Facebook и другие: как защитить персональные данные?
Поддержать

Facebook и другие: как защитить персональные данные?

Ведущая мировая социальная сеть под ударами критики. Международные эксперты говорят, что Facebook и другие платформы коммерчески злоупотребляют доверием пользователей и предлагают свои практические решения.       

Крис Хьюз, один из основателей Facebook, недавно заметил, что Facebook «уже давным-давно» требовал контроля со стороны общества. «Меня шокирует, что им не приходилось отвечать на подобные вопросы раньше», – заявил он. Лидеры сектора информационных технологий, особенно в Европе, уже много лет предупреждали о злоупотреблениях в Facebook (и других интернет-порталах). Их выводы и практические рекомендации сегодня особенно актуальны.

Свидетельские показания гендиректора Facebook Марка Цукерберга перед сенатом США мало помогли повысить доверие общества к компании, которая приторговывает персональными данными своих пользователей.

Самым показательным на этих слушаниях был момент, когда сенатор от Иллинойса Ричард Друбин спросил Цукерберга, был бы тот готов делиться с людьми названием отеля, где остановился, и именами людей, с которыми он переписывался в течение недели. Именно эти виды данных отслеживает и использует Facebook. Цукерберг ответил, что ему было бы неприятно предоставлять такую информацию. «Я полагаю, что это как раз то, о чем собственно и идет здесь речь, – сказал Дурбин. – Ваше право на конфиденциальность».

Критики Facebook говорили об этом уже много лет. Стефано Кинтарелли, один из главных IT-экспертов в Европе и ведущий защитник конфиденциальности в интернете (до недавнего времени он был членом итальянского парламента), настойчиво и пророчески критиковал Facebook за злоупотребление своей рыночной позицией и персональными онлайн-данными.

Кинтарелли давно выступает с сильной идеей: каждый из нас должен установить контроль над своим профилем в интернете, который можно будет легко переносить между разными порталами. Если мы решаем, что не любим Facebook, у нас должна быть возможность перейти к его конкуренту, не теряя при этом связи с теми контактами, которые остались в Facebook.

Для Кинтарелли злоупотребление данными, которые компания Cambridge Analytica получила у Facebook, стало неизбежным следствием безответственной бизнес-модели Facebook. Эта соцсеть теперь признается, что Cambridge Analytica – не единственная компания, воспользовавшаяся личными профилями пользователей, полученными от Facebook.

В личной переписке Кинтарелли заявил, что «Общий регламент по защите данных» (GDPR) Евросоюза, который после шести лет подготовки и дебатов вступит в силу 25 мая этого года, «в некоторых аспектах может послужить в качестве ориентира».

Он отмечает, что, согласно GDPR, «не соблюдающие регламент организации могут быть наказаны крупными штрафами – до 4% от их доходов. Если бы GDPR вступил в силу раньше, тогда Facebook, стремясь избежать подобных штрафов, вынужден был бы сразу уведомить власти об утечке данных, как только сама компания о ней узнала, то есть намного раньше последних выборов в США».

Кинтарелли подчеркивает, что «эффективная конкуренция – это мощный инструмент повышения и защиты биоразнообразия в цифровом пространстве». И в этом отношении регламент GDPR должен помочь, поскольку что он «вводит концепцию портативности профилей: пользователь может переносить свой профиль от одного поставщика услуг к другому, так же как мы переносим наш телефонный профиль – номер мобильного телефона – от одного оператора к другому».

Однако «подобной формы собственности на персональные данные человека, – продолжает Кинтарелли, – конечно, недостаточно». Не менее важна «взаимосвязанность: оператор, к которому мы переносим наш профиль, должен быть связан с предыдущим оператором, чтобы мы не теряли контакты с нашими друзьями онлайн. Сегодня это возможно, благодаря таким технологиям, как IPFS и Solid, который разработал изобретатель веба Тим Бернерс-Ли».

Сара Спикерманн, профессор Венского университета экономики и бизнеса и председатель Института управления информационными системами, – еще один идеолог защиты персональных онлайн-данных. Она давно предупреждала об опасности тех форм злоупотреблений, которые наблюдаются в Facebook.

Спикерманн, глобальный авторитет в вопросах торговли нашими онлайн-профилями для целевой рекламы, политической пропаганды, государственной и частной слежки, подчеркивает, что необходимо решительно взяться за «рынок персональных данных».

«С тех пор как в 2011 году на Всемирном экономическом форуме начали обсуждать персональные данные как новый класс активов, – рассказала она мне, – рынки персональных данных расцвели на идеях, что эти данные могут стать «новой нефтью» в цифровой экономике, а также, как мы видим, в политической жизни».

В результате, «более тысячи компаний сейчас участвуют в производственной цепочке цифровой информации, собирая данные о любой онлайн-активности и поставляя целевой контент мобильным и просто интернет-пользователям примерно через 36 секунд после их выхода в цифровое пространство».

Не только «Facebook и Google, Apple или Amazon собирают и используют наши данные для любых целей, которые можно себе представить, – говорит Спикерманн. – Платформы управления данными, с которыми работают, например, Acxiom или Oracle BlueKai, обладают тысячами личных характеристик и социально-психологическими профилями сотен миллионов пользователей».

Спикерманн считает, что «рынки персональных данных и использование данных на этих рынках в нынешнем виде следует запретить». Однако, по ее мнению, регламент GDPR все же станет «хорошим мотиватором для компаний во всем мире пересмотреть их практику работы с персональными данными».

Она также отмечает, что «богатая экосистема онлайн-сервисов, поддерживающих конфиденциальность, начинает расти и набирать обороты». В исследовании Венского университета экономики и бизнеса класса аспирантов «сравнивается практика сбора данных топовыми онлайн-сервисами (например, Google, Facebook и Apple) с практикой их новых конкурентов, которые поддерживают конфиденциальность». По ее словам, исследование «дает каждому шанс мгновенно сменить используемый сервис».

Благодаря огромной лоббистской силе, компании Facebook пока что в основном удается парировать практические идеи Кинтарелли, Спикерманн и их коллег по этой кампании. Но последний скандал открыл обществу глаза на угрозу, создаваемую бездействием для демократии.

Евросоюз отреагировал первым, приняв новые стандарты защиты персональных данных, предложив повысить налоги на Facebook и других торговцев персональными онлайн-данными. Но нужно делать больше, и эти меры должны быть реализуемы. Кинтарелли, Спикерманн и их коллеги, защищающие онлайн-этику, предлагают нам практический путь к интернету, который будет прозрачным, справедливым, демократичным и уважающим личные права.

Джеффри Сакс – профессор Колумбийского университета, директор Научной сети ООН по поиску решений устойчивого развития.




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.