Золотой фонтан
Поддержать

Золотой фонтан

«Затраты на одного ученика в Назарбаев интеллектуальных школах (НИШ) превышают без малого в 12 раз затраты в обычных школах: в первых 200 тысяч, во -вторых 17 тысяч тенге», — сообщила активно лоббирующая интересы казахстанских учителей депутат Мажилиса Парламента Ирина СМИРНОВА.

Не одаренные,  а хорошо подготовленные

— Назарбаев Интеллектуальные Школы создавали таким образом, что туда приходят не самые одаренные, а самые подготовленные дети, — говорит депутат. —  Представители нашего МОНа много раз ездили в Финляндию изучать опыт их школ: эта страна занимает первые места в мировых табелях о рангах по образованию. При этом в какой бы школе ребенок ни учился, в сельской или городской, уровень получаемых знаний везде одинаковый. То же самое можно сказать и об Эстонии. Что касается Казахстана, то в одной из своих поездок по регионам я видела школу, где два года не преподавалась физика: учителя не было. Это – не говоря уже о бытовых удобствах: они все на улице. А ведь возможно в этой школе растет талантливый математик. Просто для раскрытия его потенциала условий в школе нет.

«Главное отличие НИШ от обычных среднеобразовательных школ, гимназий и лицеев в том, что преподавание ведется на английском языке.  За последние 3 года только в США было набрано 80 преподавателей для НИШ. По грубым прикидкам, минимальные затраты на них составили 6-7 млн долл.  в год. В настоящее время в США и Великобритании рекрутинговые агентства продолжают искать преподавателей, готовых работать в этих школах. Требования к кандидатам просты: минимум 3 года опыта; степень бакалавра и выше; физическое здоровье; готовность работать в условиях изменяющихся учебных программ, поскольку таковые экспериментальные, постоянно будут появляться новшества. По очень примерному расчету, содержание одного учителя-иностранца обходится в 100 тыс. долл. в год. Стоят ли достижения этих школ таких финансовых затрат?». (365INFO.KZ «Сенсация: счастливые учителя появились в Казахстане»)

— В государственных школах республики на одного ребенка выделяется предположительно 17 тысяч тенге в месяц, продолжает Ирина Смирнова. —  Но до него они не доходят, потому что деньги вначале поступают в управление образования, а уж как там распределяют их, мы не знаем. Сколько бы я ни билась, чтобы увидеть бюджет, – все никак. Сейчас буду писать персонально каждому акиму области, чтобы школьный бюджет не просто выкладывали, как положено по закону, на свои сайты, а расписывали каждую тиынку, — куда она истрачена. Тогда будет возможность сравнить и задавать вопросы, почему на одну школу выделено больше, а на другую – меньше денег.

Назарбаев интеллектуальная школа во всей это иерархии вообще стоит особняком. Здесь на одного школьника выделяется больше 200 тысяч тенге в месяц. Некоторые частные школы, где до недавних пор все осуществлялось за счет родителей, стоят куда дешевле. Привилегий у НИШа много: бесплатная школьная форма, трехразовое питание, новые просторные здания и лаборатории, обучение дополнительному иностранному языку, уроки строятся по модели «Два учителя в классе». И самая главная привилегия —  НИШ не участвуют в Едином национальном тестировании, которое, отнимая уйму времени, значительно снижает качество знаний школьников. То есть НИШ, получается, живет как государство в государстве.

И вот еще на что  я хотела обратить внимание. Содержание образования современной казахстанской школы (различные программы, учебники и учебные пособия) разрабатывались педагогами Назарбаев интеллектуальной школы. Делалось это, говорят, быстро. И, наверное, именно поэтому они (учебники) вызывают много вопросов. При этом в стенах самого НИШ математике, к примеру, учат по учебникам, разработанным Сканави, выдающимся российским математиком прошлого века. У меня вопрос: почему же разработчики не учат НИШевцев по тем учебникам, которые они разрабатывали для обычных школ?

«Забили» на учебу

— Вы посмотрите, какие у нас учебники литературы! Они ныне помпезно называются «Русская словесность», но словесностью там и не пахнет, — сказала знакомая учительница литературы на просьбу прокомментировать учебники, по которым она учит детей. —   К примеру, учебнику «Русской словесности» для 7 класса можно дать такую характеристику — страшно науконизирован. Вместо Пушкина, Лермонтова и Гоголя дети должны осваивать такие темы как «Человек и мир природы в литературе» или «Художественная картина неба в литературе». Результат обучения по таким учебникам не замедлил сказаться. Когда я, рассказывая о Льве Толстом, спросила у семиклассников, какие из его произведений они знают, то услышала от одной девочки:  «Слон и Моська» (?!).

Что касается тестов, то попадаются вопросы, когда просто везет с ответами на них по системе случайности. Итог — дети выходят из стен школы не умеющими не то что рассуждать на какие-то глубокие темы, но и просто связно излагать мысли, почерпнутые из учебников. К тому же часы по такому  предмету как русский язык (учителя биологии и химии скажут то же самое) неуклонно сокращаются.  Что дети могут получить за час-два в неделю? Ни-че-го!  Потому что нет закрепления — бежим по верхушкам. За 40 минут (такова сегодня продолжительность урока) мы ведь только даем и даем, а опросить не успеваем. Поэтому, мне кажется, большинство детей расслабились и просто «забили» на учебу.

— В Казахстане уже давно происходит самое страшное, самое недозволенное в учении – это учить и учиться по учебникам, по которым невозможно учить и нельзя учиться, — заявляет доктор физико-математических наук, директор Института теоретической математики и научных вычислений ЕНУ им. Л.Н.Гумилева Нурлан Темиргалиева. — Еще страшнее и недозволительнее — экзамены по бессмысленной программе, когда неясно и непонятно, о чем спрашивается и для чего все это. У учащегося создается состояние опустошенности и безысходности. К примеру, система школьного математического образования РК со времен обретения независимости деформирована насколько, что школьники, поколение за поколением, проходят мимо базовых понятий. Они не понимают, как устроена теорема, что есть дробь, координатная прямая, функция, логарифм, степень, синус и косинус… При этом школьный учебник математики изобилует кричащими грубыми научными ошибками, внешне вроде бы правильными, но необучающими текстами, с математически неверно сформулированными и потому непонятными даже для взрослых задачами. Мне могут сказать, что через интернет можно обратиться к доступным руководствам. Но это не выход из положения: учащийся связан со школой через принятый учебник, все остальное – только дополнение к нему.  

Результат — уровень подготовки выпускников казахстанских школ, включая даже РФМШ (Республиканская физико-математическая школа), НИШ и КТЛ (казахско-турецкий лицей, сейчас — Образовательно-инновационный лицей), как показали результаты международной конференции по школьной математике, проведенной нашим институтом в 2014 году, недостаточен для их вхождения в мир науки.

Математика есть наука систематическая. Восхождение от подготовительного класса по всей системе среднего и высшего образования к передовым позициям в международной математике-информатике должно быть непрерывным. Но эта цепочка оборвалась лет 16 тому назад из-за ЕНТ.

Вместо систематических знаний по всем школьным предметам, должных стать пропуском в «современный мир», школы дают какие-то ни к чему не пригодные, не развивающие логику и не показывающие уровень знаний «тестовые вопросы».

Государство опирается на честных граждан как на фундамент. Однако щедро поставляемая ЕНТ несправедливость (она особенно остро воспринимается в юные годы) никак этому не способствует. Как смириться с тем, что середнячок, а то и вовсе двоечник, выходит с ЕНТ с заоблачными баллами? Зато другую часть только-только вступающих жизнь такой подход к оценке знаний учит цинизму: эти уже с младых ногтей привыкают ко «всяческим хитростям» — пронести мобильный телефон, по которому его обслужит учитель.

И – уверяю вас: даже при условии абсолютно точного выполнения всех правил проведения ЕНТ высшие баллы никак не означают получение среднего образования по содержанию «энциклопедического уровня» и подготовленность к получению высшего образования по содержанию «профессионального».

Школьный период дается человеку для подготовки к жизни через академическое образование, в котором ключевым является достижение различных «зрелостей». Из них решающим является математическая как систематизированный мощный мозговой аппарат для усвоения и применения нужных знаний. Сервантес некогда по этому повожду сказал«Ничто не обходится государству так дешево и ничто другое не приносит так много разного  всеобъемлющего полезного как математика. В теперь уже далеком 2002 году средние школы Казахстана были обеспечены многоуровневым учебником «Алгебра и начало анализа» на государственном и русском языках с заключительным школьным материалом. Усвоение последнего гарантировало успешное обучение в любом университете мира. Сегодня же вместо такой уникальной возможности мы имеем то, что имеем – аварийную ситуацию: дети в школах математического образования по сути не получают.

Разумеется, отмена ЕНТ всех проблем школьного образования, фактически сведенного к нулю, в полном объеме само по себе не решит. Поэтому мы разработали в стенах своего института на бескорыстной основе широкомасштабную, состоящую из нескольких проектов, комплексную программу на 2018-2020 годы для выхода из тупиковой ситуации. Первая из них — создание на уровне сигнальных экземпляров полного комплекта учебников и программ по школьной математике с первого по последний классы с позиций «математической зрелости». Далее. Поскольку «в среднем образовании начат переход на обновленное содержание, который будет завершен в 2021 году», то всю школьную программу следует, на наш взгляд, создать в ключе «Математике и английскому языку – учебные часы в востребованном количестве, остальные предметы подстраиваются под них». Это предложение основывается на том, что «без овладения английским языком Казахстан не достигнет общенационального прогресса».        

Кроме того, разработанная нами комплексная программа на 2018-2020 в случае ее принятия решила бы и проблемы учительства. Например, избавила бы от написания изматывающих поурочных планов. Они, мы считаем, должны содержаться в самом госстандарте образования. Программа, о которой идет речь, повторюсь, выполнена фактически бесплатно. Но без соответствующего (очень небольшого бюджетного) финансирования она не может быть реализована.

От редакции:

Мы все давно уже знаем, что, кроме дефицита сильных вузов у нас неразвитая экономика, которая не имеет подходящих производств для «по-английски» образованных кадров.  Тогда для кого готовят кадры такие школы РФМШ, НИШ и КТЛ?




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.