понедельник, 25 октября 2021
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Алек Болдуин «Ржавчина» фильм түсірілімінде операторды өлтірді Как чиновница, фигурировавшая в коррупционном деле, стала замом акима Косшы? Суд оправдал бывших вице-министров Садибекова и Джаксалиева Белгілі жазушы Софы Сматаев оқырманнан ақшалай көмек сұрады Казахстанские хлебопеки: В стране может исчезнуть социальный хлеб Апатқа ұшыраған "Қайрат" ойыншылары пікір білдірді В Казахстане растет количество родов среди подростков Блокада на границе с КНР продолжается Марқұмның жақындары жауынгердің өзіне қол жұмсағанына сенбейді Минтруда: На переселение с юга на север направят более 46 млрд тенге По затратам местных бюджетов лидируют Туркестанская и Алматинская области Во время пандемии казахстанцев охватила «эпидемия» лудомании Второй энергоблок Ростовской АЭС остановлен из-за неполадок Аида Балаева: «Ұлттық рухани жаңғыруға» 119 миллиард теңге жұмсалады Арон Атабектің халі нашарлап кетті Казахстанские аэропорты дожигают последний керосин 500 казахстанских женщин стали жертвами бытового насилия Орал әуежайына Мәншүк Мәметова есімі беріледі Казахстан в высокой группе риска - тенге дорожает Әлия Назарбаеваның кітабы: отырыс өткен театр директорына 670 910 теңге айыппұл салынды В Казахстане начнут прививать вакциной Pfizer подростков и беременных Тоқаев: Балаларды бір тілмен шектеудің қажеті жоқ Парламент Казахстана принял закон по защите Каспия Казахстанский уран и бразильский сахар: товарооборот составил $109,8 млн Казахстан и Италия начнут сотрудничать в военной области

Девять программ АПК

Агросектору Казахстана необходим общественный контроль. Триллионы тенге, выделяемых  в рамках госпрограмм, только разрушают отрасль.

Существует Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы. Но не знающий человек её ни за что не найдёт на сайте Министерства, если не вбить эту программу в поиске. Если вы ее все же найдете по ссылке: https://moa.gov.kz/ru/page/state-program-2017-2021,  то приятно удивитесь тому, что она касается всех отраслей и направлений сельского хозяйства страны и каждого региона. Она снабжена яркими графиками, диаграммами, таблицами, SWOT-анализом, планами, целевыми показателями и цифрами финансирования. Если не знать, что это 9-ая по счету программа развития АПК Казахстана, начиная с 1991 г., можно было бы поверить, что все планы сбудутся.

Как случилось, что, имея обширные пастбища, пахотные угодья, леса, реки, 42% населения на селе, отрасль «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» составляет 4,3% ВВП страны?

Несмотря на то, что все эти годы правительство обещает решить проблему продовольственной самодостаточности, от импорта зависит на 54% потребление плодово-ягодных культур и винограда, на 51% потребление сыра и творога, колбасных изделий 46%, мясных и мясорастительных консервов 40% и сливочного масла 36,4%, переработанного картофеля - 98%, свежей̆, охлаждённой̆ и замороженной̆ рыбы обеспечивается импортом на 75%.

Производство сельского хозяйства в стране также стагнириует вот уже третий год. И даже там, где Казахстан когда-то имел хорошие конкурентные преимущества: производстве зерновых и КРС.  

Все эти годы программы развития АПК идут одна за другой, похожие до неприличия, копируя одни и те же решаемые проблемы. И как минимум две из них отражают кризис управления отраслью в целом: недоступность субсидий для большинства сельхоз товаропроизводителей и отсутствие привязки субсидирования к конечному результату и специализации регионов.

Справедливости ради, в каждой из программ сами  разработчики, одной из угроз реализации выделяют – «риск неэффективного государственного регулирования отрасли».  

И риски эти становятся все более дорогостоящими. Если на Программу АПК 2010-2014 гг. было выделено 1 трлн 029 млрд. тенге, то на  АПК 2017 -2021гг. выделено вдвое больше -  2 трлн 371 млрд тенге.

При этом декларировалось, что уже в 2015 году  повышение производительности труда в АПК увеличится в 2 раза, наращивание доли АПК в экспорте до 8%, обеспечение 80% внутреннего рынка продовольственных товаров отечественными продуктами питания. Как мы можем видеть по состоянию отечественных прилавков, ни одна из целей не достигнута. Никем проанализированы результаты. Никто не понес персональной ответственности.  

В чем же причина нестабильного развития сельского хозяйства? Ответ в самой же Программе – тотально неэффективном менеджменте.

Например, иерархия управления по программе мясного животноводства представляет из себя вот какую картину:

  • Руководитель программы мясного животноводства:
    Первый̆ вице-министр
  • Главный̆ менеджер программы:
    Директор Департамента производства и переработки животноводческой̆ продукции
  • Руководитель подпрограммы:
    Заместитель акима области
  • Главный̆ менеджер подпрограммы:
    Руководитель управления сельского хозяйства
  • Координатор базового инвестиционного проекта:
    Заместитель акима района.
  • Главный̆ менеджер базового инвестиционного проекта:
    Руководитель отдела сельского хозяйства.
  • Руководитель базового инвестиционного проекта:
    Руководитель откормочной̆ площадки.
  • Координатор инвестиционного проекта:
    Аким сельского округа.
  • Руководитель инвестиционного проекта:
    Фермер (семейная ферма)

Таким образом, над фермером находится 7 вышестоящих руководителей! С такой номенклатурной цепочкой фермер просто не в состоянии справится. И это не считая других так называемых «ключевых стейкхолдеров программы»: семи министерств, акиматов, холдингов и отраслевых союзов.

Все это подтверждает тезис о том, что огромное количество регуляторов – далеко не условие, а главное препятствие развитию сельского хозяйства. И наконец, во всей этой пищевой цепочке не хватает главного – общественного контроля.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33