Казахстан продолжит помогать Афганистану
Поддержать

Казахстан продолжит помогать Афганистану

Одно из первых кадровых решений президента Токаева — назначение 41-летнего Алтая Кульгинова акимом Нур-Султана – на первый взгляд выглядит неожиданно. Молодой чиновник, которого не считали чьей-либо креатурой  и который никогда до этого не был замечен в чем-либо выдающемся — как в позитивном, так и в негативном смысле этого слова, примечателен разве что молодостью – тремя дипломами нынче никого не удивишь.

Его биография – один из немногих примеров стремительной и одновременно успешной карьеры вчерашнего болашаковца на госслужбе, и в этом его можно сравнить, пожалуй, с нынешним первым зампредом партии власти Бауыржаном Байбеком, правда, аппаратный вес последнего куда внушительнее.

Алтай Кульгинов – выходец и многодетной семьи Южного Казахстана, сам уже многодетный отец: вместе с женой Жанар Келимбетовой воспитывает четверых детей.

Волею карьерной судьбы он 17 лет проработал в Западно-Казахстанской области. Регион это непростой, и местной власти, как правило, приходится балансировать между интересами работающих там иностранных сырьевых корпораций и задачами, которые ставит центральная власть. К тому же, исторически Уральск – «столица» вольнодумства, здесь традиционно сильны оппозиционные настроения. Вот и на выборах президента 9 июня по данным независимых наблюдателей процент проголосовавших здесь за Касым-Жомарта Токаева был заметно ниже среднего по стране.

В прежние времена за такое аким региона тут же отправился бы куда подальше «на другую работу». А наш герой пошел на повышение на следующий день после инаугурации свежеиспеченного президента.

Некоторые наблюдатели поспешили расценить это как немедленную реализацию обещания Токаева «дать дорогу молодым». Однако, по инсайдерской информации своим перемещением с крайнего запада  в стольный град Кульгинов обязан вовсе не Касым-Жомарту Кемелевичу. Дело  в том, что в начале своей стремительной карьеры – с 2008 по 2010 – Алтай Сейдирович трудился заместителем гендиректора ТОО «Алаш медиа групп». Эта структура через аффилированные компании владеет порталом tengrinews,  сайтом спортивного направления Vesti.kz, ТРК «Эра» и еще несколькими интернет-ресурсами, входящими в зону влияния Карима Масимова (официально учредители АМГ —  ее генеральный директор Батыр Казыбаев и зарегистрированная в Нидерландах оффшорная компания, а реальный владелец ТОО-шки – бизнесмен Александр Клебанов, близкий к Кариму Масимову и Дариге Наззарбаевой).

Показательно, что уже следующим местом  работы 32-летнего юриста Кульгинова становится администрация президента РК, с должности госинспектора которой его переводят в заместители акима ЗКО. Областью тогда рулил Бактыкожа Измухамбетов, сменивший на этом посту втянутого в громкий коррупционный скандал Нургали Ашимова. Просидев год за широкой спиной будущего спикера мажилиса, наш герой на целое трехлетие становится мэром областного центра – Уральска.

При всем внешнем провинциальном спокойствии город этот непростой – с историей, с активной общественной жизнью, с давней традицией фронды по отношению к центральной власти и к власти вообще. Молодому акиму пришлось изрядно повоевать с местным бизнес-сообществом, с экологами, пройти судебные тяжбы, не без потерь для собственного имиджа столкнуться с уральской независимой прессой (представьте себе, на «диком» западе таковая еще сохранилась!)…

Однако, молодой градоначальник, то ли в силу особенностей характера, то ли благодаря правовой подкованности (он учился на юриста сначала в Казахстане, а затем – в Шотландии, умудрившись в промежутке окончить Российскую академию госуправления) сумел выйти победителем из всех этих боев местного значения и даже стать в 2016 году акимом ЗКО.

На новом посту Кульгинов начал с небольшого скандала: на церемонию его представления в качестве главы области не пустили нескольких журналистов и блогеров. И получил разгромную отповедь в местных сетевых ресурсах: «Экс-руководитель Уральска, в марте этого года пересаженный в кресло повыше – акима Западно-Казахстанской области, свое назначение на новую должность обставил так, что ни один из сотрудников СМИ, не работающих по государственному заказу, не попал на церемонию. Которая, по сути, являлась рядовым совещанием, и о ней было известно всем из информационных лент.

Тем не менее, Кульгинов решил пойти на скандал в самом начале своего нового карьерного периода, но не допустить, чтобы что-то, произнесенное  премьером Каримом Масимовым, приехавшим в Уральск представлять нового вождя региона, достигло ушей «непослушных» журналистов. При этом в карьере Кульгинова есть период, когда он работал в республиканском медиахолдинге на должности заместителя генерального директора и не мог не знать, что журналист, куда-либо не попавший по явно незаконной причине (а препятствование работе журналиста – это незаконно), весьма огорчится и от огорчения напишет и то, что было, и то, чего не было. То есть поднимет скандал, который непременно скажется на имидже. Приступая к новой должности, творить такое можно, если тебе кровь из носу надо скрыть подробности мероприятия.

Возможно, Алтай Кульгинов боялся, что премьер станет задавать неудобные вопросы относительно его работы, а точнее, недоработок в качестве акима Уральска. Если ориентироваться на мнение уральцев, прокомментировавших на интернет-сайтах весть о назначении Кульгинова акимом области, то оно звучит так: «в Уральске за три года ничего не сделал и в области не сделает».

Справедливости ради стоит сказать: кое-что Кульгинов все-таки сделал. При нем активно ремонтировали дороги, которых в облцентре и в области с незапамятных времен скорее не было. Местный  аэропорт, где в свое время отказалась садиться «Эйр Астана», передали в коммунальную собственность, пообещав реконструировать (правда, так и не приступили к обещанному), стали строить жилье для бюджетников. Наконец, в период его акимства удалось переселить многострадальный поселок Березовка, жители которого «вдруг стали массово падать в обморок _ как посчитали специалисты, из-за близости к нефте-газопромыслам Карачаганака.

За первым ударом последовал второй: журналисты  выяснили, что аким области ездит на машине представительского класса, бюджет аренды которой достигает трех миллионов тенге в год.

Расследование инициировал журналист местной газеты «Уральская неделя» Лукпан Ахмедьяров. Через официальных дилеров он выяснил, что в Уральск отправлена последняя модель седана бизнес-класса AudiA8 Long стоимостью в 56 миллионов тенге (свыше 180 тысяч долларов). Через некоторое время на этой машине с госномером 001 WK 07 был замечен Алтай Кульгинов. Модель улучшенной комплектации включает в себя отделку салона редкими сортами дерева, светлой кожей и дорогой мультимедийной системой.

Реакция акима не заставила себя ждать – он ответил журналисту в своем блоге. Из ответа следовало, что  акимат арендует Audi «на условиях тест-драйва в 50 тысяч тенге в месяц с правом пролонгации и оплатой с последующего месяца до 250 тысяч тенге». Аким пишет, что при аренде в 50–250 тысяч тенге в месяц бюджет годовой аренды будет составлять от 600 тысяч до трех миллионов тенге. Пять лет аренды обойдется в сумму от трех до 15 миллионов тенге, то есть это «в разы ниже, чем затраты на покупку нового автомобиля». Эта история, заметим в скобках, научила нашего героя (и без того весьма осмотрительного) скромнее быть в желаниях: по столице ее нынешний аким ездит на вполне себе бюджетном авто казахстанской сборки.

Вообще Алтай Сейдирович — аким фартовый. Заметили, скажем, его вместе с замами на гонках Формулы-1 в Дубае, а он в интервью отвечает, не моргнув глазом: мол, в Дубае он был с рабочим визитом на заседании Совместного Комитета по Управлению Карачаганакским проектом, на котором решался вопрос о повышении выплат со стороны КПО б.в.

— Никаких культурных мероприятий в программе не было. И гонки «Формулы-1» я не посещал, честно говоря, я даже не знал, что они проходят, — заявил Алтай Кульгинов.

А вопрос о повышении выплат со стороны инвестора был решен положительно. Они увеличились с 20 млн. до 30 млн.долларов ежегодно.

И ведь действительно увеличились – не придерешься!

Уже нынче, после переезда в столицу случился с ним очередной конфуз – на сей раз мебельный. Все те же медийщики раскопали в соцсетях горячую новость: акимат  закупает для нового акима дорогую мебель, тендер уже объявлен.

А Кульгинов тут как тут: я не я и «мебля» не моя! «Вчера в сетях бурно обсуждали приобретение «мной» нового кресла. Мне сейчас не до кресел, работы выше крыши. Больше времени провожу на «поле» нежели в кабинете. Прошу не верить fake news! PS. Раб-ку акимата, пожелавшему обновить мебель, поручил отказаться от этой идеи», — написал он в своем Twitter. И ведь вопрос был благополучно замят, даже борцы с коррупцией не возбудились… Ну чем не везунчик, а?

Впрочем, по крупному ему повезло только однажды – в 2016 году, когда в Западно-Каззахстанской области, которую он только что возглавил, случились земельные митинги. На одном из них в Уральске народ требовал появления акима, однако «под танки» был брошен его заместитель.  Позже  полетели головы в правительстве, а наш герой усидел. Почему? Вот как ответил на этот вопрос в интервью «365инфо» политолог Данияр Ашимбаев: «На фоне того, что в Казахстане появляется все больше и больше неприкасаемых, которых не тронут при любых скандалах, не было никакого смысла увольнять Кульгинова из-за митингов через месяц после назначения, суть которых всем была ясна».

В том же интервью уважаемый политолог делает еще одно высказывание – пространное, но весьма показательное:  «Если внимательно посмотреть на проблему, понятно, что события 4 мая были во многом спровоцированы общей ситуацией. Во-первых, только что без сучка и задоринки прошли парламентские выборы, не давшие никакой возможности людям выпустить пар. Во-вторых, прошла девальвация. В-третьих, люди устали от того, что Астана всегда считала приоритетом иностранных инвесторов, будь то реально иностранные или собственные оффшорные инвесторы, которые всегда имели право первой ночи на расположение столичных властей. В-четвертых, сыграл свою роль фактор чрезмерно политизированной у нас, но объективно нужной евразийской интеграции. В-пятых, для Западного Казахстана, области приграничной, очень важна взаимосвязь курсов рубля и тенге, колебания которых удовольствия в последние годы году никому не доставляли. В-шестых, нельзя забывать и о китайском факторе. Поскольку Казахстан привлекает огромное количество китайских инвестиций, продавая контрольные пакеты предприятий, зачастую стратегических, конечно у многих возникают вопросы, на каких условиях мы эти кредиты берем и как мы их будем отдавать? И разговоры по поводу обещанной китайцам на долгосрочную аренду земли в миллионы гектаров на многих действовали сильно.

А ведь на уровне регионов действительно шла подготовка разных китайских представителей, и такие переговоры велись. Это могло оказаться незамеченным столичной прессой, но региональные местные элиты и общественность прекрасно об этом были информированы».(выделено нами — Е).

Очевидно, что г-ну Кульгинову несказанно повезло: он ведь пришел на должность главы не чужой ему  области, где проработал много лет на вторых ролях, прекрасно знал элитные расклады и настроения да и сам считался местным элитарием. Однако, с ним поступили так, как если бы он вчера приехал откуда-нибудь из Караганды. Тут уж без высокого покровительства точно не обошлось.

Как бы то ни было, теперь нашему герою благосклонность  его ангелов-хранителей тем более не помешает, ведь на одном фарте в столице далеко не уедешь…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.