Тяжкий путь познания
Поддержать

Тяжкий путь познания

   Более 100 успешных казахстанцев поделились своим мнением о том, что такое успех и насколько он зависит от образования.

   Провести это исследование нас вдохновил рассказ Эдвардса Деминга, американского автора японского чуда.   Он участвовал в исследовании Уильяма Дилла во время его работы деканом высшей школы менеджмента Нью-Йорского университета. Они провели исследование выпускников, окончивших эту школу 5 и более лет назад по следующим направлениям: каких успехов они добились и что лежит в основе их успеха. Один вопрос звучал так: оказал ли кто-нибудь из учителей влияние на вашу жизнь? Если да, назовите его имя. Обнаружилось, что почти все студенты называют имена лишь шести конкретных преподавателей, с которыми они соприкасались. Более того, каждый, кто дал положительный ответ, вспомнил имя своего учителя. К сожалению, признание пришло слишком поздно. Декан не предпринял никаких усилий, чтобы удержать этих шестерых учителей и ни один из них не был признан «Лучшим учителем года».

   Exclusive.kz опросил 102 человека с похожими вопросами. При этом мы сознательно выбирали людей, чей успех измеряется не столько размером состояния или социальным статусом, сколько гражданской активностью.  В нашем списке ведущие бизнесмены и правозащитники, журналисты и музыканты, медики и социологи, экономисты и чиновники. Ими оказались выпускники школ из самых разных регионов Казахстана. Поэтому, по крайней мере можно сделать первый вывод:

   Чтобы быть успешным, не обязательно учиться в престижной школе крупного мегаполиса.

   Говорят, сложнее всего отвечать на самые простые вопросы. Поэтому, для нас прежде всего важно было понять, что такое успех для наших соотечественников? Отличаются ли наши представления от успеха от тех, которые превалируют в других обществах? Если вы наберете в гугле запрос: «успех – это…», то даже википедия выдаст вам ссылки на одноименные романы или названия населенных пунктов. Другие ссылки в лучшем случае дадут вам множество цитат, где «успех» будет трактоваться либо как карьерный и/или финансовый успех, либо как достижение цели  и т.д. Следовательно, определение успеха терзает многих. Поэтому, прежде чем понять, успешны ли вы, необходимо сформулировать его определение для каждого из нас.   

   Итак, мы поставили перед своими респондентами очень сложный вопрос: Что такое успех, по Вашему мнению?

   Нас порадовало, что мы не обманулись в ожиданиях. Приводим  наиболее упоминаемые определения по мере убывания: самореализация, востребованность, признание, удовольствие от работы, способность начать все сначала после неудач, служение обществу, сочетание знания и опыта, независимость, самодостаточность, профессионализм, достижения и известность в профессиональных кругах, умение быть счастливым, любовь к своей профессии,  осознанное достижение цели, финансовое благополучие. Мы позволили себе сформулировать второй вывод:

   Успех – это прежде всего самореализация и признание, невозможные без упорного труда и веры в себя даже после поражений.

   Все чаще мы осознаем условность школьных оценок. Можно быть круглым отличником, но так и не суметь применить эти знания в жизни. Скорее, они отражают либо нашу усидчивость, либо способность воспринимать и транслировать знания в определенное время. Тем не менее, эти цифры оказывают огромное влияние на нашу самооценку. Не говоря уже о том, что они определяют то, как к нам относятся окружающие.  

   Но еще более важно то, что выяснилось, какое колоссальное влияние оказывают школьные преподаватели на нашу жизнь. Каким образом? Самым разным. Одни вдохновляли и заражали своей любовью к предмету, другие заставляли верить в себя, а некоторые плохим отношением вызывали желание доказать свою состоятельность.

   Именно в школе формируются все предпосылки для самореализации человека, а следовательно – его успешности.

   Вся концепция существующего образования в Казахстане нацелена на то, чтобы дать максимум знаний ученику. Однако, когда мы спросили своих респондентов о том, какие качества должен прививать преподаватель для того, чтобы воспитать успешного человека, то мы не нашли ни одного ответа о том, что это должны быть фундаментальные знания по геометрии или литературе. Это был сугубо ценностный ряд:

  • Ответственность;
  • порядочность;
  • самостоятельность;
  • лидерство;
  • эффективность;
  • любовь к родине;
  • критическое мышление;
  • свобода в выражении мнения;
  • инициативность;
  • креативность;
  • профессионализм;
  • умение слышать оппонента;
  • любознательность;
  • открытость;
  • доброта, любовь к жизни;
  • коммуникабельность;
  • умение адекватно оценивать свой уровень;
  • быстро и четко выделять главные и вспомогательные мысли в учебном материале;
  • способность анализировать;
  • активная жизненная позиция;
  • вера в свое предназначение;
  • амбициозность;
  • пунктуальность;
  • трудолюбие и т.д.

   Примечательно, что наши успешные соотечественники очень часто акцентировали внимание на способности человека допускать ошибки и начинать все сначала. Все больше современных мыслителей вспоминают эту привилегию, которой дорожили древние мудрецы.

   Только один из наших героев сформулировал задачу учителя следующим образом: «Дать инструменты и навыки как ими пользоваться… Но самое важное, определить, к какому типу задач, проблем это относиться. Так и в бизнесе, так и в жизни. Давать не столько знания, сколько навыки добывать эти знания, навыки решения задач, структурировать любой процесс. Навыки работы и решения задач в экстремальных ситуациях… Смотреть шире, видеть дальше школьного учебника»

   Вы впечатлены той масштабностью задач, которые стоят перед учителем? Теперь самое время вспомнить, сколько мы им за это платим. Средняя заработная плата в сфере образования — 92 тысячи тенге. Это минимальный показатель среди всех отраслей экономики и на 35 процентов ниже среднего показателя по стране.

   Таким образом, формальные критерии оценки эффективности учителя абсолютно противоположны тем, которые актуальны для его клиента – ученика. И в этом — фундаментальная ошибка системы образования.

 Сейчас наш портал формирует перечень школ, в которых внедряются инновационные методики образования. И знаете с чем мы столкнулись? С тем, что в своем подавляющем большинстве только частные школы могут позволить себе эту роскошь. Это значит, что сотни тысяч наших детей изначально поставлены в неравное положение с теми, чьи родители более обеспечены. Безусловно, можно возразить, что «талант всегда пробьет себе дорогу». Но тогда подавляющая часть усилий человека может уйти на то, чтобы «пробить себе дорогу», вместо того, чтобы максимально себя реализовать.

   Все больше людей приходят к пониманию того, что доминирование технократических ценностей над гуманитарными привело к кризису общечеловеческих ценностей. Это явление имеет корни в индустриализации, когда западные экономики перешли на техноемкие модели роста, что увеличило спрос на так называемые STEM-навыки (аббревиатура от английских слов: наука, техника, инженерия, математика). Как следствие, системы образования стали уделять гораздо меньше внимания гуманитарным дисциплинам.  Результатом стала цепная реакция разрушения базовых этических норм, которые привели к системным катастрофам: начиная от разрушения экологии и заканчивая институтом семьи.

   Ложное допущение о том, что диплом гуманитария менее ценен на рынке труда двадцать первого века, чем диплом в области STEM, привел, как ни странно, к такому серьезному побочному эффекту как глобальный кризис доверия к государству как институту в целом.

   И наконец, превращение образования в товар и предмет рынка в последние десятилетия вызывает в памяти фразу из «Анны Карениной» Льва Толстого: «А это франтик петербургский, их на машине делают, они все на одну стать, и все дрянь».

   Превращение знаний в товар приводит к тому, что нынешние выпускники не столь уж незаменимы: им можно найти замену с помощью той самой «машины», которая их произвела.

   Совокупность этих изменений помогает объяснить появление нового класса избирателей: высококвалифицированных, высокооплачиваемых и плохо разбирающихся в основополагающих человеческих ценностях. Это явление, как никакое другое, отражает кризис  образования.

   Не так давно exclusive.kz совместно с Фондом инновационного образования Qadam провел экспертный опрос 74 представителей системы образования и независимых отраслевых экспертов. Его главной целью было определение тех критериев, по которым можно оценить качество преподавания. Так вот интересно, что сами преподаватели качественные критерии, такие как подготовленные победители олимпиад и конкурсов и творческие разработки учителя оценили выше, чем высокие результаты обучающихся.

   Вполне ожидаемо, что большинство экспертов назвали крайне низкую оплату труда учителей основной проблемой казахстанских школ – 79%.  Отсюда и второй фактор — нехватка квалифицированных педагогов – 68%. И третий аспект, указывающий на проблему менеджмента в образовании — бумажная волокита – 60%. Нужно сказать, что все эти три проблемы были подтверждены и на фокус-группах, которые проводились в ходе исследования. А ведь экономическая стоимость решения этих трех проблем не столь уж и высока и, скорее связана с проблемой управления. Впрочем, надо отметить, что все перечисленные вопросы имеют только одно решение – эффективный менеджмент.

   Но что же думают люди, которые так или иначе состоялись о том, какими главными качествами должен обладать хороший школьный учитель? Судя по нашему опросу, это опять характеристики, относящиеся к ценностному ряду: 

   Любовь к детям, индивидуальный подход к каждому, способность увлечь ученика, профессионализм, свобода мышления, способность привить своим ученикам мыслить нестандартно, разглядеть талант в каждом из учеников, СТРАСТНО любить свое предмет и т.д..

 «Я  часто вспоминаю слова моих учителей……» Вот такими должны быть учителя».

   По официальным данным, сейчас в Казахстане не хватает около 5 тысяч учителей. В стране ежегодно растет количество школьников. К примеру, в 2015 году в первые классы пошли 336 тысяч детей, в 2017 году –   более 370 тысяч.

   По данным Центра прикладных исследований «Талап», сейчас в школах Казахстана обучается 2 миллиона 800 тысяч детей. По прогнозам, через пять лет число школьников возрастет до трех с половиной миллионов. Между тем, в школах насчитывается 325 тысяч учителей, за пять лет учителей стало больше лишь на 38 тысяч человек.

   Таким образом, людей, от которых зависит успех нации, становится все меньше, их труд плохо оплачивается, они дезориентированы. А это значит, что стать успешными нашим детям будет гораздо сложнее, чем нам.

 

 




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.