслах мастера работают испокон веков с честными материалами: глина и дерево, металл и камень, кожа и шерсть. И с честными технологиями.
Почувствовав эту тенденцию, многие, работающие в сфере производства предметов потребления, будь то мебель, аксессуары или одежда, обратились к национальному достоянию. Бразильские дизайнеры братья Кампана позаимствовали у народной культуры способность преобразовывать материалы, которые попадают к ним в руки, в стильные вещи. Испанский дизайнер Патриция Уркиола использовала чужеродный художественный язык при создании своих диванов для итальянской фирмы Moroso. Немецкая фирма Cor выиграла в 2010 году конкурс на лучший инновационный продукт со своим марокканским диваном.

Восточный и западный путь
Разумное потребление отсылает нас в то время, когда промышленности еще не было и в помине. Когда вещь создавалась с расчетом длительного пользования и функциональности, она была цельной и необходимой. В индустриальных странах эта взаимосвязь в погоне за выигрышем была постепенно утеряна. Дизайнеры, работающие над проектированием продуктов потребления, вынуждены зачастую выдумывать велосипед заново: еще одну форму, еще один стул и т. д., в то время как разумно обратиться за опытом к народной культуре, к архаике. Формы многих предметов отшлифованы опытом нескольких поколений, благодаря этому они и пережили века.
Сейчас, когда назрела необходимость разумного потребления, решение видится во многом в сочетании архаики и модерна, честных материалов и новых технологий.

Движение от ремесла к дизайну.
Сатиендр Пакхале, индийский дизайнер, живущий в Амстердаме, принадлежит к таким дизайнерам, пришедшим к формальному от практического. Один из наиболее успешных дизайнеров последних лет назвал свой путь «восточным путем в дизайн» в противопоставление западному. На открытии своей выставки «Начала» в январе 2009 года он сказал: «В развитых странах то, в чем ты нуждаешься, можно найти в магазине и купить, у нас в Индии — ты должен сам это сделать. И то, что я когда-то мастерил в детстве, мои игрушки, не сильно отличаются от тех вещей, что я делаю сейчас. Основное отличие в том, что сегодня это — продукты. Нужно черпать из корней, многие мои дизайнерские объекты имеют своей предтечей архаические, иногда даже культовые предметы утвари». Пакхале называет себя номадом, кочевником, но кочевником ментальным, свободным от жестких западных культурных уз.

Номадические культуры
Архаическое наследие кочевников с точки зрения современного дизайна может полагаться бесценным. Это разумное сочетание формы и функции. Западный мир, уже не просто знакомый с японской или марокканской культурой, но оформляющий в такой эстетике свое жилье, только начинает знакомиться с культурой Казахстана и Средней Азии. Диван Фергана Уркиолы, орнаменты которого, скорее, напоминают украинские рушники, — тому пример. Подлинные аутентичные предметы — ковры, керамика, изделия из кожи, ювелирные украшения — наделены особой притягательной силой не только благодаря новизне, но и нетронутой архаичности.
Один ковер-ширдак, привезенный из туристической поездки в Кыргызстан, инициировал создание фирмы Karpet. И вот уже несколько лет швейцарцы — директор фирмы Рогер Ренггли и искусствовед Ноэми Хааг — колесят по аулам Восточного Кыргызстана, собирая старинные ковры и заказывая умельцам новые. В Швейцарии и Германии особенно ценится честный материал — войлок, натуральные краски — свекольный сок и луковый отвар и — скрытый мистический смысл архаичных орнаментов. По их мнению, подобные ковры не только гармонично вписываются в дизайн современного интерьера, но и оделяют хозяев древней энергией, скрытой в рисунке.
Архаическая энергия нужна, чтобы научиться выживать в неустойчивом мире, подверженном природным катаклизмам, экологическим катастрофам и экономическим кризисам. Дизайн должен в этом помочь — так видят свою задачу дизайнеры. В решении насущных проблем, а не в создании краткосрочных статус-символов. Именно поэтому специалисты, работающие в настоящий момент над созданием объектов, нуждаются в подпитке из архаического мира, из мира народного декоративно-прикладного искусства.

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.