Атамбаеву вернут статус экс-президента?
Поддержать

Атамбаеву вернут статус экс-президента?

Фигура акима Туркестанской области Умирзака Шукеева сегодня привлекает повышенное внимание политологов и прочих осведомленных наблюдателей. Причина проста: Умирзак Естаевич ведет позиционную войну с другим тяжеловесом казахстанской политики – Ахметжаном Есимовым. И пока, похоже, ее проигрывает.

Дело в том, что и тот, и другой не однажды становились у руля аграрной отрасли и привыкли считать ее своей вотчиной. Особенно обострилось их соперничество в последние полтора десятилетия, когда в аграрку потекли весьма серьезные бюджетные потоки. Тот факт, что на данный момент Ахметжан Смагулович руководит ФНБ «Самрук-Казына», а его визави акимствует в не самой, мягко говоря, передовой Туркестанской области, говорит о многом, но далеко не обо всем: в распоряжении Умирзака Естаевича остаются достаточно серьезные рычаги влияния. Главный из них – наличие своих людей как в региональных элитах, так и в столице.

Не случайно Шукеев считается лидером неформального южного клана – пусть изрядно потрепанного в межэлитных боях, но все же  весьма влиятельного.

Пик карьеры нашего героя пришелся на нулевые годы, за это десятилетие  он успел порулить хлебной Костанайской областью, столицей, Южным Казахстаном, а затем дорасти до первого вице-премьера правительства Карима Масимова. Причем, у Масимова он «тащил» не одну аграрку, а весь макроэкономический блок, что в те годы было задачей не из простых. Хотя человеку, работавшему министром экономики еще в правительстве Акежана Кажегельдина, к разного рода трудностям не привыкать…

И все же у Шукеева есть слабое место, которое в иных условиях могло бы считаться сильной стороной – он человек командный. Сначала он был в тени ныне покойного Сарыбая Калмурзаева, а позже, быстро заматерев, сумел сколотить собственную команду (а точнее- клан). Клан этот был ему поначалу вполне себе предан, но, как часто бывает в таких случаях, требовал взамен своей преданности различных «ништяков» — хлебных должностей, например. А любое теплое местечко чревато искушениями, устоять перед которыми дано отнюдь не каждому.

Особо не задалось у чиновников, которых Шукеев продавил на руководящие должности  в Комитет по водным ресурсам Минсельхоза: сначала «сгорел на работе» зампред КВР Арман Кумашев, осужденный за хищение 1,5 млрд. тенге, а сейчас судят еще одного шукеевского кадра председателя КВР Ислама Абишева, на днях взбудоражившего зал суда громким заявлением: мол, если вы узнаете, что я умер, случайно оступившись на лестнице – не верьте!

Некоторые наблюдатели склонны считать эти злоключения «водяных» ответным «приветом» нашему герою от его преемника в СамКе: дескать, могущественный Есимов до сих пор не может простить Шукееву вытеснения из аграрного ведомства верных ему людей и особенно – посадки многолетнего председателя все того же КВР Анатолия Рябцева.

Одним словом, высокие отношения! Больше того, по некоторым сведениям Умирзак Естаевич отправился на туркестанские «галеры» именно с подачи Ахметжана Смагуловича. Якобы еще в феврале последний зашел к президенту Назарбаеву с увесистой папкой компромата на Шукеева времен его пребывания у руля ФНБ. Содержимое папки настолько впечатлило первого президента, что он отправил нашего героя в священный град. Грехи замаливать?

Так это или нет – утверждать не беремся, но одно несомненно: уроженцу Туркестана Шукееву в родных местах явно не хватает размаха. Одно дело рулить сельским хозяйством всей страны с его огромным потенциалом и бюджетом на сотни миллиардов, и совсем другое – управлять областью, вся доходная часть казны которой – 53 млрд. тенге.

Впрочем, шанс вернуться на высокую политическую орбиту у него есть, и имя этому шансу – Арыс. Если нашему герою удастся до зимы полностью восстановить разбомбленный город, то он вне всякого сомнения станет персоной грата для Касым-Жомарта Токаева, чья президентская карьера минувшим летом едва не была погребена под самопроизвольно взорвавшимися артиллерийскими арсеналами. Правда, сроки окончания восстановительных работ откладывались уже несколько раз, но их сегодняшние темпы, говоря словами нынешнего президента, вызывают осторожный оптимизм. Теперь бы не развалилось то, что построено, к следующей весне…

К слову, примечательно то, как новая туркестанская команда акима Шукеева обеспечивает его «подвигам Геракла» информационное сопровождение. Никаких тебе бравурных рапортов, громких обещаний, славословий в адрес шефа – все предельно конкретно и лапидарно: аким провел совещание, осмотрел объекты, вместе с Ахметжаном Есимовым дал старт первому матчу на новом футбольном стадионе. Подписал меморандум о сотрудничестве с «Самрук-Казыной», поблагодарил его главу за помощь в восстановлении… Ну, просто идиллия!

А ведь еще вчера Умирзак Естаевич любил поражать воображение начальства планов громадьём. Скажем, президенту пообещает довести экспорт говядины до 60 тысяч тонн в год, а потом тогдашний премьер-министр Бакытьжан Сагинтаев на заседании правительства не удержится от полного скрытой иронии замечания: «Не секрет, что в 2010-2016 годах мы заявляли, что будем экспортировать 60 тысяч тонн говядины, однако не смогли этого сделать. В 2016 году мы отправили на экспорт всего 6,8 тысячи тонн мяса, а в 2017 году только 5 тысяч тонн…  До конца года эта работа будет завершена, то есть в будущем у нас откроются возможности для наращивания экспорта. Перед нами стоят важные задачи. Умирзак Естаевич, смотрите, чтобы потом нам не было неудобно перед народом и Елбасы».

Перед Елбасы, к слову, нашему герою было неудобно, как минимум, еще один раз – это когда Нурсултан Назарбаев попрекнул его бардаком в том же «Самрук-Казыне»: дескать, эффективности от этой структуры не дождешься, зато наплодили тут «живчиков» и «зайчиков», которые только бумажки со стола на стол перекладывают!

Шукеев попытался привести «СамКу» в чувство, но получилось у него не лучшим образом. О причинах можно говорить долго, но главная, пожалуй, в привычке Умирзака Естаевича выдавать им желаемое за действительное. Пока он раздавал журналистам интервью, рассказывая, как он реорганизует, сколько сократит и когда выведет подведомственные предприятия на IPO, дела у крупнейших из них шли все хуже.

Возник гигантский долг у «КазМунайГаза», потом, если помните, бензиновый кризис то же из-за КМГ – а это «Самрук-Казына». Долг возник не только из-за «Ромпетрола» (международная нефтяная компания, некогда приобретенная КМГ – Е.), но и из-за других моментов, и все это было при Шукееве. Какие были проблемы у «Самрука», такие и остались, — считает политолог Марат Шибутов.  

 По его словам, известный и широко освещаемый процесс под названием «трансформация «Самрук-Казыны» не дал ожидаемых результатов». «Это называется: затей реформы, чтобы во время них тебя не сняли».

Что ж, Умирзаку Шукееву в его сегодняшней ипостаси уж точно не до «реформ ради реформ». Конечно, дома и стены помогают. Но для начала эти стены неплохо бы поднять из руин. Иначе будет совсем уж неудобно…




Комментариев пока нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.