Звездная полоса
Поддержать

Звездная полоса

Ольга Никушкина

В Алматы 10 ноября в Центральном выставочном зале открылась выставка «Созвездие имен», объединившая в одной экспозиции несколько частных собраний живописи и графики. Выставка посвящена 20-летию независимости Казахстана.

Мероприятие в какой-то степени показательное в своем жанре и к тому же предоставляющее хорошую возможность увидеть не только обязательный набор звездных имен изобразительного искусства Казахстана 1940–1990-х годов, но и не хрестоматийные работы малоизвестных художников региона.
Кураторы использовали пространство по максимуму: в рамках одной экспозиции в не очень большом зале им удалось разместить более трехсот работ. Несмотря на некоторый сумбур, пестроту стилей и локализацию работ по принципу «стенка на стенку», важно не забывать, что мы имеем дело с произведениями по-настоящему замечательных художников. Поскольку каждая коллекция — всегда неповторимый сплав любви к искусству и собственных представлений о нем, то споры о том, чего же здесь больше, оригинальности, душевной широты или продуманной стратегии коллекционера, носят риторический характер.
Благодаря «Созвездию имен» можно посмотреть коллекционного Сергея Калмыкова — несколько его работ вполне музейного уровня, классические полотна Жанатая Шарденова, чудесного Виктора Шутекова, сильнейшую коллекцию графики и замечательные работы художников Узбекской ССР. К числу раритетов можно отнести и работы Леонида Брюммера, Виктора Шутенкова, Валентины Кузнецовой, Татьяны Фроловой, Валентина Антощенко-Оленева.
В плане воспитания чувства прекрасного эта выставка обязательна для посещения. Специально к выставке выпущен каталог.

Юрий Маркович, куратор выставки: «Сегодня за спиной художника стоят три большие силы: музеи, галереи и бизнес. Кому из них отдать предпочтение с точки зрения инвестиции — большой вопрос. Я лично вижу смысл в трансформации данного частного собрания в коллекцию корпоративную, возможно, из нефтяного или финансового сектора, так как присутствие значимых имен придает любой компании массу дополнительных плюсов, а редкие произведения соответственно поднимут статус-кво в глазах клиентов и друзей данного субъекта рынка. Хотя, как сегодня принято говорить, возможны варианты».

Надежда Полонская, искусствовед: «Художники, обогатившие казахстанское искусство, занимают достойное место в нашей коллекции — Салихитдин Айтбаев, Алексей Бортников, Борис Пак, Александр Дроздов, Андрей Дячкин, Альберт Гурьев, Иван Квачко, Юрий Шнейдерман, Виктор Крылов, Елена Бейсембинова, Уке Ажиев (всех не перечислить!). Среди них мелькают драгоценными зернышками имена художников, вышедших по признанию их творчества за границы своего региона, — Евгений Сидоркин, Урал Тансыкбаев, Семен Чуйков».

Ирина Козлова, коллекционер: «Эта выставка объединила не коллекции, а коллекционеров. Собралась инициативная группа коллекционеров, которая решила представить собранные ими работы на суд зрителей. В советские времена был такой лозунг: «Искусство принадлежит народу», — и это на самом деле истина. Конечно, нельзя сравнивать коллекции между собой, потому что каждый коллекционер имеет свое направление и свои пристрастия. Эта выставка формировалась не вокруг какого-то имени или произведения, она состоит из блоков. Например, здесь целая стена с работами Сергея Калмыкова. Это, наверное, изюминка выставки. Калмыков — известный автор и у нас, и за рубежом. Очень много коллекционеров, которые собирают его работы. Несмотря на то что у нас существуют частные коллекционеры, у которых есть свои шедевры, эти произведения не должны быть закрытыми. Во всем мире частные музеи очень развиты, и мы хотим, чтобы у нас это направление тоже развивалось. Искусство — непреходящая ценность, им надо заниматься и вкладывать в него деньги».

Шынар Сужикова, коллекционер: «У меня не большая коллекция, но я ценю просто каждую-каждую работу, люблю свое собрание. Именно поэтому хочу поделиться этой радостью со всеми, чтобы другие тоже получили удовольствие. Все работы, представленные в этой экспозиции, показывают очень серьезный уровень мастерства казахстанских художников. Конечно, любая коллекция требует постоянной заботы. Я сразу хочу оговориться: я не предприниматель, не олигарх для того, чтобы приобрести работу, откладываю деньги, коплю, договариваюсь. Безусловно, ценность коллекции с годами только возрастает, это такое же беспроигрышное вложение, как и недвижимость. Мне интереснее собирать живопись и графику. В моем собрании есть и графика, и скульптура, которую я очень люблю, но для души большее значение имеет, конечно, живопись».

Досым Кадырбаев, коллекционер: «Здесь есть пара работ из моей коллекции, в том числе «Завод» Шарденова. На мой взгляд, это не самая показательная его работа. Мне лично очень нравятся его ранние работы, прибалтийский пейзажи, портреты — не пастозные работы, которые все любят и ценят, а более ранние: в них он раскрывается как трогательный и очень тонко чувствующий художник, не такой спесивый. Сожалею, что здесь нет тех работ, которые я сейчас больше всего люблю и которыми серьезнее всего интересуюсь: это работы малоизвестных художников 40–50-х годов прошлого века. На этой выставке я отметил художников, которые для меня стали откровением: Борис Брынских и Игорь Ужинский. Меня их работы поразили свежестью и оригинальностью: этих сюжетов уже нет, в них очевидны качество и школа, эти произведения благодаря своей универсальности и сейчас выглядят очень свежо и актуально. Когда я вижу какие-то произведения, которых нет у меня, я не испытываю сожаления, этот момент уже прошел. Когда я вижу работу, она мне нравится и я перехожу к стадии «удаленного наслаждения», я уже могу смотреть на нее, не испытывая желания обладать ею».




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.